
Фрагмент картины «Вид на Мариентальский пруд», Семен Щедрин
В Павловском дворце после реставрации выставили разделенный на две картины пейзаж художника Семена Щедрина, написанный по заказу Павла I. «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» раньше были одной картиной, написанной для Михайловского замка. Но после убийства владельца картину сначала перевезли в Академию художеств, а в потом в Гатчину, где, судя по всему, картина и была разделена.
Уже в качестве двух самостоятельных произведений картины из Гатчинского дворца были отправлены в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. А в 1956 году из Центрального хранилища музейных фондов переданы в Павловск.
Особенность картины — не только в том, что она была разделена, но и в том, что на ней можно увидеть утраченные постройки XVIII века.
«Одной из причин разделения большой картины на две части послужило их композиционное решение, — объясняет сотрудник научно-фондового отдела Анна Никифорова. — В одной части вы видите композиционный центр — Павловский дворец на высоком берегу Славянки. С другой стороны, на другом полотне мы видим Мариентальский пруд, а на нем расположены дворец графа Кутайсова и трельяж с трельяжной лестницей. Ни трельяж, ни дворец графа Кутайсова до сегодняшних дней не дошли, и поэтому это очень редкое изображение этих двух построек XVIII века».
Во время реставрации 2024 года при освобождении картины от слоев пожелтевшего лака на полотне было раскрыто изображение нагорной оранжереи с открытыми фрамугами — возможно, эта оранжерея — вишневая: было известно, что эту ягоду очень любила Мария Федоровна.
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».