
Экс-депутат Заксобрания Петербурга Никита Ананов оказался владельцем здания на территории парка Смольного. Отказавшись от идеи превратить его в садовый павильон или шахматный клуб, предприниматель решил создать на этом месте музей-монумент побед и героев России. Вот только земельный участок, прилегающий к зданию, город забрал из-за накопившихся долгов.
О планах создать музей-монумент героев и побед России на территории сквера, примыкающего к саду-партеру Смольного, «Фонтанке» рассказал сам Никита Ананов. По его словам, комплекс разместится на участке площадью 186 кв. м по адресу: Смольный проспект, дом 4а, литера А. Закладной камень весом 16 тонн уже установлен, а первый монумент, по словам Ананова, может появиться летом или осенью и будет посвящен героям СВО. Но это только начало. «У нас есть другие победы, включая святого благоверного князя Владимира тысячу лет назад», — подчеркнул он. При этом речь не только о военных победах, но «победах духа в науке, технике, спортивных достижениях». Проект будет реализован без привлечения бюджетных средств: для его финансирования будет создан специальный фонд, добавил экс-депутат.



Никита Ананов — петербургский предприниматель, брат известного ювелира Андрея Ананова, с 1995 года председатель правления «Петербургского союза пенсионеров». Избирался депутатом Законодательного собрания Петербурга первого, второго, третьего и четвертого созывов. В первом созыве занимал пост председателя постоянной комиссии по градостроительству и земельным вопросам. Известен как заказчик строительства одной из спорных мансард в городе — в доме № 6 в Смольном проезде. Долги по кредитам, которые он брал для расселения квартир в здании, привели к личному банкротству Никиты Ананова в 2021 году, в 2023 году завершилась процедура реализации имущества, в ходе которой предприниматель рассчитался с кредиторами.
Как здание на территории парка Смольного попало в частные руки?
Участок, на котором был установлен закладной камень для будущего монумента, согласно данным Росреестра, принадлежит городу. Но на него наложено ограничение в пользу «Петербургского союза пенсионеров», который с 2012 года владеет зданием на этой земле. Учредителем организации является Никита Ананов.
Предприниматель пояснил «Фонтанке», что выкупил здание почти 20 лет назад у компании Stanley Properties, рассчитывая построить на этом месте садовый павильон к 250-летию смерти Растрелли, но позднее пересмотрел идею и задумал реконструкцию для размещения шахматного музея-клуба. «У меня дядя шахматист (Михаил Ботвинник. — Прим. ред.), и в семье сохранились его реликвии», — рассказал Никита Ананов. В процессе согласования участок получил вид разрешенного использования «для размещения объектов физической культуры и спорта». Тогда же ландшафтный архитектор Елена Штиглиц разработала проект преобразования всего сквера с ориентацией на шахматную тематику и даже с водоёмом, вспоминает Ананов. Но потом предприниматель, по его словам, переключился на другие проекты и идею шахматного музея-клуба оставил. Чтобы снизить налоговую нагрузку, он передал здание на баланс «Петербургского союза пенсионеров». Оплата, по его словам, не производилась.



В 2008 году КИО сдал Никите Ананову участок, на котором находилось купленное им здание, в аренду до 2055 года. В 2013 году стороной по договору стал «Петербургский союз пенсионеров», приняв на себя обязательство своевременно и полностью выплачивать арендную плату. Осенью 2024 года договор был расторгнут. Причиной стала, вероятно, накопившаяся задолженность. Как следует из картотеки арбитража, в 2014 году КИО обратился в суд с просьбой взыскать более 1 миллиона рублей долга, пеней и процентов, суд встал на сторону ведомства. В 2015 году КИО добился взыскания 225 тысяч, 2022-м — 75 тысяч рублей, в 2024-м — 7,3 тысячи рублей.
Во исполнение воли президента
Никита Ананов утверждает, что как учредитель «Петербургского союза пенсионеров» не получал уведомлений и узнал о долгах перед городом из нашего интервью. «Разумеется, долги будут погашены. Таковы традиции семьи», — говорит он, добавляя, что «с глубоким уважением относится к усилиям КИО и ККИ по приведению в порядок имущественных вопросов в нашем городе». «Срокам здесь не место, мы выполняем общее дело в соответствии с обращением президента России 15 января», — заявил он.
Речь идет об обращении Владимира Путина к главам регионов и общественным организациям, в котором президент высказал пожелания, чтобы праздники Победы были отмечены без формализма, делом, напоминает Никита Ананов. Прочитав это обращение вечером 15 января в «Сапсане», он «сразу почувствовал, как будто оно обращено прямо к его сердцу».
Никита Ананов говорит, что получал предложения от коммерческих структур выкупить, а от городских властей — безвозмездно передать здание, которое столько лет не используется. Но как местный житель он принципиально не хочет, чтобы на этом месте появился ресторан или бизнес-центр. «В своё время Александр Вахмистров (в тот период — вице-губернатор, курировавший строительный блок. — Прим. ред.), налагая положительную резолюцию на письмо об изменении назначения объекта на спортивный, с доброжелательной улыбкой заметил: но только здесь не должно быть ресторана с шахматными досками на столиках», — вспоминает он.
Можно ли поставить частный монумент на территории парка Смольного
Окончательной концепции музея-монумента пока нет, проект будет реализовываться поэтапно, сообщил его инициатор. «На каждом этапе проект будет утверждаться общественным советом из наиболее авторитетных директоров музеев и ректоров вузов. Он и решит — разобрать строение или закрыть гранитом и использовать в композиции», — комментирует Никита Ананов.
Одноэтажное здание площадью 55,7 кв. м, по данным Росреестра, построено в 1916 году и, таким образом, защищено от сноса. Земельный участок, в отличие от самого здания Смольного, пропилеев и сада-партера, не является объектом культурного наследия федерального значения, но входит в охранную зону объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах. В этом случае проведение любых работ, в том числе установки малых архитектурных форм, к которым относится и закладной камень, требует согласования с КГИОП.
На вопрос о наличии разрешений Никита Ананов сообщил, что уведомил администрацию президента РФ и планы не встретили возражений. Он также полагает, что с согласованием таких работ в сквере вблизи Смольного сложностей не возникнет «в силу значимости проекта».
Впрочем, как было упомянуто выше, сейчас земля, прилегающая к зданию, свободна от арендных отношений. Кроме того, на участок наложено еще одно ограничение — в пользу Водоканала, в ведении которого находятся четыре фонтана в парке Смольного. Судя по карте, ни один из них не находится на указанной территории, но Росреестр видит это именно таким образом.
Заключение нового договора аренды с собственником здания может оказаться небыстрым процессом. «Петербургский союз пенсионеров» ликвидирован в конце 2024 года как недействующая организация. В арбитраже есть претензии к организации от КИО, Водоканала и, как ни парадоксально, от Пенсионного фонда. Задолженность на более чем 4 миллиона рублей, согласно данным СПАРК, пришлось взыскивать через исполнительные производства, но в ряде случаев установить местонахождение организации не удалось.
Никита Ананов сообщил «Фонтанке», что как учредитель организации вправе переоформить на себя ее имущество и хочет передать здание фонду, который займется воздвижением музея-монумента, а в дальнейшем, возможно, и превращением сквера в «исторический» — с фигурами, относящимися к победам России на протяжении столетий.
По закону об общественных объединениях имущество, оставшееся в результате ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом, либо на цели, определяемые решением общего собрания, а в спорных случаях — решением суда.