В Петербурге презентовали мультимедийный проект «Наше наследие. Сохранённое и возрождённое», созданный ИД «Аргументы и факты» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он посвящен восстановлению дворцовых комплексов Северной столицы и возрождению памятников культуры, разрушенных и уничтоженных в годы Великой Отечественной войны.
Как отметил главный редактор «Аргументов и фактов» Михаил Чкаников, проект рассказывает о том, что Россия — это и есть цивилизованная страна, которая, восстанавливая разрушенные во время войны ценности, показала миру свою гуманность и человечность.

«Мы должны показывать, рассказывать, как специалисты по крупицам возрождали знаменитые пригороды, — прокомментировал председатель комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Петербурга Владимир Рябовол. — Ценой огромных усилий восстанавливали то, что были украдено и разграблено во время войны. Потому что сегодня, глядя на красивые дворцы, может создаться впечатление, что так и было. Нет, так было не всегда. Это люди, бесконечно преданные своему делу, возродили исторические комплексы и ансамбли. Вложили туда немало труда, таланта, сил и знаний, а многие из музеев-заповедников были восстановлены фактически заново».
В проекте отражены судьбы нескольких дворцовых комплексов: Большого Петергофского дворца, Тверской художественной галереи, Гатчинского, Павловского, Александровского и Екатерининского дворцов.
«Разрушение великолепного ансамбля дворцов в годы Великой Отечественной войны и его возрождение — драматическая и героическая страница истории, мы до сих пор залечиваем раны войны, — подчеркнула директор Государственного музея-заповедника „Царское Село“ Ольга Таратынова. — Но у всех пригородных заповедников в этом плане общая судьба». По ее словам, проект «АиФ» стал единой летописью, в которой рассказывается, как спасали и возрождали бесценное наследие в знаковых дворцово-парковых комплексах. Особенно ценно было вспомнить о конкретных людях, которые этим занимались.


«Петергоф — один из музеев, который значительно пострадал во время войны, — рассказал директор Государственного музея-заповедника „Петергоф“ Роман Ковриков. — Нет ничего важнее сохранения памяти о людях, которые посвятили себя возрождению Петергофа, в нечеловеческих условиях восстанавливали музей, который фашисты оставили в руинах».


«Из Павловска вглубь страны во время войны было эвакуировано почти 13 тысяч музейных предметов, что составляет 58 процентов всего, что находилось в экспозиции. Это всё, что успели вывезти. Три года Павловск был под пятой оккупантов, которые занимались только одним — грабили, грабили и грабили. О разорённом Павловске говорили даже на Нюрнбергском трибунале», — напомнила директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.


При этом сейчас, по ее словам, появилось много фейков, спекуляций на тему того, как были разграблены музеи. И задача таких проектов — еще раз рассказать, как все было на самом деле.
Советник председателя комитета по госконтролю, использованию и охране памятников Юлия Бахарева рассказала, что реставрация пригородных ансамблей продолжается до сих пор, и когда она будет завершена окончательно, не знает, наверное, никто. «Ущерб сложно подсчитать, ведь если мы говорил о Ленинграде — то здесь, по сути, не было не пострадавших памятников. Вот только одна цифра. В сентябре 1942 года из 300 зданий, которые находились под охраной, 200 получили тяжелые повреждения. У пригородов своя судьба, — рассказала она. — Они дважды стали местом тяжелых боев: сначала при вторжении немцев, затем — при наступлении наших войск. А памятники, например на Петергофской дороге и в Красном Селе, находились, по сути, на линии фронта. И утраты могли быть еще больше, если бы сотрудники музеев, реставраторы с первых дней и часов войны не занимались спасением памятников».
«Реставраторы в послевоенном Ленинграде совершили настоящий подвиг, — говорит заместитель генерального директора по развитию Союза реставраторов Олеся Чайникова. — Это были универсальные специалисты, которые, несмотря на тяжелые условия, разруху, скудное финансирование, фактическое отсутствие научной базы, сумели в кратчайшие сроки начать работу по возрождению нашего наследия. Причем нужно было восстанавливать не просто отдельные здания, а целые дворцово-парковые комплексы». По ее словам, реставраторы сейчас используют те основы, которые были заложены ленинградской школой после войны. «Также стоял сложный вопрос: разрушения были колоссальные, и нужно было решать, что делать — не восстанавливать дворцы или всё же, понимая всю сложность задачи, заниматься их возрождением, — добавила Олеся Чайникова. — Ленинградские реставраторы выбрали второй путь, и сегодня мы им за это безмерно благодарны».
На сайте www.aif.ru будут представлены мультимедийная интерактивная карта и виртуальные 3-D-туры по дворцовым комплексам, а также архивные и актуальные фото- и видеоматериалы, документальный фильм.