Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Осьминог на гриле по-гренландски: встреча русских подводников с голливудским монстром в боевике «Кракен» с Петровым и Добронравовым

Осьминог на гриле по-гренландски: встреча русских подводников с голливудским монстром в боевике «Кракен» с Петровым и Добронравовым

45 675
Осьминог на гриле по-гренландски: встреча русских подводников с голливудским монстром в боевике «Кракен» с Петровым и Добронравовым | Источник: Централ ПартнершипОсьминог на гриле по-гренландски: встреча русских подводников с голливудским монстром в боевике «Кракен» с Петровым и Добронравовым | Источник: Централ Партнершип
Источник:

Централ Партнершип

В прокат выходит фильм Николая Лебедева «Кракен» с Александром Петровым в роли командира подводной лодки, отправляющегося на поиски старшего брата (Виктор Добронравов), чей подводный ракетный крейсер таинственно затонул в Гренландском море. Виновником аварии оказывается гигантский осьминог, но это далеко не главная проблема, терзающая героев.

Древнее мифологическое чудовище кракен, чье первое упоминание связывают чуть ли не с Плинием Старшим, — один из старейших сотрудников голливудского бестиария еще с 1955 года, когда в фильме «Это прибыло со дна моря» разбуженный испытаниями водородной бомбы осьминог совершил свой первый подвиг, разрушив мост Золотые Ворота. Идея пересадить такого эффектного монстра в отечественный киноаквариум сама по себе выглядит довольно свежей и заманчивой, тем более что в советском кинематографе таких не водилось, за исключением эпизодического кальмара, утащившего батисферу подлодки «Пионер» в «Тайне двух океанов» (в том же 1955-м).

Другое дело, что реализацию похвальной идеи в «Кракене» трудно назвать поражающей воображение с чисто зрелищной точки зрения: производственная разговорная драма с выяснением деловых и семейных недоразумений тут часто перевешивает развлекательный экшен.

На петербургской премьере «Кракена» в кинотеатре «Аврора» режиссер трогательно приподнял завесу над своим методом: визуальную концепцию он наглядно объяснял членам съемочной группы с помощью плюшевого осьминога. Возможно, поэтому экранный кракен получился уютным, но совершенно не страшным, вялым и безынициативным, уступающим в маневренности и агрессии голливудским аналогам. Гораздо живее и натуральнее выглядят киты, которые с дельфиньим дружелюбием собираются стайкой вокруг подлодки и трутся об нее, как котики, с забавным мурлыканьем, как бы предупреждая людей, что лучше убираться восвояси, потому что неподалеку проснулся кракен.

Источник:

Централ Партнершип

Капитан Виктор Воронин, герой Петрова, и рад бы уклониться от контакта с неопознанным источником биологического шума, но у него на борту присутствует гораздо более раздражающая помеха в лице контр-адмирала Ольшанского (Алексей Гуськов), приставленного на всякий случай присматривать за молодым командиром. Сложные отношения героя со старшим наставником/начальником — постоянная тема Лебедева, которую можно проследить и в «Легенде № 17», и в «Экипаже», и в «Нюрнберге». В «Кракене» контр-адмиральский надзор сводится к тому, что он втыкает в подопечного иронические шпильки («Что, дослужился до командира, а радуешься, как курсант?») и чуть что приказывает выпускать торпеды по предполагаемому противнику. Но невозмутимому кракену обычные торпеды как слону дробина, поэтому в разреженном воздухе подлодки повисает тревожный вопрос: «Наши действия?!»

Перепуганный Ольшанский, не способный в ответ издать ни малейшего биологического шума, становится беспомощным, как плюшевый осьминог, и командование уже бесповоротно переходит к Воронину. Тем самым фильм как бы вносит важное дополнение к замечательной фразе, сказанной одним из продюсеров, Никитой Михалковым, на петербургской премьере: «Эта картина сделана для того, чтобы мы уважали тех, кто защищает нашу Родину». По-своему трагический образ Ольшанского заставляет задуматься, что защищать Родину нужно все-таки с умом, а не просто жать на кнопку «пуск» и слепо следовать корабельному уставу.

Однако иллюзии по поводу контр-адмирала еще продолжает питать девушка-геолог (Диана Пожарская), которую в начале фильма подбирают подводники после разрушения кракеном геологической станции. Профессор геологии, поначалу принятая за иностранку (но впоследствии для удобства переходящая на русский как дочка эмигрантов), уверена, что капитан не хотел пускать на борт посторонних, но пожилой контр-адмирал настоял на их спасении (хотя он на самом деле был резко против). Ясность вскоре внесет проницательный командир глубоководного батискафа Кошкин (один из любимых актеров Лебедева Сергей Кемпо, сыгравший главную роль в «Нюрнберге»). Он внезапно проявляет себя тонким знатоком женской психологии и объясняет барышне, кому она на самом деле обязана жизнью, а заодно высказывает всё, что у него наболело насчет легкомысленного прекрасного пола: «Все вы такие: об тех, кто вас спасает, ноги вытираете».

Централ ПартнершипЦентрал Партнершип
Централ ПартнершипЦентрал Партнершип
Централ ПартнершипЦентрал Партнершип
+1
Централ ПартнершипЦентрал Партнершип

Пристыженная девушка теряет часть своего гонора, прикусывает язычок, как дискредитировавший себя контр-адмирал, и в финале уже совсем покорно дает Воронину погреть в его мужественных руках свои озябшие ладошки. Сцена с согреванием девичьих ручонок перекочевала как апофеоз доступной суровому воину душевной теплоты из «Нюрнберга», где герой натягивал на замерзшие руки любимой свои пуховые варежки. В общем, вдумчивым киноведам пора садиться за каталогизацию универсальных приемов режиссера Лебедева, составляющих своего рода «торжественный комплект». Один из важных его пунктов — чтение задушевных писем, передающее внутреннее состояние героя. В «Кракене» капитан Воронин, уединившись в каюте, под лирическую музыку слушает закадровый голос Константина Хабенского, зачитывающий письмо воронинского отца, под которым подписался бы любой порядочный родитель: «Дорогие мои ребятки, берегите маму, держитесь друг за друга…»

На то, что между братьями Ворониными давно произошла какая-то размолвка, намекают грустные разговоры капитана с доверенными членами экипажа, один из которых обнадеживает: «Если живой — помиритесь, если нет — простишь». То есть психологический хеппи-энд гарантирован даже при трагическом раскладе, за это зритель и ценит блокбастеры Николая Лебедева: после всех передряг в финале неизбежно все помирятся или подружатся, осознают ошибки и перегибы, поймут и простят друг друга. Разумеется, изначально предрешена и судьба заглавного монстра — вопрос только в способе окончательной расправы, так сказать, в степени прожарки кракена: наши кинематографисты могут гордиться, что у них она получилась максимальной и хотя бы в этом им удалось немного уесть недосягаемый Голливуд.

Лидия Маслова, специально для «Фонтанки.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY15
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
37
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5