
Изразцы с павлинами, синими златоухими оленями, могучими крепостями и непослушными собачками — каких только расписных глиняных плиток не производили в старину на территории нынешнего Северо-Запада! Если разглядывать их, читая наивные и забавные подписи, можно собрать собственное шуточное «Страдающее Средневековье», с поправкой на исторический период: речь в основном о XVII–XVIII веках. Попробуем узнать о них больше с проектом «Серебряное ожерелье».
В марте 2025 года прошла презентация книги «Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея». Иллюстрированное исследование рассказывает о типах изделий, истории их бытования в России, необычных примерах и происхождении собрания.
Это не каталог: посмотреть полностью коллекцию из 3200 предметов хранения не получится. Однако можно проследить историю интереса архитекторов к изразцам — от отсылок к итальянскому Ренессансу, «анархо-безбожных изразцов» (были и такие!) времен «всепьянейшего и всешутейшего собора» Петра I и до «русского стиля» Врубеля и Васнецова.
Историю применения керамики в древнерусском зодчестве ведут с домонгольского периода, когда плитки использовали для выстилки полов и облицовки цоколей зданий. А во второй половине XV — первой половине XVI века этот вид декора стал развиваться, потому что кирпич стал основным строительным материалом.
Псков
В коллекции Этнографического сохранились фрагменты керамического убранства одного из псковских храмов XVI века — в это время именно там появились керамические пояса с рельефными муравлеными буквами. Это храмозданные надписи — летописные сообщения о времени постройки храма и его строителях. Надписи были «вмонтированы» в подкупольные барабаны церквей.
Изразцы — не обязательно прямоугольная плоская плитка. В том же Пскове бытовал и причудливый экспонат музея — изразец-городок в виде женской головки в кокошнике второй половины XVIII века. Подобными украшали верхние части печей.


Конечно, важнейшую роль в творческом развитии изразцов играла столица: примеры оттуда распространялись по всей России.
«В основном мода шла из Москвы и распространялась уже по другим городам, — рассказывает автор книги Татьяна Пинкусова. — Чаще всего купцы привозили изразцовые наборы, продавали их на ярмарках, и эта мода расходилась по всей стране — птицы, цветы, завитки».
Новгород
«В середине XVII столетия наступает период расцвета полихромных рельефных изразцов, тесно связанный с именем патриарха Никона, — продолжает в своей книге Татьяна Пинкусова. — Его стараниями в 1654–1655 годах были организованы керамические мастерские при Валдайском Иверском монастыре под Новгородом».
Секреты привезли с собой белорусские мастера-керамисты и резчики по дереву.


Изображению единорога удивляться не стоит — он был одним из традиционных элементов декора, придя из книжной миниатюры Западной Европы в XVII веке.
Архангельская область
Как отмечено в книге «Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея», тематика изображений была разнообразной: за основу брали книжные иллюстрации, лубочные картинки, гравюры, популярные сборники эмблем, ну и просто повседневные сюжеты. Кстати, единорога можно встретить и здесь.

Изразец с изображением единорога. Первая половина XVIII века, Сольвычегодск
Но единороги были не единственными животными, которых не ожидаешь «встретить» в столь отдаленные времена вдали от столицы. Например, на изразцах встречались павлины.

Изразец конца XVII века, композиция состоит из трех изразцов: с павлином, индюком и хищной птицей в окружении ваз и крупных цветков. Сольвычегодск



Среди главных художественных центров по производству изразцов на Северо-Западе были Петербург и Великий Устюг.
Санкт-Петербург
Популярные в Петербурге бело-синие голландские и немецкие изразцы пришли в Россию еще до основания нашего города: о том, что «писаные плитки» использовали для облицовки печей и стен, сведения сохранились в описаниях дворцовых интерьеров еще XVII века.
«В первое десятилетие XVIII века молодой царь направил двух пленных шведов, Кристиана и Флегнера, в керамические мастерские при Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, где уже существовал крупный центр по изготовлению полихромных рельефных изразцов, — рассказывает автор книги Татьяна Пинкусова. — Кроме того, по указу царя были приглашены другие европейские специалисты, а на обучение в Европу были направлены отечественные мастера».
«В Петербурге же с мастерами-голландцами, поляками, шведами, выходцами из прибалтийских, возможно и немецких, земель, работали русские ученики», — цитирует автор Екатерину Андрееву, старшего научного сотрудника Эрмитажа, хранителя керамики XVIII–XIX веков.
Гончарный двор для собственного производства расписных гладких изразцов был основан в 1713 году в Стрельне. Через несколько лет производственные центры появились и в других окрестностях Петербурга — большие партии товара выпускали Невские и Петергофские заводы, мастерские при Александро-Невском монастыре и Ямбургских керамических заводах А. Д. Меншикова, а также несколько частных мастерских.

Изразец в бело-синей гамме с изображением птицы, напоминающей ворону, изготовлен в 1720–1740 годах в Петербурге
Собственный стиль и узнаваемая манера заполнения лицевой пластины делали ранние петербургские образцы узнаваемыми.
Вологодская губерния
Вскоре производство гладких расписных изразцов из Петербурга и Москвы стало распространяться на другие керамические центры России. А кроме монохромной росписи синей кобальтовой краской стала появляться полихромная живопись зеленого, коричнево-фиолетового и других более дорогих цветов. Обжиг каждого цвета эмали производился при разной температуре — во избежание натеков, перерождения красок.



Во второй половине XVIII века манера росписи упростилась и стандартизировалась, а в XIX веке плитка и вовсе была отдана на откуп фабричным цехам предприятий керамической промышленности — а роспись на изделиях массового производства пропала.
В коллекции Этнографического музея можно увидеть все типы изразцов — рельефные (терракотовые, муравленые, полихромные), рельефно-расписные и гладкие расписные — если вы хотите узнать о них больше, вам стоит изучить новое издание.