Большая Царскосельская дорога из Петербурга в Царское Село всегда имела общегосударственное значение, поэтому ее облику и состоянию уделялось особое внимание.
Необходимость в ней возникла в 1710 году, когда Пётр I подарил своей супруге Екатерине I резиденцию в Саарской мызе.
Вот это перспектива
«Царскосельскую перспективу» начали прокладывать от Пулковской горы по направлению на шпиль Петропавловского собора. На масштабные строительные работы направили 150 солдат и 45 погонщиков, доставлявших строительные материалы. Проезжую часть замостили камнем, по сторонам высадили деревья.
В 1730-х Царскосельская перспектива через слободу Семёновского полка соединилась с Невским проспектом. Одновременно бытовало несколько названий: Царскосельская, Московская перспектива, Московский тракт. Сейчас этот маршрут состоит из Московского проспекта, Пулковского и Петербургского шоссе.
Сначала для лучшей сохранности дороги обывателям было запрещено ей пользоваться. При Екатерине I вдоль транспортной артерии установили рогатки с поперечными перекладинами, их охраняли караульные посты. Для проезда требовалось специальное разрешение царскосельского начальства. Посты препятствовали «проходу злонамеренных людей», извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и городских жителей, которые желали выехать без разрешения.
Таких «рогатин» было три: одна на месте нынешних Московских ворот — ближняя, другая — у Пулковской горы, её называли дальней, и третья, между ними, средняя — у нынешней площади Победы. Для этой местности закрепилось название «Средняя Рогатка», оно в ходу до сих пор. В караул сюда направляли матросов из Адмиралтейского ведомства. Здесь петербуржцы встречали и провожали солдат, членов семьи, друзей, именитых гостей.
22 версты
В середине XVIII века вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги. У «Средней Рогатки» установили столб с изображением трёх дорог, они указывали направление на Петербург, Царское Село и Москву, Петергоф и Варшаву. В народе перекрёсток получил название «Три руки». Вдоль Царскосельской дороги появились верстовые столбы.
На Средней и Дальней Рогатках находились почтовые станции с трактирами и постоялыми дворами. Дорога на гужевом транспорте занимала гораздо больше времени, чтобы представители императорской фамилии смогли отдохнуть в пути, на выезде из Петербурга был построен путевой Среднерогатский дворец. Сначала деревянный, позже — каменный. Еще один путевой — Пулковский — дворец был возведен на Пулковской горе. По свидетельствам современников, каждый раз, бывая в летней резиденции у императрицы, Петр I любовался видом на Петербург с высоты Пулковской горы — Пулковских высот.
Царскосельская дорога связывала Петербург со всей Россией и была очень оживленной. Особенно часто использовалась Царскосельская дорога при Екатерине II, которая любила бывать в Царском Селе не только летом, но и зимой. Было приняло решение о благоустройстве главных въездов в столицу и деревянные столбы заменены на каменные. Верстовые столбы в форме пирамид выполнялись из мрамора по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. На бывшей Царскосельской дороге до настоящего времени сохранились 13 из 22 верстовых столбов. Сверять расстояние по ним не стоит — путевая верста равняется 1,0668 км. Сейчас они являются не только историческими памятниками федерального значения, но и символами Северной столицы.
По Царскосельской дороге ездил император Александр I с многочисленным двором, чиновниками, военными. Для него августейшая бабушка велела построить Александровский дворец, шедевр классицизма. Позже Александровский дворец стал постоянной резиденцией последнего императора Николая II, он родился здесь в 1868 году и всегда относился к Царскому Селу с особой теплотой.
21 век
Город постепенно разрастался, менялся облик Царскосельской дороги. Количество экипажей, следовавших этой дорогой, значительно возросло: население города умножилось, по дороге везли письма, посылки, продовольствие, деньги. С появлением Царскосельской железной дороги у Царскосельского шоссе появилась альтернатива, но своего значения транспортная магистраль не утратила до сих пор: через неё идёт автотранспорт в Москву и на запад.
По ней же петербуржцы и туристы едут в музей-заповедник «Царское Село» и город Пушкин. Перед въездом в бывшую императорскую резиденцию ведётся строительство современного проекта комплексного освоения территории с созвучным названием «На Царскосельских холмах». Проект реализует специализированный застройщик «Терминал-Ресурс». Девелопер строит малоэтажные жилые комплексы «Образцовые кварталы» и сопутствующую инфраструктуру: детские сады, школы, поликлинику, общественно-деловые центры, производит благоустройство и озеленение района.
Квартиры на Царскосельских холмах: г. Санкт-Петербург, ул. Кокколевская, д.1, БЦ «Перспектива», отдел продаж ЖК «Образцовые кварталы», +7 (812) 719–19–19, www.devcent.ru
ЖК «Образцовый квартал 12», ЖК «Образцовый квартал 13», ЖК «Образцовый квартал 14», ЖК «Образцовый квартал 15», ЖК «Образцовый квартал 16», ЖК «Образцовый квартал 17» — застройщик ООО «СЗ «Терминал-Ресурс», проектные декларации на сайте наш.дом.рф
ООО «СЗ «ТЕРМИНАЛ-РЕСУРС», ИНН 7820338713