Главный признак весны в Петербурге в последние годы — появление на улицах прокатных электросамокатов, а вместе с ними — и жарких споров о месте этого вида транспорта в городе. Отношение к ним неоднозначное: кому-то они мешают, но многим нравится ездить — об этом говорят миллионы поездок в статистике операторов. В новом сезоне все обещают усилить контроль и быть строже к нарушителям: и кикшеринги, и комитет по транспорту, и депутаты ЗакСа. О том, как сократить количество происшествий и сделать движение самокатов более удобным для всех, говорили участники круглого стола «Фонтанки».
Самокаты по-питерски
Петербург стал первым городом, где в 2021 году в отсутствие каких-то иных правовых оснований было подписано соглашение о взаимодействии между компаниями кикшеринга и городскими властями, благодаря которому появились хоть какие-то правила пользования самокатами.
— Уже совершенно очевидно, что шеринговые самокаты стали тем видом транспорта, который люди используют не просто чтобы покататься, но и чтобы добраться до станции метро, остановки общественного транспорта, кафе, работы и других своих точек притяжения, — говорит заместитель председателя Комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. — Количество поездок растет, и вместе с тем остается большое количество задач, которые нужно решать.
По его словам, нарушения можно разделить на статичные и динамичные. И больше всего проблем создает опасная езда по тротуару, где главным является все-таки пешеход.
— Эти потоки надо разводить, скорость самоката на тротуаре нужно уменьшать, — комментирует Дмитрий Ваньчков. — Правила дорожного движения определили, что самокат может передвигаться по тротуару, мы закон соблюдаем, но понимаем, что в тех местах, где поток пешеходов плотный, надо либо запрещать полностью движение самокатов (как мы сделали на Невском проспекте), либо снижать скорость, чтобы и пешеход, и самокатчик чувствовали себя комфортно.
Второе нарушение — не спешиваться на пешеходных переходах. Скорость самоката
Катание вдвоем возможно только на специально оборудованных самокатах, но большинство из тех, что ездит по городу, такими не являются.
К статичным нарушениям Дмитрий Ваньчков отнес брошенные или хаотично расставленные самокаты, в том числе у станций метрополитена или на узких тротуарах, где они не только портят внешний вид города, но и просто мешают проходу.
Также он обозначил вопрос об ответственности кикшеринговых операторов за правонарушения:
— А чтобы не допустить катания несовершеннолетних или просто неустановленных лиц, можно осуществлять верификацию через «Госуслуги» или банковские приложения, — добавил Дмитрий Ваньчков. — Мы обращались с этим предложением в Министерство транспорта и Министерство цифрового развития, и его нашли верным, так что в дальнейшем такие условия регистрации могут появиться. Кроме того, остается вопрос компенсации в случае происшествий или ДТП,
По словам Дмитрия Ваньчкова, на сегодняшний день главная задача органов исполнительной власти — сделать так, чтобы самокат стал не просто удобным, но и безопасным видом транспорта.
Тройка лидеров
Прошедший сезон 2023 года для основных трех операторов кикшеринга был успешным, и при этом большой упор делается на повышение безопасности поездок. Как рассказала Полина Бессмертная, руководитель проектов по взаимодействию с государственными органами «Яндекс Go», постоянно отслеживаются потоки движения и скоростной режим, компания получает много сообщений, на которые старается оперативно реагировать.
— К большому сожалению, иногда люди катаются вдвоем, — отметила она. — Мы стараемся предотвратить это, насколько возможно. У нас есть умные трекеры, которые отслеживают тихие зоны и те, где на самокатах ездить нельзя в принципе. Также Петербург — единственный город, где представлены наши собственные самокаты с широкой основой, на которых практически невозможно кататься вдвоем.
Она добавила, что все операторы работают над актуализацией штрафных санкций,
— Мы, безусловно, видим, что кикшеринг продолжает интегрироваться в сеть городского транспорта, — продолжил Илья Меркушев, операционный управляющий макрорегионом Северо-Запад Whoosh. — При этом мы, безусловно, считаем появление новых пунктов в правилах дорожного движения положительным фактом, влияющим на снижение количества инцидентов. Так, в Петербурге их число на тысячу поездок уменьшилось в сравнении с 2022 годом на 20%.
Он поддержал необходимость продолжить работу с пользователями самокатов по применению санкций, но отметил, что большая часть нарушений в меньшей степени вызвана каким-то злым умыслом, а чаще — незнанием правил.
— В целом мы видим, что количество людей, использующих СИМ (средства индивидуальной мобильности. — Прим. ред.), причем не только кикшеринга, но и индивидуального транспорта, растет и в Петербурге, и в целом по стране, — говорит Максим Мухтабаров, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти МТС Юрент. — При этом количество инцидентов, которые фиксируют в ГАИ или наши сервисные службы, снизилось до тысячных долей процента от общего числа поездок, и продолжает снижаться. Мы это связываем с тем, что электросамокаты недавно появились в стране, и сначала было очень много вопросов: как пользоваться, где он должен находиться и
Также он обратил внимание, что самокаты становятся дополнением к общественному транспорту, помогая быстрее добраться до труднодоступных и удаленных от метро районов.
Популярность самокатов продолжает расти: если в 2022 году было совершено
— То, что популярность растет, мы видим по началу сезона в Москве: уже совершено более миллиона поездок, — добавила она. — Но было бы лукавством сказать, что при этом нет никаких проблем: они есть и на уровне инфраструктуры, которой в России нет, поэтому и пешеходы, и автомобилисты, и СИМоводы вынуждены соседствовать и доставлять дискомфорт друг другу, перемещаясь по пешеходной зоне или по автодороге.
Есть, по ее словам, проблемы с фиксацией правонарушений, сейчас в Москве разворачивается пилотный проект по фиксации номеров самокатов с помощью камер, который, возможно, найдет продолжение и в Петербурге.
— Недавно на заседании рабочей группы в Госдуме по СИМам обсуждалось постепенное повышение штрафов (сейчас они критически малы), прежде всего за нарушения, которые существенно влияют на безопасность: неспешивание на переходах, перемещение вдвоем, поездки в состоянии алкогольного опьянения и
Она напомнила про существование чат-бота @Samokat_ru_bot, с помощью которого можно, не устанавливая приложения, отправлять сообщения о неправильной парковке, об опасном поведении людей на самокатах, а также предложения для операторов.
Также все операторы говорят о том, что проводят школы по обучению безопасному вождению на самокатах, распространяя информацию в том числе в вузах и других учебных заведениях.
Депутатский запрос
Арендные самокаты находятся под пристальным вниманием и постоянной комиссии ЗакСа СПб по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Председатель комиссии, депутат Законодательного собрания Алексей Цивилев настроен скептически:
— Наш город и Москва попали в топ по авариям с самокатами со смертельным исходом. Ни одна компания за год не поделилась с комиссией ЗакСа данными о внутренней аварийности, на основании которых планировалось выявить опасные участки в городской среде, чтобы создать там необходимую инфраструктуру или ввести ограничения движения. Также существуют проблемы с выплатами пострадавшим и штрафами нарушителей.
Он напомнил, что вместе со Следственным комитетом депутаты Законодательного собрания составили обращение с упором на то, что самокаты не должны в Петербурге передвигаться по тротуару, потому что это опасно.
— Пусть передвигаются по дорогам, пусть снижают этим скорость улично-дорожной сети, — говорит он. — Не должны менее защищенные пешеходы сталкиваться с бизнес-интересами бизнеса, который получает прибыль, не обеспечивая безопасности.
Что касается создания инфраструктуры, то он выразил сомнения, что она должна появиться раньше, чем новые линии метро или общественный транспорт.
— Жители нас просто не поймут, если мы направим приоритеты бюджета в сторону самокатов, — добавил Алексей Цивилев. — Тем более что операторы не платят со своих доходов налоги в региональный бюджет. У нас, в отличие от Москвы, не решен даже вопрос с парковками — мы получили отрицательное заключение на наш законопроект по ее оплате. И сейчас мы направили в прокуратуру запрос о том, насколько законно оставлять самокаты на тротуарах и уличной дорожной сети. Эти парковки должны приносить в городскую казну доход.
На круглом столе было озвучено, что за прошлый год доход от аренды нескольких площадок составил всего
Что касается взаимодействия между властями и кикшеринговыми компаниями, то, по мнению Алексея Цивилева, они должны быть регламентированы федеральным законом на уровне двух субъектов, которые наиболее страдают от самокатов — Москвы и Петербурга. Потому что соглашение, подписанное в Петербурге, хоть и является важным, но оно добровольное, и его вполне можно не соблюдать, а у закона — более сильная правовая позиция.
— Любой новый бизнес в стадии регулирования проходит через тернии, — продолжил Дмитрий Павлов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, лидер фракции «Новые люди». — И сейчас время стабилизации, регламентирования.
По его словам, если судить по обращениям, поступившим ему от горожан по поводу самокатов, то все проблемы можно разделить на три группы. Во-первых, это скорость самокатов: жители просят ограничить ее до
Третий блок вопросов относится к стилю вождения. Для того чтобы контролировать, предлагается авторизация в приложениях кикшеринга через «Госуслуги», а также сдача специального экзамена по Правилам дорожного движения для регистрации.
— Люди должны понимать, что это средство повышенной опасности, а не только комфортного передвижения, — добавил Дмитрий Павлов.
Чтобы всем было удобно
— Рост количества поездок и числа самих электросамокатов говорит о том, что спрос есть, — говорит исполнительный директор Ассоциации «Пошли — поехали» Герман Мойжес. — Популярны они в тех районах массовой застройки, где общественный транспорт не справляется, метро мы в ближайшее время не построим, а с помощью самоката он может доехать и до метро, и куда-то еще. В центре тоже не всегда удобно передвигаться на общественном транспорте. Поэтому альтернатив для тех людей, у которых нет автомобиля, не так уж много.
Он добавил, что это средство передвижения, предусмотренное ПДД, которое человек выбирает осознанно. И тот, кто нарушает правила, раздражает других людей, а тот, кто правила соблюдает, отказываясь от автомобиля, такси или от места в часы пик в загруженном общественном транспорте, даже действует на благо всех остальных,
По его словам, сейчас полный запрет всерьез уже никто и не обсуждает: нелогично было бы это сделать при миллионах поездок, которые ежегодно совершаются.
— Всем неудобно, что они ездят по тротуарам, но ПДД запрещает движение по проезжей части, летать самокаты пока еще не научились, где же тогда ездить? — поинтересовался Герман Мойжес.
Алексей Цивилев подчеркнул, что речь идет именно о том, чтобы ездить не по тротуарам, — про полный запрет никто и не говорит.
Герман Мойжес отметил, что инфраструктуры не хватает не только для самокатов, но и для велосипедистов:
— Мне не очень нравится идея, что пока операторы не заплатят, инфраструктуры не будет. Я, как человек, который пользуется личным велосипедом и иногда самокатом, платит налоги и хочет безопасно передвигаться, считаю, что если бы инфраструктура появлялась быстрее, то многих проблем можно было бы избежать.
Алексей Цивилев, в свою очередь, парировал, что с 2016 года, когда он стал депутатом, ни одного обращения от жителей Кировского района с просьбой сделать велополосу или полосу для самокатов не поступало — с такими предложениями обращаются только представители компаний.
Кроме того, Герман Мойжес поддержал идею тестов или экзаменов по правилам дорожного движения для тех, у кого нет водительских прав. Это позволит избежать спонтанных решений — поехать на самокате, например, выйдя из бара. Или пустить за руль ребенка, если будет прописана ответственность за это.
— Нужно исключить момент, когда человек может сказать: «А я не знал», — считает он.
Есть предложения
Главная проблема возникает, когда самокат оказывается в интенсивном транспортном потоке. В таком случае, как отмечает эксперт постоянной комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Попов, самокат должен снизить скорость до пешеходной или нужно слезть с него и идти пешком.
— В связи с этим у меня родилась техническая идея: установить на самокаты радары-парктроники, которые будут оценивать степень приближения к пешеходам и автоматически снижать скорость, — предложил он.
При этом он отметил, что принятые в прошлом году поправки к Правилам дорожного движения так и не разделили между собой электромопеды, электровелосипеды и средства индивидуальной мобильности. И согласно ПДД, это всё примерно одно и то же.
— В целом поправки чудовищные — и я продолжаю это говорить, потому что они никаким образом не регулируют электросамокаты и средства микромобильности — они просто описали, узаконили то состояние, которое было на момент их принятия, — пояснил он.
Что касается обеспечения безопасности через инфраструктурные решения, то в Петербурге он ведет в тупик.
— У нас город с уличной дорожной сетью европейского типа: у нас узкие проезжие части, узкие тротуары, ограниченные треугольники видимости, дома, близко посаженные к проезжей части, — рассказывает Дмитрий Попов. — На двух третях улиц в центральной зоне, за исключением Невского проспекта и еще нескольких крупных улиц, инфраструктурное решение невозможно в принципе. Поэтому обеспечивать безопасность в центральной зоне нужно другими методами. Мы совместно выступаем за то, что нештрафуемый порог в
При этом жесткая система администрирования, о которой заявляют кикшеринговые компании, по словам Дмитрия Попова, не работает: иначе как объяснить появление прокатных самокатов в зоне КАД, где их априори быть не должно.
Он также согласился, что место электросамоката — на проезжей части, через допуск и сдачу экзамена по Правилам дорожного движения.
— И когда мне говорят, что это приведет к высокой аварийности, я напоминаю, что там уже находятся велосипеды, и, по ПДД, велосипедист с 14 лет должен ехать по краю проезжей части, — добавил эксперт.
Вопросы и ответы
Представители кикшеринговых компаний отмечают, что вопросы действительно остаются одни и те же, но постепенно операторы стараются их решать.
— К сожалению, действительно, есть случаи, когда родители дают самокаты детям или когда люди едут вдвоем, — отмечает Полина Бессмертная. — Но мы в целом сейчас ориентированы на борьбу с такими нарушениями, и каждый может сфотографировать такой самокат и отправить в службу поддержки, и мы будем принимать меры.
Она добавила, что если на прокатных самокатах скорость в тихих зонах ограничивается, а есть зоны, где нельзя ездить вообще, то частные электросамокаты никак не регулируются — ни с точки зрения скорости, ни с точки зрения дорог, по которым они ездят.
— Сейчас мы стараемся, чтобы наши самокаты меньше присутствовали в центральной части города, вывозим самокаты в спальные районы, что помогает людям использовать их по транспортному сценарию при необходимости, — продолжил Илья Меркушев. — Доля таких поездок от общего количества растет, до 90% процентов поездок в прошлом году было совершено именно по транспортному сценарию.
Что касается детектирования поездок вдвоем, то в начале апреля Woosh внедрил в самокаты опцию «Антитандем», с помощью которой искусственный интеллект оценивает по нескольким параметрам нахождение нескольких людей на платформе самоката.
— Во-первых, пользователи будут получать сообщение о недопустимости подобного использования, а чуть позже самокаты смогут снижать скорость до нуля с невозможностью продлить эту аренду, — пояснил Илья Меркушев.
Максим Мухтабаров пообещал поделиться с депутатами ЗакСа запрашиваемой информацией. Он добавил, что с начала года уже свыше 3000 нарушений было выявлено в Петербурге.
— Обсуждаются различные поправки, в том числе повышение штрафа за пьяную езду до
Всевидящее око
В новом сезоне за самокатами будут наблюдать пристальнее. Как рассказал Дмитрий Ваньчков, специальные патрули Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга, которые контролируют зону платной парковки в том числе в связи с закрытыми разными предметами номерами, теперь будут исполнять еще одну функцию: фиксировать места, где самокаты разбросаны, мешают проезду или проходу пешеходов, и передавать в шеринговые компании для более быстрой работы с информацией.
— Сейчас это происходит, когда в Центр управления парковками или в Комитет по транспорту поступают жалобы и обращения горожан, мы тоже направляем их в компании, но теперь это будет более оперативно, так как эти патрули ежедневно обходят как минимум четыре района города, — пояснил Ваньчков.
Также будут задействованы автомобили, которые фиксируют нарушения платной парковки: они все оснащены камерами и могут передавать с них данные о нарушениях с указанием времени и места происшествия. Комтранс планирует заключить соглашение об информационном обмене с МВД и предоставлять им эту информацию параллельно для привлечения нарушителей к административной ответственности. В других районах за самокатами будут приглядывать автомобили, фиксирующие нарушения парковки. Следить за ними будут и камеры, работающие в рамках системы «Безопасный город».
— Таким образом, мы приблизимся к неотвратимости наказания, — говорит Дмитрий Ваньчков. — Понятно, что на каждом углу инспектора ДПС не поставишь, и у сотрудников шерингов тоже возможности будут ограничены. Здесь же мы сможем предоставлять максимум информации, чтобы наказывать нарушителей. Этот эксперимент должен начаться в мае.
Он выразил надежду, что идентификация поездок вдвоем заработает у всех операторов, а кроме того, что они будут передавать друг другу данные о нарушителях, чтобы не получилось, что у одних не стало клиента, а другие получили дополнительный заработок.
— В Государственной думе обсуждался вопрос о подписании некого меморандума между тремя самыми крупными операторами: «Яндексом», Woosh и «Юрент» — об обмене информации по своим злостным нарушителям, — отметил Дмитрий Ваньчков. — Есть вероятность, что он будет подписан и начнет свое действие в Петербурге. Мы бы очень этого хотели, так как это позволит лишать нарушителей одной компании возможности пользования самокатом в принципе. Объективно: нарушения есть, но их процент небольшой, а раздражают нас с вами именно они. И нам надо бороться не с самокатами как явлением, а именно с этими людьми. А для этого нужны механизмы.
Он привел в пример внедрение платных парковок: оно началось в 2015 году, но так как долгое время неотвратимого наказания не было, то за нее никто и не платил, но как только появился штраф, всё изменилось.
— С самокатами аналогичная ситуация: как только пользователи самокатов поймут, что за ними наблюдает «всевидящее око», и оно не только грозит пальцем, но и выписывает штрафы, то желающих нарушать станет значительно меньше, — отметил он. — Также нужно говорить об ответственности родителей, которые передают детям свои карточки, телефоны, контакты, в результате чего ребенок пользуется самокатом.
При этом он согласился с операторами, что если шеринговые самокаты как-то получается ограничивать с помощью законодательства, внутренних ограничений, договорных отношений, то личные частные самокаты пока никто контролировать никак не может. А их в городе уже достаточно много. Поэтому регулировать вопрос надо на уровне Правил дорожного движения и «уводить» самокат с тротуара, чтобы развести потоки.
Дмитрий Попов оценивает количество личных самокатов в городе в
Алексей Цивилев добавил, что самокаты — это все-таки сезонный вид транспорта, поэтому без него в принципе существовать можно — справляются же люди как-то зимой.
— Мы живем в одном городе, ходим по одним дорогам, и правила должны учитывать интересы тех, кто этим транспортом не пользуется, поэтому нельзя ставить электросамокаты выше других людей, которые находятся на тротуаре, — добавил он.
— Это «джин», который уже вылез из «кувшина», и теперь нужно его отрегулировать так, чтобы сделать этот вид транспорта безопасным: уменьшать мощность, уменьшать скорость, ставить радары, — согласился Дмитрий Павлов. — Но полностью от них избавиться, наверное, уже не получится. Потому что это действительно удобный сервис, особенно в спальных районах, а проблемы возникают в первую очередь в центральной части.
При этом он усомнился, что федерального законодательства для Петербурга будет достаточно — поскольку город действительно уникален.
— Для меня, как для представителя исполнительной власти города Санкт-Петербурга, безопасность жителей превыше всего, поэтому мы будем настаивать на том, чтобы были и ограничения, и запреты, и ответственность была максимальная, — резюмировал Дмитрий Ванчьков. — Но в то же время мы прекрасно понимаем, что несколько миллионов поездок совершается нашими жителями. И раз они пользуются самокатом, мы хотим, чтобы для них это было тоже безопасно и чтобы это не мешало всем категориям.