Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Журналист меняет профессию. Показываем непубличную коллекцию автомобилей Михаила Полковникова

Журналист меняет профессию. Показываем непубличную коллекцию автомобилей Михаила Полковникова

15 475
Источник:

Мечтой в советские времена для кого-то были «Победы», «Чайки» и «Волги», для кого-то «Москвичи» и «жигули». А помните, как гоняли в юности на мотоциклах «Восход-2М» или «Ява»? Ну или хотели погонять. Коллекционер и владелец реставрационной мастерской автомобилей Михаил Полковников показал «Фонтанке» знакомые и незнакомые машины из прошлого. И разрешил подержаться за руль уникальной полуторки, доставлявшей хлеб в блокадный Ленинград.

Коллекционер и владелец реставрационной мастерской Михаил Полковников готовится к 34-й выставке «Олдтаймер-Галерея», она пройдет с 12 по 14 апреля в выставочном центре «Экспофорум». Из его гаража отправятся пять ретроавтомобилей. Всего в коллекции больше 100 мотоциклов и машин. Нескольких из них не хватает в красивом ряду в ангаре. Они хранятся в другом помещении, ждут своей очереди на реставрацию вперемешку с машинами-донорами, приобретенными в качестве запчастей для запланированных к восстановлению. Бывает, чтобы собрать одну машину, требуется 2–3 донора.

Всё началось с «горбатого»

Коллекция Михаила Полковникова не публичная, это его хобби — находить и реставрировать только советские машины. «Мне интересно заниматься отечественным автопромом, потому что это наша история, — говорит он. — Важно, конечно, показывать картинки школьникам и рассказывать, как через Ладогу на полуторках везли хлеб в блокадный Ленинград. Но когда после окончания "боев" на исторических реконструкциях мы собираем детей покататься в кузове ГАЗ-АА или ГАЗ-67, они забираются в него с замершим дыханием. Это встреча с историей, с подвигом своих дедов, которую можно не только увидеть, к ней можно прикоснуться, может быть, ощутить героическое и трагическое прошлое страны».

Как филателисты собирают серии марок, так и коллекционеры машин ограничивают себя в выборе экспонатов. Михаил Полковников собирает отечественные самые массовые авто. Но у него не простая коллекция — все машины реставрируются в его мастерской, признанной одной из лучших в России.

Источник:

Казалось бы, Полковников ни разу не технарь — выпускник журфака 1987 года, после окончания вуза несколько лет работал в СМИ Ленинграда/Петербурга. Но уже в студенчестве, подрабатывая в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», успевал гонять в гаражи ремонтировать «чужие тачки». Эти заработки не шли ни в какое сравнение с газетными гонорарами и стипендией.

Экспонаты из коллекции Михаила Полковникова — постоянные участники ретровыставок в России. Петербуржцы же чаще видели его машины на парадах Победы или посвященных снятию блокады Ленинграда.

Опыт, полученный в хендмейдной мастерской, пригодился, когда в 1986 году вместе с братом восстановил свою первую машину — горбатый «Запорожец» красного цвета, доставшийся от друга. Конечно, это не было реставрацией, — делали из того, что было, как умели, — покататься. Сейчас, кстати, этот «горбатый» стоит в гараже, но будет отреставрирован — донора для него уже нашли.

И ГАЗ отечества нам сладок

Основа коллекции — всё, что производили заводы ГАЗ и АЗЛК. Есть, правда, и импортные модели — либо трофейные, либо поставлявшиеся в Советский Союз по ленд-лизу. Но их мало. И «жигули» тоже есть.

«Началось с того, что в 1997 году мне очень захотелось ЗИМ, — объясняет Михаил Полковников. — Нашлись сразу две машины в ужасном состоянии, страшные, гнилые. Бонусом стало то, что под них и появилась первая мастерская. Пока размышлял, с какой стороны за них браться, позвонили друзья из Германии — там обнаружился дедушка, продающий ЗИМ из гаража особого назначения (ГОН), в нём стояли все кремлевские машины в советские времена. В этой машине всё было хорошо, за исключением сгоревшего мотора, вместо 66–72-го бензина заливали 98-й. Доставляли домой с другом, на его огромном "Гелендвагене" с открытым прицепом мы поехали 800 километров по автобану с приключениями — в сопровождении полиции, чтобы не создавалась угроза безопасному движению».

1 из 4
Источник:

ЗИМ — демократичная машина: на ней возили генералов и первых секретарей горкомов/обкомов, использовали в скорой помощи и такси. Отреставрированная она выглядит лучше только выпущенной заводом. Как объясняет Полковников, индивидуальная тщательная работа не может сравниться с конвейерным производством.

Потом в коллекции появились две «Чайки» — ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Первая — та самая, на которой возили не только первых секретарей обкомов, но и свадьбы. Вторую (с килями) мы знаем по известной фотографии Цоя с друзьями на набережной у стрелки Васильевского острова. Она возила партийных функционеров, досталась в приличном состоянии, потому что из-за проблем с двигателем долго простояла в углу обкомовского гаража. В машине всё оригинальное — от магнитолы и японского кондиционера до последнего болтика. Но попытка посидеть в машине удовольствия не приносит: водительские сиденья закреплены намертво, руль едва ли не у груди, всё неудобно. «У этих машин уже коробка-автомат, восьмицилиндровый двигатель, — поясняет Полковников. — Да, они очень красивые. Но такие машины-членовозы не для водителя. Посмотрите на задние сиденья — там можно вальяжно устроиться».

1 из 3
Источник:

Членовозы поначалу интересовали больше всего, но чем глубже погружаешься в тему, тем интереснее ее продолжение. «Волги» ГАЗ-21 и ГАЗ-24 — массовые автомобили, заняли почетные места в коллекции, потому что… редкие.

Массовые, но редкие «Волги»

«Победы» перестали производить в 1956 году и приступили к выпуску «Волги» — культового автомобиля Советского Союза.

«Это "Волга" первого выпуска, ГАЗ-21 со звездой, — проводит экскурсию Михаил. — Редкая машина в массовой серии. Ее и называли "звездой", выпускали всего полтора года, поэтому до наших дней дотянули немногие. Ее вторая серия есть, но она еще неотреставрирована. Своей очереди на реставрацию ждет и самая ранняя «Волга» с 74-м кузовом, выпущенная в первые дни начала производства ГАЗ-21».

Следующая, третья в коллекции — вариант «универсал» (ГАЗ-22) — в стране их было немного, в свободную продажу такие не поступали, хотя известно, что разрешение на покупку этого автомобиля получил Юрий Никулин. Она была предназначена для государственных учреждений, в том числе правоохранительных органов, а также на экспорт. И это как раз экспортный вариант — кузов отделан хромом.

21-х «Волг» выпустили много, но те, что стоят в ангаре у Полковникова, редкие. Ее закончили производить в 1970 году, а здесь — одна из первых и одна из последних, сошедших с конвейера Горьковского завода.

1 из 6
Источник:

24-е «Волги» — популярные советские машины, ими не удивишь. «Совершенно случайно к нам попал номерной шестицилиндровый двигатель, с которым эта модель проектировалась, он не стал серийным. После реставрации получилась "Волга", ценная тем, что сделана с прототипом двигателя, запланированным при ее создании», — гордится владелец.

Парадные машины: полуторка и «Иван-Виллис»

Не только интересом к машинам Горьковского автомобильного завода объясняет Полковников появление в коллекции первой модели ГАЗ-АА, так называемой полуторки 1937 года выпуска. У нее здесь особое место. Сегодня этот грузовик — одна из лучших моделей в России, реставрация предусматривала абсолютную техническую идентичность. На нее искали настоящие хромированные элементы, другие изыски, с которыми она когда-то сошла с конвейера. Чтобы, например, восстановить деревянный кузов полуторки, Полковников поехал в Новгородскую область: в Мясном Бору, где во время Великой Отечественной войны полегла 2-я ударная армия, до сих пор можно найти много разбитой техники. Там искали деревянные остатки от полуторок, рассматривали их, чтобы понять, как был сделан шпунт, как достичь совпадения с пазами шипов — в заводских чертежах этой информации нет. Заказали нужные фрезы и из старых досок всё нарезали. Реставрировали даже гайки и болты — они на ГАЗ-АА с дюймовой нарезкой. Эта машина, как и ГАЗ-67 («Иван-Виллис»), — частый участник военных парадов на Дворцовой площади и исторических реконструкций.

1 из 7
Источник:

9 Мая или на мероприятиях, посвященных снятию блокады Ленинграда, Полковников надевает военную форму, садится в ГАЗ-67 и едет к Дворцовой площади.

«Тройка с троечным двигателем круче "Майбаха"»

Параллельно с автомобилями ГАЗ в коллекции начали появляться «москвичи». Жемчужины — два «слона». Один из них — первая модель, выпущенная в 1946 году на московском заводе, оборудование для которого Советский Союз получил из Германии в качестве репараций. То есть первый народный массовый автомобиль «Москвич-400» — по сути Opel. В коллекции это кабриолимузин. Снимающийся тент — не выпендреж, а способ экономии металла, которого не хватало. «На штурманском ралли в Москве мы стартовали на нем с Красной площади и наездили по всей Москве больше 100 километров, практически без поворотников и зеркал — предусмотрено лишь одно маленькое зеркальце», — рассказывает Михаил. В его коллекции представлен весь ряд «Москвичей»: модели 401, 402,403, 407, 408, 410, 412.

1 из 3
Источник:

С одной стороны, Полковников говорит, что сосредоточился на автомобилях заводов ГАЗ и АЗЛК, с другой, не может пройти мимо раритетных экземпляров других производителей, того же «АвтоВАЗа». «Жигули»-тройку 1975 года (мечту юности) в коллекцию взяли просто потому, что таких сейчас не найдешь — люди на них ездили, доводили до состояния, в котором только в утиль. Когда эта машина обнаружилась в Самаре, за ней тут же выехали. Практически новая — как из капсулы времени. Плюс — очень редкий цвет, их выпускали всего один год. «Такие машины не ищут, они сами находятся», — уверяет Михаил. Друзья по интересам завидуют: «Тройка с троечным двигателем, вся в родне — круче, чем "Майбах"».

Источник:

Мотоциклы детства и трофейные раритеты

Как-то на слет мотоциклистов Полковников взял идеально сохранившийся «Восход-2М». Участники, приехавшие на крутых иностранных раритетах, бросились с восторгом к старому советскому мотоциклу, нежно поглаживали — ностальгия.

Мотоциклы показывались на миру с тех пор, как Полковников с друзьями в 2008 году организовал международный мотопробег ретромотоциклов «Волхонская верста», посвященный первой в истории России «гонке моторов», состоявшейся в 1898 году.

В коллекции: «ИЖ», все модели по годам выпуска, начиная с 1946-го. Есть 1949-го, 1951-го, 1960-го, 1968-го. Л-300 с завода «Красный Октябрь» — 1936 год. Очень редкий — так называемый ПМЗ — на таком в фильме «Трактористы» ездила Марина Латынина, только без коляски. В России таких хорошо отреставрированных мотоцикла всего четыре.

Тоже четыре, но в мире, осталось ходовых мотоцикла DKW NZ 500-sport без коляски 1937 года. Все они известны коллекционерам. Самый пожилой в коллекции — немецкий мотоцикл D-Rad 1929 года выпуска, даже ручки газа еще нет.

1 из 5
Источник:

«Это техническая история страны»

Мастерская Полковникова не выполняет заказы, ее машины не продаются. Автомобили можно увидеть только на выставках. Хотя случайно их можно встретить летом на улицах города — чтобы машины были рабочими, каждый экспонат «выгуливается» — нужно, чтобы он проезжал хотя бы 100–200 километров в год, после поездки проводится техосмотр. Это хобби приносит радость не только, когда смотришь на свою коллекцию или мчишься на раритетной машине с хорошей скоростью. Но и когда ты после основной работы отправляешься в мастерскую и даешь волю рукам — работаешь с агрегаткой.

Реставрация автомобилей — особая культура со своей историей. Михаил Полковников рассказывает: «В советские времена в Ленинграде в клубе "Самоход" ребята собирали старую технику, машины были ездовые, но это было, мягко говоря, приблизительное восстановление. Помню, видел попытки реставрации "Хорьх-830" из середины 1930-х годов. Подход к реставрации был другим, потому что нынешних возможностей у мастеров не было, даже покрасить автомобиль было сложно. В конце 1990-х уже появились частные автосервисы, покрасочные. Поскольку это был переходный период в стране, когда все хотели быть либо банкирами, либо бандитами, войти на этот рынок было просто. И полно было запчастей на советские машины».

Ретротранспорт неизменно задействован в исторических реконструкциях, которые проходят в разных городах России и Белоруссии.

Серьезно люди занялись реставрацией и коллекционированием, когда, во-первых, техника, на которой ездили их деды и родители, начала исчезать — в нашей стране, в отличие от европейских стран, отработавшие свое машины резали на металлолом. Во-вторых, увидели, что за рубежом даже созданы производства для восстановления раритетов. «Мы уважаем техническую историю своей страны. Но уважать мало, нужны детали, нужно производство, которое обеспечивает восстановление. А за неимением его в большом ангаре всё завалено машинами-донорами, ящиками с запчастями — накопили с давних времен, и сегодня всё это — наш золотой запас».

В мастерской Полковникова трудятся четыре высококлассных специалиста с момента появления первой машины в 2000 году. Они никогда не работали в автосервисе, потому что после него человек не сможет скрупулезно восстанавливать авто. Считается, что это совершенно разные профессии, хоть у них много общего.

Что такое реставрация

Всё начинается с заводских чертежей. В Самаре есть архив, в котором можно заказать их копии.

«Когда в 1999 году мы начали заниматься реставрацией, не понимая, с какой стороны подступиться к машине, первое, что мы сделали, — постарались попасть в архив ГАЗа. И мы были первыми, кто открыл коробки, сданные туда заводом в 1944 году. Тогда мы искали документы на "Эмку". Так глубоко копают редкие реставрационные мастерские. Перед мастерами стоит задача — повторить машину, и в этом процессе нет мелочей. В среднем на реставрацию одной машины уходит два года».

На выставку «Олдтаймер-Галерея» отправится автомобиль, реставрация которого длилась 8 лет. Публиковать его фото до выставки владелец не разрешил — только «мордочку». Это ГАЗ М1, «черный воронок».

Источник:

«Как появился ГАЗ? В 1932 году мы купили у "Форда" лицензию на производство грузового автомобиля, "Форд"-АА (ГАЗ-АА) — полуторки и "Форд"-А (ГАЗ-А), оборудование для их производства. В 1934 году начали их выпускать. То есть массовое производство автомобилей для народного хозяйства началось именно с "Форда". Первой своей разработкой стал ГАЗ М1 — "Эмка", но за базу брался "Форд". И сейчас, чтобы "одеть" машину изнутри, надо взять каталог "Форда" и выбрать всё, что требуется, подойдет в 90% случаев, — рассказывает Полковников.

Но работы всё время затягивались — долго возились с угловой обивкой потолка, потому что никто не знал, как ее закреплять — не саморезами же! Ткань заказывали в США. Как реставрировать родные эмблемы, не покрасишь же их обычной краской? В те времена они покрывались горячей эмалью, так сейчас не делают. Попросил друзей, которые занимаются реставрацией орденов, согласились помочь. Колпаки должны быть раскрашены вручную — за ответственную работу взялась Валентина, жена Михаила. «Восемь лет — делаем-делаем, надоело. Перерыв несколько месяцев. Потом снова достаем». Наконец автомобиль готов «выйти в люди». На стапеле стоит следующий.

Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»

Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
27
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях