Эксперты ВТБ прогнозируют, что в течение 10 лет грузопоток по Северному морскому пути вырастет более чем в 10 раз — до 400 млн тонн. В прошлом году он составил 36 млн тонн.
Ожидается, что 200 млн тонн придется непосредственно на продукцию российских предприятий, а еще 200 млн тонн — на перевозку грузов транзитом, подсчитали эксперты ВТБ. Уже в этом году грузопоток должен вырасти до 80 млн тонн.
«По нашим подсчетам, территории, находящиеся вдоль транспортного коридора, в ближайшие 10 лет будут активно развиваться, и новые российские предприятия, образующиеся вдоль него, принесут в бюджет России более 20 трлн рублей до 2035 года», — отметил заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Валерий Лукьяненко. При оптимизации затрат на ледовую проводку Россия может получать более 1 трлн рублей сборов за транзит по СМП к 2030 году.
Он добавил, что поддержка экономического развития России и, в частности, крупных проектов в области развития транспортной инфраструктуры — одно из ключевых направлений Стратегии ВТБ на 2024–2026 годы. Сейчас банк активно финансирует работы по модернизации и созданию нового ледокольного флота для развития Северного морского пути, включая строительство новых атомных ледоколов и портового флота. В июле 2023 года было подписано кредитное соглашение между ВТБ и ФГУП «Атомфлот» о финансировании строительства 3-го и 4-го серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Анализируется возможность участия банка в финансировании строительства 5-го и 6-го ледоколов этой серии.