ВТБ рассчитывает к концу 2026 года увеличить количество клиентов малого и среднего бизнеса в полтора раза, а объем кредитного портфеля предприятий МСБ — в 1,4 раза. О планах развития в этом сегменте рассказал в рамках Стратегической недели ВТБ заместитель президента — председателя правления банка Денис Бортников.
На сегодняшний день у банка 1,3 млн клиентов МСБ. За последние 5 лет их количество выросло в 2,5 раза, а в ближайшие три года банк планирует увеличить его еще в полтора раза. Сейчас треть клиентов представляют столичные регионы: Москву и Московскую область и Санкт-Петербург с Ленинградской областью. Больше всего клиентов занято в оптовой и розничной торговле, промышленности и транспортной сфере. При этом только 10% предпринимателей работают на рынке с 2023 года, остальные ведут свою деятельность не первый год.
Одновременно с ростом клиентской базы ВТБ планирует к концу 2026 года на 40% увеличить кредитный портфель клиентов малого и среднего бизнеса. По итогам 2023 года он составил 3,1 трлн рублей, увеличившись за год на 27%, сообщил Денис Бортников. Топ-менеджер отметил, что инструментом для снижения ставок выступают госпрограммы. Сейчас доля льготных программ в общей структуре льготного портфеля в сегменте МСБ превышает 22%. Самой объемной стала программа Минсельхоза № 1528 — по ней банком выдано 235,6 млрд рублей, кредитный портфель по программе № 1764 Минэкономразвития — 169 млрд рублей. Доля ВТБ в общем объеме сделок по стране по этой программе составила 20%. Отдельно можно выделить кредитные соглашения, заключенные банком в сфере жилищного строительства. В 2023 году было заключено более 330 таких сделок, а сумма открытых в 2023 году кредитных лимитов превысила уровень 2022 года на 46% и достигла 580 млрд рублей. Всего при поддержке ВТБ клиенты среднего и малого бизнеса сейчас ведут строительство около 13 млн «квадратов» в 65 регионах России.
В рамках Стратегической недели с 26 февраля по 1 марта ВТБ представляет свою стратегию развития на 2024 — 2026 годы. В частности, в ближайшие три года банк планирует в полтора раза увеличить клиентскую базу в сегменте малого и среднего бизнеса.