В Порховском районе Псковской области волонтеры и правоохранительные органы на берегу и в воде почти два месяца искали маленькую девочку, которая исчезла в первый день нового 2024 года. О том, как это было, «Фонтанке» рассказали члены отряда «ЛизаАлерт».
11-летняя Рита пропала 1 января в деревне Полоное Порховского района. Вышла погулять — и с тех пор ее никто не видел. На следующий день фото и приметы девочки опубликовал в своей группе в соцсети «ВКонтакте» поисковый отряд «ЛизаАлерт» по Псковской области: рост — 115 сантиметров, волосы чёрные, глаза карие. Была одета в оранжевую с чёрным куртку-пуховик, чёрные джинсы, розовые ботинки и белую шапку с помпоном.
Куртку, которая окажется не оранжево-черной, а розовой (родственники ошиблись, когда вспоминали, в чем ушла Рита), найдут 3 января водолазы областной службы спасения в промоине реки Полонки. Спасатели продолжат обследовать реку, но безрезультатно. По факту безвестного исчезновения ребенка возбудят уголовное дело. Почти два месяца волонтеры псковского и петербургского отрядов «ЛизаАлерт» будут отрабатывать все возможные версии: сбежала из дома, прячется у подружек, увезена в другой регион. Погибла в результате несчастного случая.
25 января начальник УМВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников рассказал журналистам, что Риту, скорее всего, уже не найдут живой.
«К сожалению, в январе произошла трагедия, — сказал Овсянников. — Сейчас на месте работают специалисты из Санкт-Петербурга. Наши разыскные подразделения тоже работают в полном объёме. Основная версия — она утонула».
Волонтеры псковского отряда «ЛизаАлерт» начали искать Риту 2 января.
«Бывало, что за сутки на поиск приезжало волонтеров и сотрудников различных служб до 100 человек, — рассказал «Фонтанке» куратор отряда «ЛизаАлерт» по Псковской области Виктор Витюк. — В общей сложности почти за два месяца в поисках приняли участие не менее 500 человек. Применялись воздушные и подводные беспилотники, привлекались кинологи с собаками. Пока идет следствие, мы не можем рассказать, почему при таких масштабах поиска тело не нашли раньше. Но на это были объективные причины».
Пожалуй, один из немногих методов, который не применили при поисках Риты, — отслеживание сигнала мобильного телефона. Его у девочки с собой не было.
Коллеги Виктора Витюка из петербургского отряда водного поиска начали работу с 3 января. Им пришлось четырежды выезжать в Псковскую область, отработать 10 световых дней и задействовать большое количество профессиональной техники: мотобуры, подводные камеры, ГКС (гидрокостюм спасательный), бензопилы, ТНПА (телеуправляемый необитаемый подводный аппарат), гидроакустический прибор с круговым обзором. В выездном отряде было до 12 человек.
Полонка оказалась сравнительно неглубокой, но очень сложной и опасной из-за сильного течения, каменистых порогов и погодных условий. При температуре воздуха минус 29 градусов лед на реке был местами толстым, а местами — ненадежным. Кое-где бурная Полонка и вовсе не замерзла. А вот оборудование, которое летом может работать по полдня без подзарядки, замерзало и разряжалось за пару часов. Но его отогревали, заряжали заново и опять погружали в ледяную воду.
Вот так выглядел водный поиск в цифрах: волонтеры петербургского отряда «ЛизаАлерт» подробно обследовали 8 километров береговой линии, отсмотрели подводной камерой 5 700 м²; в ГКС отработали толщи воды, подледного пространства и дна 3 400 м²; сертифицированные айс-дайверы проверили 2 800 м² дна; с помощью ТНПА отсмотрели около 3 500 м² дна и подледного пространства заводи и вверх по течению; исследовали гидроакустическим прибором с круговым обзором 3 200 м².
«Мы бурили специальные технологические отверстия во льду и опускали под воду телеуправляемый подводный аппарат, — рассказала «Фонтанке» специалист по водному поиску Анна Мишурнова. — Исследовали воду и дно. Оператор управлял аппаратом из автомобиля. Наши добровольцы в специальных гидрокостюмах тоже обследовали водоем, прощупывали дно ногами и руками там, где была открытая вода или ломкий лед. На берегу в это время находились ребята, которые их страховали. Там, где требовалось погружаться с головой, мы привлекали профессионального сертифицированного айс-дайвера».
4 февраля Следственный комитет РФ взял дело об исчезновении Риты под свой контроль, а Александр Бастрыкин поручил руководителю регионального СУ СК России Петру Крупене отчитаться обо всех установленных обстоятельствах дела.
15 февраля стало известно, что по делу об исчезновении Риты проводят ряд экспертиз, в том числе молекулярно-генетическую. Следственный комитет инициировал поиски ребенка в соседних субъектах страны. Но в штабе волонтеров уже примерно понимали, как закончится эта история.
«Как бы то ни было, мы всегда стараемся закрывать все поиски, чтобы была поставлена финальная точка», — говорит Виктор Витюк.
«Когда мы ищем людей на земле, мы всегда в голове держим, что они живы. Мы до последнего боремся и верим в то, что найдем человека живым, — говорит Анна Мишурнова. — Но, когда перед нами встают задачи водного поиска, мы уже заранее предполагаем, что можем найти, скорее всего, погибшего. В данном случае — погибшего ребенка. Водные поиски сложны не только сами по себе, но еще и психологически — именно поэтому. Ты собираешь себя, всю свою волю в кулак, стараешься не думать о чувствах, а просто выполнять свою работу. Потому что понимаешь, что это тоже важно: вернуть человека домой, чтобы закрыть у родных вопрос, где он. И чтобы они могли с ним попрощаться. И мы, конечно же, от начала поиска и до его конца держим себя в тонусе, не сдаемся. Чувства и переживания оставляем уже на потом, когда возвращаемся домой».
25 февраля тело Риты нашли недалеко от церкви в окрестностях деревни Полоное. По сообщениям очевидцев, оно было прикопано, одежды не было. Причину и обстоятельства смерти ребенка выясняют эксперты и следователи.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»