Стоимость домашнего интернета в России остается одной из самых низких в мире в первую очередь благодаря высокой конкуренции и развитой инфраструктуре. Из чего она складывается и будет ли расти в будущем, рассказали «Фонтанке» эксперты.
Согласно данным исследования Picodi, на конец 2023 года средняя цена проводного широкополосного доступа по тарифам со скоростью 100 Мбит/с составляла $ 5,6 в России, в то время как в Норвегии, самой «дорогой» стране рейтинга, к примеру, почти достигала $ 89.
Одной из причин такого разрыва является большой спрос на высокоскоростной интернет в России, что провоцирует жесткую конкуренцию между провайдерами и приводит к снижению цен, отметил Александр Логинов, вице-президент — директор МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком». По его словам, с первых шагов развития интернета на территории России сложилась конкурентная среда, и на сегодняшний день можно говорить об отсутствии интернет-монополистов. По его словам, провайдеры нацелены на превосходство друг над другом, предлагая широкий спектр услуг и опций и снижая цены.
— Помимо этого правительство Российской Федерации активно развивает телекоммуникационную инфраструктуру, предоставляя компаниям, инвестирующим в эту сферу, налоговые льготы и другие формы поддержки, — говорит он. — Все эти факторы вместе способствуют более низким ценам на высокоскоростной интернет в России по сравнению с другими странами.
Как рассказали в компании «ВымпелКом» (бренд билайн), цена доступа в интернет определяется прежде всего рыночным спросом — пока инфраструктура в РФ и емкости сетей были на этапе формирования, стоимость домашнего интернета была достаточно высокой. По мере расширения транспортных сетей, снижения стоимости пропуска трафика снижалась и розничная цена домашнего интернета. При этом стоимость услуги составляет примерно 3–5% от минимального уровня оплаты труда, поэтому в относительных величинах РФ стоит рядом со многими странами в мире с высоким проникновением домашнего интернета.
Много слагаемых
— В каждой стране свои цены, но надо понимать, что никто не будет работать в убыток, — говорит Денис Кусков, руководитель информационно-аналитического агентства «Телеком Дейли». — То есть российский оператор, представляя такие цены конечным пользователям, все равно остается в прибыли. На стоимости оптоволокна сказывается очень много вещей, кроме самого оптоволокна, — и прежде всего это удобство маршрута, чтобы обеспечить наилучший, сокращенный вариант прокладки.
— Цена — это многофакторный параметр, — пояснили эксперты билайна. — В стоимость услуги аллоцируется часть затрат на строительство и развитие новых сетей связи, покупку и инсталляции нового оборудования, мониторинг, присутствует также сервисная составляющая. Значительная часть себестоимости услуги — это обслуживание клиентов. И, безусловно, прямые затраты на трафик.
— Стоимость интернета — динамический параметр, который регулярно адаптируется к различным условиям, — пояснил Александр Логинов. — В общую стоимость услуги входят расходы на создание и развитие сетей связи, приобретение и установку нового оборудования, последующее обслуживание сети, возрастающие затраты на модернизацию сети, в том числе на расширение каналов связи из-за ежегодного увеличением объема трафика. Важным фактором является и обслуживание пользователей, а также непосредственные затраты на передачу данных, быстрое устранение неполадок (например, обрыв кабеля) и другие аспекты.
Неизбежный рост
По словам Дениса Кускова, тем не менее цены все равно растут.
— Наше агентство ежегодно опрашивает руководителей компаний — операторов связи с просьбой ответить на вопросы по основным проблемам, — говорит он. — В том числе, в конце прошлого года мы задавали вопрос, насколько, по их мнению, они будут увеличивать цены в 2024 году. 82% сказали, что это будет где-то 10–12% в среднем. Можно сказать, что последние два года показатель в 12–15% — это та планка, на которую стабильно увеличивается стоимость услуг.
Если смотреть на ARPU («средний чек» на одного клиента) домашнего интернета, этот показатель растет не более чем на 1% в год за последние три года, добавили в билайне. Это связано с тем, что и федеральные, и локальные провайдеры стараются пакетировать интернет с другими услугами — прежде всего с ТВ и мобильной связью, уменьшая таким образом удельную стоимость домашнего интернета для клиента.
Что касается увеличения стоимости интернета с годами — это адекватная ситуация, считает Александр Логинов. При этом процент повышения тарифов обычно ниже уровня инфляции. По его словам, учитывая изменения экономических условий и постоянный рост объема интернет-трафика, операторам необходимо обеспечивать высокую надежность и качество услуг, стабильную работу инфраструктуры, что в свою очередь также влияет на изменение тарифов. Это закон любого рынка, не только телекоммуникационного.
— Провайдеры могут увеличивать стоимость услуг, чтобы покрыть возрастающие затраты на содержание и развитие инфраструктуры: покупку нового оборудования и материалов, обновление программного обеспечения, оплату труда персонала и т.д., — продолжил он. — В декабре «Ростелеком» скорректировал некоторые архивные тарифные планы на услуги интернет-доступа для пользователей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Индексация была ниже уровня инфляции, составив в среднем 5,8% (или 29 рублей).
Замена импорта
Вопросами импортозамещения в телекоммуникационной сфере в России озаботились задолго до 2022 года, отметил Александр Логинов. По его словам, замена иностранного оборудования на отечественное — процесс небыстрый, очень финансово затратный, и не каждая компания может его себе позволить.
— Например, оптоволокно от российских производителей компания приобретает уже много лет, а в последнее время начала создавать внутри себя промышленный кластер для производства различного оборудования, — говорит он. — Наши продукты для населения — видеосервис Wink, платформа «Ростелеком Ключ» (для управления жилыми домами) — входят в реестр отечественного ПО. В целом сегодня в России для ускорения импортозамещения предприятия не только самостоятельно занимают освободившиеся ниши, но и происходят коллаборации, заключаются форвардные контракты для обеспечения заказов на годы вперед для того, чтобы на начальном этапе компании могли инвестировать и знать, что предприятие будет работать, а продукция будет востребована.
То, что рост цен на интернет-услуги в России сейчас объективно невысок — это показатель достаточного запаса прочности телекоммуникационной инфраструктуры, наличия нужных компетенций у провайдеров, достаточного уровня импортозамещения, уточнил эксперт.
— Процесс импортозамещения в данной сфере чуть проще, чем в сотовой связи, где в принципе сейчас вообще нет импортозамещения, — говорит Денис Кусков. — Здесь у нас ставятся определенные активные устройства российского производства, правда, из комплектующих Китая. Учитывая, что мы на протяжении десятков лет использовали другие системы, конечно, пока это происходит не повсеместно, и не выместило то, что применялось раньше.
— Оптоволокно для транспортной инфраструктуры, а также для организации «последней мили» в некоторых технологиях и услугах уже давно производится в России, — продолжили в билайне. — По сетевому оборудованию процессы импортозамещения и поиска альтернативных поставщиков идут прямо сейчас — при этом провайдеры стараются не допустить влияния стоимости оборудования на цены для пользователей. Что касается пользовательского оборудования — ряд иностранных производителей с рынка ушли, но ассортимент все равно остается достаточно широким и закрывает потребности провайдеров и рынка. Кроме того, наращиваются объемы производства, соответственно снижаются цены на роутеры отечественного производства.
Рост будущего
Представители билайна считают, что будущее рынка домашнего оптоволоконного интернета определится ростом количества домашних устройств, подключенных к интернету и управляемых через интернет, а также ростом скоростей и трафика.
— Я думаю, что, так или иначе, с ростом количества экранов, устройств и так далее, все более-менее придут к тому, чтобы давать в дом один гигабайт интернета, — считает Денис Кусков. — Стоимость все равно будет дальше расти, потому что нормативные акты меняются и ситуация с производством не становится лучше.
— Рынок будет развиваться, — подытожил Александр Логинов. — Прежде всего будет расти спрос на более высокие скорости. Уже сегодня у нас дома у каждого несколько умных гаджетов, привязанных к Wi-Fi: умные пылесосы, лампочки, мультиварки и прочее. Провайдерам предстоит обеспечивать высокие скорости домашнего интернета для решения более «тяжелых» задач и использования большего числа устройств одновременно без потери качества подключения.