Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музеи Михаил Пиотровский объяснил, как легко доказать подлинность экспонатов Эрмитажа

Михаил Пиотровский объяснил, как легко доказать подлинность экспонатов Эрмитажа

19 283

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в ходе ежегодного общения с интернет-пользователями 4 декабря прокомментировал обвинения якобы в замене подлинников на копии в музее. Комментарии в интернете, что в Эрмитаже «все украдено» и «подлинники не показывают», по его мнению, стали явлением не только социальным, но и торгово-рыночным, и политическим, и криминальным.

«Если говорить о серьезных картинах, отличить копию от оригинала очень просто, — взялся объяснять он. — У серьезной картины, кроме всяких описаний, есть рентгеновское описание, описание сохранности, где описана каждая трещинка. Никто этих материалов не видит, и поэтому подделать шедевр невозможно. Даже если подделка будет висеть на стене, ее обязательно определят как подделку. Это исключено. А подделать вещь, которую никто не видел, можно, но это никому не нужно».

Директор Эрмитажа напомнил, что копия копии рознь. Понятие «подделка» относится к рыночной терминологии. А в музеях бывают и официально представленные копии, которые являются частью культурной жизни. Так, Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве создавался как музей слепков, для которого делали гигантские копии скульптур. Например, копией является представленная там статуя Давида.

Но намеренное внедрение слухов о том, что якобы в Эрмитаже «все подменено», приучает людей к мысли о том, что подлинники, значит, можно где-то купить. А это в свою очередь выгодно нечистым на руку дельцам.

«Были годы, когда на каждом углу очень разбогатевшим людям подсовывали картины и говорили, что они из Эрмитажа, — напомнил Михаил Пиотровский. — Так же и во всем мире. Поэтому эти рассказы не такие простые заботы об искусстве, это некий промоушен черного рынка».

В том числе аферы совершаются международного масштаба: в своей с Джеральдин Норман книге «Культура как скандал» Михаил Пиотровский рассказывал, как одно время в Кувейте и Ираке появились картины, которые называли «подлинниками из Эрмитажа» — хотя на самом деле подлинники висели себе на стенах и их оттуда даже и не снимали.

Сейчас сходные ситуации происходят вокруг предметов из украинских музеев: на фоне информации о боевых действиях в мировом пространстве рождаются слухи о разграблении местных коллекций.

«Всем интересно, все читают, а «серьезные люди» занимаются «серьезным делом», — приводит пример Пиотровский. — В Испании кого-то арестовывают, и — мощная сенсация: «Найдено золото из украинских музеев, вы же знаете, сейчас там все грабят». Арестовали контрабандистов, и серьезные каналы просили комментарии. Но достаточно взглянуть на картинку, чтобы понять: да, это золото, но это золото является грубой репликой хорошо известных скифских вещей, хранящихся и на Украине, и в России. Эта грубая подделка создана, чтобы обмануть, и ясно, что это втюхивали кому-то».

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
39
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях