Реклама

Сейчас

+19˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+19˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 18

1 м/с, ю-з

766мм

39%

Подробнее

Пробки

3/10

Реклама

Первый в Петербурге диверсант может оказаться имитатором. Перспектива — 10 лет за ущерб в тысячу рублей

27280
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
ПоделитьсяПоделиться

Идиотизм, глупость, безрассудство, просто дурость — как только не говорил о своем поступке подсудимый Вячеслав Зайцев, которому сулит статус первого в истории современного Петербурга диверсанта. По праву ли, въедливо пыталась понять судья. Но, кажется, не до конца понял сам Зайцев.

От 10 лет колонии грозит еще недавнему школьнику за поджог релейного шкафа. Это первое в истории горсуда дело по статье 281 УК РФ — «Диверсия». Оборудование не пострадало, РЖД оценило ущерб в полторы тысячи рублей. Парень от стыда прячет лицо и просится на СВО.

О шкафе


В суд пришел сотрудник РЖД Сергей, который рассказал, что вообще такое релейный шкаф. Объяснять пришлось дважды, второй раз судья попросила быть попроще, хотя в общем-то сама и пересказала спецу по шкафам, зачем он нужен и что будет, если его не будет — заслужила комплимент и приглашение работать железнодорожником.

Если максимально просто, конкретно этот релейный шкаф рядом с Горелово напичкан оборудованием, которое отвечает за работу железнодорожного светофора. В том числе оборудование заранее передает данные машинисту, так что он видит сигнал прямо в кабине, еще не доехав до самого светофора. Если система вместе со светофором неисправна, машинист должен остановиться и ждать от диспетчера разрешения двигаться дальше. Оборудование, в случае некорректной работы, описывал специалист, может показывать зеленый в тот момент, когда должен быть красный, ну а дальше понятно — столкновения, крушения, ущерб, катастрофа.

Визуально шкаф представляет из себя большой металлический ящик с дверью с задней стороны, за которой и скрывается самое ценное. Свидетель рассказал, что 17 марта первым огонь увидел проезжавший мимо машинист. Из его показаний ясно, что состав не останавливался и скорость не сбавлял. Потом от ближайшей станции Горелово прибежал сотрудник РЖД и потушил огонь снегом. Свидетель Сергей приехал на место примерно через полтора часа, когда там уже сбились в плотную кучу следователи и оперативники. Сзади из шкафа, рассказал Сергей, всё еще торчал предмет, похожий на стамеску, формулировка вызвала ответное одобрение у судьи и комплимент за умение выражаться на юридическом.

Кто-то (Зайцев склонил голову) пытался шкаф вскрыть, объяснял свидетель. Но предмет, похожий на стамеску, с дверью бы не справился — прозвучало как очередной комплимент, на этот раз шкафу. Лишь чуть-чуть один уголок был отогнут. Свидетель пожар не застал, но видел его последствия в виде следов пламени снаружи и немного внутри. До оборудования огонь не добрался, хоть в шкафу всё и укомплектовано, по словам специалиста, «на тоненького». Видимо, горючая жидкость, предположил Сергей, была сомнительного качества.

О качестве


Согласно показаниям самого Зайцева, жидкость, и правда, была сомнительной, потому что нашел он ее вместе со стамеской в ближайшей «заброшке». Это были остатки краски.

Шкаф, к слову, Зайцев выбирал сам и остановился на гореловском, потому что он ему практически родной. По этому маршруту подсудимый ездил дважды в неделю чуть ли не пять лет — на дачу и обратно.

Привело же к шкафу Зайцева желание заработать 10 тысяч рублей. Дело в том, что молодой человек не смог стать летчиком. Он закончил школу лишь год назад, не хватило баллов для поступления в вуз, пришлось работать. Летом всё было нормально, роль бармена-официанта в сезонной кафешке вполне устраивала 18-летнего парня. Не собирался он увиливать и от долга родине, как раз после закрытия кафе в сентябре планировал идти сдаваться в военкомат. Но тут случилась неприятность. Приятели по компьютерным интересам позвали на подработку в Петрозаводск. Вернулся оттуда Зайцев с подпиской о невыезде как подозреваемый в деле о мошенничестве на несколько десятков тысяч рублей. В чем там суть, выяснять дело другого суда, приговор пока не состоялся.

Статус без пяти минут преступника отодвинул планы на службу, тем более в разгаре была мобилизация, и папа Зайцева ушел на СВО по контракту. Мать молодого человека, рассказала она в суде, отговаривала сына идти по тем же стопам, у нее еще двое детей, оба младше подсудимого, женщина рассчитывала на помощь первенца.

Зайцев перебивался подработками, ведь теперь еще приходилось мотаться по вызову следователя в Петрозаводск, а кто его с такими условиями взял бы на постоянную работу. После Нового года он понял, что с деньгами совсем напряг, а висеть на родительской шее способному жить самостоятельно молодому человеку как-то не по совести. Сначала постепенно обналичивалась и пустела кредитка на 30 тысяч рублей, потом пришлось брать микрозаем еще на 11. Около 7 тысяч Зайцев занял у человека, которого он не захотел называть. Подработки толком не случались, подсудимый опубликовал данные о себе и своем стремлении «хоть грузчиком, хоть кем» в тематических группах. 15 марта ему написал Магавк.

Этот человек скинул Зайцеву фото релейного шкафа и предложил за поджог такого же 10 тысяч рублей. По словам подсудимого, мотивация была какой-то мутной, типа того, что сжечь шкаф надо, чтобы его списать. Впрочем, прокурор позже напомнит, что Зайцев гуглил и «релейный шкаф», и «диверсия» и «отделы полиции Горелово».

Магавк прислал Зайцеву инструкцию по изготовлению горючего и рекомендации по инструментам для вскрытия шкафа. «Химичить» подсудимый не стал, так как это показалось ему опасным — поджечь можно не только шкаф, но и собственную квартиру или автобус по пути на место. Взяв с собой лишь телефон и зажигалку, курящий Зайцев поехал на разведку к родному шкафу.

Найденные краска и стамеска показались ему вариантом. Шкаф открыть не получилось, и тогда Зайцев решил Магавка как бы обмануть. Вылил краску снаружи, оставил торчать стамеску, поднес зажигалку и снял как горит. Бросил всё как есть и, сидя в автобусе на обратном пути, скинул ролик куратору.

Виноват


Что-то сподвигло Зайцева показать это видео не только Магавку, но и всем подписчикам той самой группы с подработками. В течение двух дней ему перевели деньги за «диверсию» и пытались завербовать на дела куда более серьезные. А потом за Зайцевым пришли оперативники.

Он начал признаваться сразу, протокол явки приложен к делу. Повторил то же и в суде — виноват по всем пунктам. Более того, Зайцев сообщил суду, что, сидя в СИЗО, написал в военкомат Колпинского района просьбу забрать его добровольцем на СВО. А то тысячу с лишним рублей ущерба родители за него, конечно, заплатили, но должен же он и сам как-то искупить содеянное.

Параллельно звучало, что вообще-то умысла на подрыв обороноспособности и экономической мощи государства у Зайцева не было. Максимум, чего он ожидал, это задержки электричек. Более того, преступление он совершил совсем не так, как его просили кураторы. Слово «имитировал» тоже было сказано, но адвокатом, так что вопрос был снят.

Суду пришлось начинать заново, то есть построчно читать обвинительное заключение и снова спрашивать, в том ли, что описано, признается Зайцев. Долго выясняли, допускал ли подсудимый, что на этой железнодорожной ветке ездили не только электрички, но и товарняк с грузом, например, в зону СВО, где, как известно, находился отец подсудимого. Ничего подобного, утверждал Зайцев, он не видел, но спустя несколько минут допроса всё же признал, что да, вероятность такая, конечно, есть.

Судья интересовалась, что именно попало на видео и отличается ли оно чем-то интересным. «Какие-то жесты показывали?» — спросил суд.

Выяснилось, что показывал. Судья попросила продемонстрировать, какой именно. Глаза на лоб в ожидании, что вот-вот подсудимый покажет суду средний палец, ползли зря. Зайцев всего-то на видео имитировал рукой выстрел в релейный шкаф.

Вы выполняли инструкции или не выполняли?

— Нет, не выполнял.

Согласно предъявленному обвинению, с которым вы соглашаетесь в полном объеме, вы выполняли инструкции?

Опять вернулись к тому, что вскрыть шкаф не удалось и приехал на место преступления Зайцев с совершенно пустыми руками.

Помогу адвокату, который пытался задать этот вопрос. Цель-то какая была у поджога?

— Заработать денег.

Каким способом?

— Нечестным, незаконным.

Намеки под грузом раскаяния Зайцев не чувствовал совсем и пришлось спрашивать прямо — хотел выполнить указания или обмануть куратора и заработать? Ответил, что второе, но после того как не смог вскрыть шкаф.

Так что вы сделали?

— Совершил преступление.

Какое? Диверсию или то, о чем хочет сказать ваш адвокат?

— Диверсию.

Значит вы понимали, что релейные шкафы важны для РЖД. Да или нет?

— Да.

Впереди прения сторон. Статья «Диверсия» из Уголовного кодекса РФ еще ни разу не рассматривалась петербургскими судами. По стране, если верить ГАС «Правосудие», всего 12 приговоров — в основном это Крым и Севастополь.

Надежда Мазакина, «Фонтанка.ру»

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

ЛАЙК8
СМЕХ18
УДИВЛЕНИЕ3
ГНЕВ22
ПЕЧАЛЬ20

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close