Полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости — прекрасная традиция Петербурга и одновременно большая честь для тех, кому дают право встать к орудию. Обычно в новостях сообщают о том, что залп с Нарышкина бастиона дали известные политики, артисты, именитые гости города. 18 сентября почетной миссии удостоилась, на первый взгляд, обычная российская семья Лёвкиных.
Впрочем, разве можно назвать ординарной рабочую династию, у которой общий стаж свыше 170 лет на одном предприятии? Именно столько трудятся Лёвкины на Брянском автомобильном заводе (АО «БАЗ») — части Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Сегодня на БАЗ работают сразу пять членов этой семьи. Они вместе с родственниками приехали в Петербург. Здесь для Лёвкиных провели экскурсию по Северной столице и Обуховскому заводу, который управляет брянским автомобильным предприятием.
Давайте познакомимся с тремя поколениями заводской династии.
Родители
Родоначальник семейства — Анатолий Михайлович Лёвкин. Он пришел на предприятие в 1960 году после службы в армии. Так как у него уже была к тому моменту специальность, ему доверили важную миссию контролёра. Далее глава семейства перешёл на сборку тракторов, где трудился не один год. В начале 1980-х Анатолия Михайловича перевели на сборку легендарных плавающих машин. Закончив профессиональную деятельность, брянчанин не захотел расставаться с заводом и еще несколько лет трудился в охране. Общий стаж старожила БАЗ превысил 40 лет.
Супруга, Раиса Михайловна, более восьми лет проработала уборщицей на заводе. Трудолюбивую чету многие коллеги вспоминают до сих пор.
Дети
Двое сыновей Лёвкиных, Михаил и Александр, слышали рассказы отца о новых разработках БАЗ с детства. Подростками они ходили на завод и знакомились с устройством машин, с коллегами отца. Неудивительно, что трудовую жизнь они также решили связать с предприятием.
В 1981 году на завод поступил старший сын — Михаил Анатольевич. Его путь на Брянском автомобильном начался с профессии слесаря сборочно-испытательного цеха. В 1985 году молодой человек перешёл в механосборочный, а через два года его назначили заместителем начальника цеха. Михаил, несмотря на возраст, не спасовал, не побоялся ответственности. Уже в 1989 году возглавил сборочный цех. Сейчас Михаил Лёвкин — заместитель начальника производственного департамента по производству серийных машин. Его общий стаж — более 42 лет. В этом году ко Дню машиностроителя за многолетнюю и безупречную работу Михаила Анатольевича удостоили звания «Почётный машиностроитель».
Младший сын Лёвкиных, Александр, начал знакомство с производством в 1988 году: в тот год он устроился на практику электриком. В 1995 году, после окончания БИТМа (ныне БТГУ — Брянский государственный технический университет), Александр Анатольевич вернулся на предприятие — уже инженером-конструктором. В 1997 году ему пришлось уйти: зарплату не платили, без преувеличения, годами. Но уже в 1999 году наш герой вновь вернулся на завод слесарем-электромонтажником. Затем, учитывая высшее профильное образование и опыт, стал энергетиком цеха.
Старожилы хорошо знают, что теплоснабжения на БАЗ не было до 2001 года. Как раз Александру Анатольевичу с коллегами пришлось восстанавливать систему теплообеспечения на предприятии. Это был сложный и трудоёмкий процесс, но его результат в буквальном смысле согрел заводчан. Сейчас у Александра новая очень ответственная должность: заместитель начальника департамента по производству ОКР и гражданской продукции. Общий стаж на предприятии — более 20 лет.
Супруга Александра Ольга — инженер по подготовке производства на ответственном заготовительном участке. Она трудится на БАЗ 22 года. Около пяти лет художником-оформителем работала на заводе и сестра братьев Лёвкиных — Галина.
Внуки
Трудовую династию продолжает третье поколение Лёвкиных. Уже 15 лет служит на заводе старший сын Михаила Анатольевича — Анатолий Михайлович. Начинал слесарем, мастером, технологом, сейчас — заместитель начальника отдела в конструкторском бюро. Его младший брат Артур — один из лучших водителей-испытателей, неоднократно покорял «Военное ралли» на заводских машинах. Его производственный стаж — 13 лет.
В семье Лёвкиных есть своя присказка: «Сами спроектируем, соберём, испытаем!» Внук Михаила Анатольевича Арсений пока в третьем классе, но уже не раз был на заводе и даже «рулил» знаменитым БАЗом.
Фотографии предоставлены пресс-службой АО «Обуховский завод».
Брянский автомобильный завод, входящий в Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей», в 2023 году отметил 65-летие со дня основания. Это производитель специальных колёсных шасси и тягачей высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 т. Является одним из ведущих в своей отрасли предприятием, способным обеспечить полный жизненный цикл выпускаемых изделий (разработка, испытания, производство, техническое обслуживание и ремонт).
Производство на заводе организовано по технологии двойного назначения: унифицированные узлы и агрегаты применяются в технике, как для обеспечения обороноспособности государства, так и экономического комплекса страны — в нефтегазовом секторе, в строительстве, для сложных транспортных операций, для пожарной, спасательной, аэродромной техники и другого.