![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/5649256c5cb28da4fa56dfc6dc7f9a7500f872ef_2560_1706.jpg)
В Главном штабе Государственного Эрмитажа 1 августа открылся проект Анатолия Белкина «Карпаччо, высокая вода». В большом пустом зале с высоким потолком (этот зал называют «красным трансформером») — огромные, во всю стену, приоткрытые двери. Зритель будто бы заглядывает за них, чтобы увидеть картину.
«Это проект про закрытость, недоступность, — рассказывает Мария Никифорова, начальник отдела межмузейных коммуникаций Эрмитажа. — Анатолий Павлович гулял по Венеции, ходил по церквям, наслаждался искусством, но желаемой идеи к нему не приходило. А на следующий день, когда он уехал, Венецию затопило — так он придумал концепцию работы».
«У меня, ленинградского мальчика, всю жизнь прожившего рядом с Невой, вдруг возникло ощущение невероятной хрупкости и уязвимости искусства перед непреодолимой силой серо-холодной темной массы, способной поглотить величайшие достижения человеческого духа, — вспоминает Анатолий Белкин. — И картина родилась сама собой. Мне оставалось только успевать фиксировать и соединять между собой узлы, детали, ставить акценты и не пропустить момент, когда нужно остановиться».
К коллажу, на котором изображена затопленная Венеция (для этого использованы фрагменты картин Витторе Карпаччо, художника Возрождения
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/7950a194f032b0de104936e7d493dc8723a2f61d5_2560_1706.jpg)
Картину сопровождает звуковая инсталляция:
В картине использованы произведения Карпаччо «Диспут святого Стефана в Синедрионе», «Проповедь святого Стефана», «Триумф святого Георгия», которые всплывают из венецианской воды, в которой тонут фрагменты «Благовещения» и «Чуда реликвии Креста на мосту Риальто».
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/5c8726d1403caa10e3f4a77d80608c7223d53df09_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/7cf09ccb5c330ec3ad59b937f1e0a8dd23ce1e96e_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/79d9518e4594f15d8674fd07fa9f743c23832ed35_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/0e7ebf6a7ec92a7f03364cdbb981292423fb9aef1_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/207b99642f2b289b9d2708c5e57d758a2394f9f1e_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/8914affa5f10957393fa6c1387526d01233771047_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/1254d6f5426aeacb6125ce3ba5a8b31023be2ce12_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/517089be8417b9ce8c7ab918fdb610e623bd3a2ca_2560_1706.jpg)
Интересно, что картин самого Витторе Карпаччо в музеях в России нет — в Эрмитаже есть лишь рисунок «Дама и паж», который экспонировали совсем недавно, на выставке «Две венецианские дамы».
Помимо основного смысла работы Анатолия Белкина (к слову, в сентябре художнику и большому другу музея, участвующему во многих его проектах, исполнится 70), Эрмитаж наделяет инсталляцию более глобальными идеями. Нынешние мостки в залах словно напоминают о тех мостках, что были на первой в Эрмитаже выставке Ильи Кабакова «Случай в музее и другие инсталляции», которая ознаменовала его воссоединение в творческом плане с Россией. В ту пору это были своего рода мосты через океан.
Но главное: нынешняя выставка — о родстве Петербурга и Венеции, городов, страдающих от наводнений (Петербург регулярно затапливало в
К слову, буквально за день до открытия выставки в ЮНЕСКО призвали признать Венецию городом под угрозой уничтожения.
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/86c3cec6ee48794b9161160bec6393e2230d11a9d_2560_1706.jpg)
Выставка в Эрмитаже будет работать до 1 октября.
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/5649256c5cb28da4fa56dfc6dc7f9a7500f872ef_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/7950a194f032b0de104936e7d493dc8723a2f61d5_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/86c3cec6ee48794b9161160bec6393e2230d11a9d_2560_1706.jpg)