Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Бизнес Власть ПМЭФ-2023 «У нас нет 30 лет, чтобы освоить рынки Азии или Африки, надо пройти этот путь максимум за 10 лет»

«У нас нет 30 лет, чтобы освоить рынки Азии или Африки, надо пройти этот путь максимум за 10 лет»

15 417
Источник:

Исторически больше половины российского экспорта приходилось на Европу и страны Северной Америки, сейчас компаниям приходится переориентироваться на «Большой Юг», включающий Азию, Африку, страны Латинской Америки. О том, как в ускоренном темпе выстраивать новые потоки и какая нужна для этого инфраструктура, в интервью «Фонтанке» на Петербургском международном экономическом форуме рассказал вице-президент АО «Российский экспортный центр» Станислав Георгиевский.

— Как изменился российский экспорт по структуре, географии и номенклатуре за последние полтора года?

— По структуре за последний год каких-то кардинальных изменений не произошло, потому что те отрасли, которые являются основными экспортерами, формировались десятилетия. Но в ряде из них сильнее чувствовался эффект внешнеэкономической и политической конъюнктуры. Не секрет, что у нас сильнее всего пострадал лесопромышленный комплекс, потому что традиционно на Северо-Западе большой объем сбыта был ориентирован на Европу. И, конечно, отказ от продукции нашего ЛПК спровоцировал провальный эффект с точки зрения продаж именно на Северо-Западе, притом что предприятия, расположенные в восточной части России, свои продажи наращивают.

В целом же сейчас идет постепенный восстановительный рост с переориентацией на новые рынки и на новые виды продукции одновременно, потому что в Юго-Восточной Азии нужны несколько иные виды продуктов, которые также производит наш ЛПК. В первую очередь, можно отметить, что вместо круглого леса есть спрос на готовые изделия.

Часть продукции в прошлом году подорожала, поэтому вырос объем продаж, а по ряду позиций — и физические объемы сбыта. Например, если взять сельхозпродукцию, то был хороший урожай зерна, хорошие отгрузки масложировой продукции. Определенные сложности были по мясу, в основном из-за ухода контейнерных линий с рефрижераторными контейнерами. С большим трудом и инвестициями пришлось восстанавливать грузопоток. В этом году мы видим, что логистика выходит на более разумный уровень цен, появляются новые перевозчики, достраиваются складские помещения. Кроме того, за последние год-полтора было сделано космически много всего с точки зрения улучшения сервиса: много где таможня перешла на круглосуточный режим работы, ввели электронные очереди, там, где позволила готовность инфраструктуры и технологий, ввели новые условия физического прохождения границ: с рентгеном, современными технологическими решениями. В результате, например, по Забайкальскому переходу время ожидания в очередях снизилось на несколько десятков дней.

Торговля налаживается, развивается, работа идет, никто не опускает руки, очень активно бизнес ездит в разные страны устанавливать деловые связи. За 2022-й и начало 2023-го с нашей помощью более 3000 компаний установили новые бизнес-связи на выставках и бизнес-миссиях. Так что, я думаю, что экспорт будет расти — это не беспроблемная работа, но мы интегрируемся в мировую экономику. Благодаря нашим предпринимателям, которые делают качественный продукт, и вопреки конкурентам — ведь это, в первую очередь, конкурентная борьба, пусть иногда и недобросовестная.

— Видите ли вы отличия работы с Западом и Востоком?

— Конечно, это и разные правовые системы, и разные ментальности, и разные технологии работы с людьми. Если с той же Европой все продажи проходили в онлайне, то в азиатских странах надо сопровождать работу с бизнесом персонально, иметь хорошие человеческие контакты. Но здесь нет ничего невозможного — ведь неважно, в какой стране ты находишься, ты вправе рассчитывать на уважение со стороны контрагента, и у тебя будет спориться бизнес. В первую очередь надо оставаться людьми.

Многое надо менять с точки зрения технологий и инфраструктуры, потому что за 30 лет были налажены очень тесные связи с Западом: налажена логистика для сборных грузов, выстроена быстрая доставка, заказ мог приехать в течение месяца, как от них к нам, так и от нас к ним. Сейчас с удаленными рынками, конечно, такого нет. И сейчас нам надо создавать эту базу в ускоренном темпе — у нас нет 30 лет, чтобы освоить рынки Азии или Африки, надо пройти этот путь максимум за 10 лет. Сейчас мы с бизнесом над этим как раз работаем — налаживаем каналы продаж, возможности для формирования складских запасов для быстрого обслуживания потребителей, каналы для сборки, досборки, кооперации, в том числе с местными контрагентами.

Источник:

— На Петербургском экономическом форуме вы представили российский экспорт в виде пяти муз — пяти основных направлений. Какие из них уже достаточно развиты, а какие требуют большей поддержки?

— Нельзя развиться до какого-то уровня и потом почивать на лаврах — в каждом направлении есть конкуренция: технологическая, ценовая, а сейчас и политическая. Конечно, есть те направления, в которых мы традиционно сильны, например в нефтехимии. Сегодня мы здесь конкурентны и по цене, и по качеству, и по сервису, по срокам доставки — то есть занимаем сильные позиции мирового игрока. Но и эта отрасль активно развивается, и, уверен, что в нефтехимии через 20 лет картина будет непохожа на то, что мы видим сегодня.

Однозначно опережающими темпами надо развивать машиностроение. В прошлом году мы увидели, насколько отрасль является уязвимой. Сейчас работа идет над выстраиванием новых производственных цепочек и созданием интеллектуальной собственности. Мы видим много совместных начинаний с Китаем, с другими странами.

Источник:

У нас сильные компетенции в сфере IT — за последний год мы поняли, что у нас, в России, очень высоко проникновение IT в жизнь человека: интернет-банкинг, получение госуслуг, оплата коммунальных услуг, транспорта и т. п. Цифровой сервис суперразвит, и нам есть что предложить многим странам мира, как с точки зрения решений, так и с точки зрения их адаптации к локальным особенностям. Новая сфера для инвестиций — промышленное программное обеспечение. В прошлом году международные игроки ушли, что открыло огромные возможности для IT-компаний осваивать локальный рынок — но важно не терять этот драйв и на экспорт. Поэтому мы отдельно выделили компании, которые хотят работать на внешнем рынке, понимая, что конкуренты у нас достаточно сильные. Нельзя три года осваивать только российский рынок, а потом вернуться на мировую арену — за это время там всё изменится.

В отрасли АПК во многих аспектах была очень высокая импортозависимость. Помимо решения внутренних проблем, необходимо также оставаться в синергии с векторами глобального развития — население, по мнению экспертов, продолжит расти до конца 21 века, поэтому вопрос продовольственной безопасности и потребления устойчивой пищи будет еще долго актуален. Надо быть конкурентным с точки зрения объема продукции, ее потребительских качеств, доступности — всех параметров, на основе которых потребители будут делать свой выбор.

— В связи с изменением внешнеполитической ситуации изменились ли как-то меры поддержки?

— Мы расширили линейку мер поддержки и услуг. Впервые мы стали работать и с импортными операциями, потому что выстроенные цепочки в прошлом году оказались под ударом. Нужно было запускать новые каналы поставки, закрывать коммерческие и финансовые риски, предоставлять финансирование, чтобы компании не столкнулись с разрывами ликвидности и невозможностью оплатить компоненты или оборудование, — а до этого найти, кто заместит поставщика, который ушел с рынка.

С точки зрения экспорта усилили направление по налаживанию деловых контактов: мы расширили участие в бизнес-миссиях и выставках за рубежом. Компании и их экспортные команды очень активны, ищут новые экспортные контракты. Увеличился портфель поддержки по Латинской Америке, по Африке, мы за неполные полгода по многим направлениям оказали поддержки в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Работаем над новыми инструментами, потому что нам надо создавать товаропроводящую инфраструктуру за рубежом, добавили в свои кредитные инструменты соответствующие цели, т. е. компании могут привлечь деньги на создание промежуточных сборочных производств в странах, где они планируют создать хабы для работы с регионами. В Азии и в Африке логичнее работать из единого хаба, чтобы экономить на издержках, обеспечивать более эффективную логистику, обслуживание, склады запчастей. Сейчас в этом направлении мы прорабатываем возможность ГЧП.

И, конечно, важное направление — работа с потребителями, целевыми аудиториями, продвижение продукции, донесение ее ценности, свойств. Во многих странах наши товары практически не знают и не понимают, что такое «сделано в России». В каком-то смысле, это даже хорошо: нет отрицательного опыта и не придется его «переламывать». Но положительные впечатления еще только предстоит формировать в умах потребителей.

Также сейчас мы много усилий тратим на вопросы по сертификации продукции. Раньше в большинстве стран было достаточно показать европейский сертификат, и этого было достаточно, чтобы подтвердить качество. Сейчас даже у тех, у кого они были, сертификаты по большей части отозваны. Поэтому на новых рынках мы начали работать с национальными требованиями по сертификации и допуску на рынки. Например, в прошлом году около 20 новых рынков было открыто по рынку АПК нашими коллегами из Россельхознадзора.

— Такие меры потребовали расширения финансирования? Насколько оно выросло?

— В этом году бюджет нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» вырос примерно на 15–20 %, мы рассчитываем, что и в следующем году бюджет будет расти. В прошлом году только через структуры РЭЦ мерами поддержки воспользовались почти 20 тыс. компаний — для нас это был рекорд. А в этом году мы превзошли показатели сопоставимого периода по количеству компаний на 15 %. С точки зрения объемов финансового вклада в поддержку мы также идем с большим опережением, и по итогам, думаю, превзойдем результаты прошлого года на 30–40 %.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
32
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях