Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Образ жизни «Не хрустят и без пупырышков». В стране беда с огурцами — это обратная сторона импортозамещения

«Не хрустят и без пупырышков». В стране беда с огурцами — это обратная сторона импортозамещения

47 832
Источник:

Если вам показалось, что в последние дни цены на огурцы в Петербурге взлетели до астрономических высот, то вам не показалось: средняя цена на овощную культуру на Сенном рынке колеблется от 400 до 500 рублей за килограмм. В магазинах же, чтобы покупатели не падали в обморок от шока, их продают поштучно. «Фонтанка» пробежалась по лавкам и выяснила, что происходит.

«У народа денег нет»


Изобилием огурцов на Сенном рынке и не пахнет — продавцов, кто предлагает тепличный овощ, из всего обилия лоточников можно пересчитать по пальцам одной руки. Но даже у тех, кто отважился продавать огурцы, в наличии только два сорта: либо гладкие длинные, либо короткие пупырчатые. И на те, и на другие цена одна — кошмарная.

Зазывно приподнимая бровь, продавец кивает на свой товар — короткие огурцы с пупырышками по 450 рублей, даже соцветия еще не успели осыпаться.

«Огурцы только такие. Сейчас их мало, поэтому дорого, это рынок. Когда завоза будет много, будет дешевле. Недели через две, наверное, появятся», — объясняет продавец в красном свитере.

В лавке напротив заморыши чахоточного вида, мягкие, с болезненно-бледной кожицей. В базарный день такие без раздумий выплеснули бы в лужу с помоями, а сегодня отдают за 500 рублей. «Азербайджанские», — оправдывает цену продавец.

Ценников принципиально нет на большинстве лотков — на общем фоне помидоров по 80 и баклажанов по 100 рублей за кило «золотые» огурцы выглядели бы как откровенное издевательство. «Покупатели пугаются и отходят», — нехотя объясняет женщина-продавец в засаленном переднике.

«У них закупочная цена на базе — 420 рублей. Я вчера брал — у меня никто их не купил. У народа денег нет. Сегодня я решил не связываться», — признается усач в вязаной шапочке, ставку он сделал на мандарины и помидоры.

Сбавлять цену на огурцы лоточники не собираются даже на ночь глядя. Правило «лишь бы сбыть с рук и отбить хоть что-то» сегодня не работает. «Мне это невыгодно. Да я лучше их домой заберу», — уверяет чернобровый продавец в Апраксином дворе.

Такая картина на рынке, говорят лоточники, держится пятый день. Обычно на российский прилавок огурцы попадали из Белоруссии, Азербайджана, Краснодарского края, сейчас же завоза нет.

В торговых сетях ассортимент шире, но цены пытаются дотянуться до рыночной планки. В «Перекрестке» гладкокожие огурцы продают по 190 рублей за 600 граммов, среднеплодные с пупырками — за 300. В «Ленте» пупырчатые огурцы, расфасованные по 300 граммов, отдают по 249 рублей, тощие длинноплодные идут по 84 рубля штучка. В «Магните» развеску короткоплодных тепличных отдают по 210 рублей за 450 граммов, корнишонов — по 230 рублей за 300 граммов.

Откуда что берется


Когда российские чиновники начинали загибать пальцы, перечисляя успехи импортозамещения, именно огурцы были в числе первых. При общем объеме потребления почти под миллион тонн в год своих было 94%, оценивает Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Более того, производство огурцов в 2022 году побило все предыдущие рекорды — 885,7 тыс. тонн (+5,3% к предыдущему году).

Такие высокие достижения неминуемо привели к небывало низким розничным ценам. Росстат зафиксировал в Петербурге в начале сентября среднюю цену в 66 рублей за кило. Такого у нас в городе не бывало с 2017 года, когда за килограмм огурцов просили в среднем 62 рубля. С тех пор было дороже. Для сравнения: в 2021 году ниже 86 не опускалось. Более того, в минувшем году Россия была заметным экспортером огурцов. Например, в Польшу было отправлено как минимум 3,5 тысячи тонн огурцов (до октября).

Тем горше сейчас наблюдать за положением дел в огуречном хозяйстве, которое по нынешним сытым временам кому-то могло бы показаться катастрофическим: в крупнейших розничных сетях по большей части их перестали продавать на килограмм — либо поштучно, либо упаковками по 350–600 граммов.

Многолетние наблюдения за ценами на огурцы показывают, что зимой у нас они обязательно дорожают, причем в два-три раза — это норма. Экономическое объяснение этому явлению очевидно — дефицит. О нем разными словами говорят и торговцы на рынке, и руководители сетевой розницы, и управляющие, и федерального масштаба дистрибуторы.

С какой стати тепличное хозяйство так сильно проявляет сезонность — не очень понятно, но факт остается фактом. Где-то в октябре каждый божий год у нас в стране заканчиваются огурцы — как много бы их ни было выращено за лето. Никакие производственные рекорды теплиц, как мы отчетливо видим в том году, тут не имеют значения. Они просто кончаются, причем все — и гладкие, и с пупырышками, корнишоны и вообще все. Неизбежный рост всегда замедляется в первую неделю-две января и потом снова всегда и обязательно продолжается дальше, и так вплоть до конца февраля — начала марта. Похоже, бороться с этим явлением — все равно что бороться с самой сменой сезонов.

Издревле дефицит на внутреннем рынке побеждал импорт. Закономерно и тут. Аккуратно с октября начинался относительно заметный ввоз огурцов из-за границы. Крупнейшие поставщики — Белоруссия, Азербайджан, Китай, Турция. Белоруссия не считается, у нее там с огурцами все ровно точно то же самое, что у нас. А вот поставки из теплых стран почти дословно повторяют изгибы кривой цен в наших магазинах.

Однако, как мы помним, Россия практически под ноль импортозаместила огуречную промышленность. И импорт у нас едва дотягивает до 5% от потребности, а значит, едва ли справляется со своей функцией ценового регулятора. Китайских, азербайджанских и турецких огурцов просто мало, и они не способны повлиять на аппетиты отечественного производителя, который зимой многократно взвинчивает цены. Объяснение этому, разумеется, есть: отапливать и освещать зимой теплицы куда дороже, чем летом. Не говоря уже о том, сколько это стоит на юге. Ведь средняя стоимость килограмма огурцов из Китая — 1,64 доллара, из Азербайджана — 1,5, а из Турции — 0,84. Сравнивать это с ценами в магазинах нет смысла. Их формируют совершенно другие люди и по совсем другим соображениям.

С грядки на прилавок


В торговые сети Петербурга и на овощные базы огурцы поставляет агрохолдинг «Выборжец» — «лидер по производству свежих овощей и зелени в Северо-Западном регионе», сказано на официальном сайте компании.

— Наши огурцы регулярно попадают в торговые сети, проблем никаких нет, у нас все великолепно. Смотрите на примере «Магнита», «Пятерочки», «Дикси», «О`Кея», «Ленты». У них у всех есть своя торговая марка, там продукция нашего производства и других теплиц. Какой урожай снимаем ежедневно? Разный сорт по-разному, с ходу не могу сказать, — рассказали «Фонтанке» в службе реализации «Выборжца».

И как бы ни шли великолепно дела у выборгской теплицы, насытить рынок Петербурга огурцами им в одиночку не удается: предложений на рынке явно мало, огурца нет.

Одну из возможных причин прорухи, которая постигла огуречный рынок в России, описали отраслевые журналы: дескать, напряженная мировая геополитическая обстановка оставила тепличные хозяйства РФ без семенного фонда. Говорить с «Фонтанкой» об этом в Институте конъюнктуры аграрного рынка поначалу не хотели, ссылаясь на «много дел». Но в конечном итоге уступили и назвали аж три потенциальные причины коллапса.

— Возможно, проблемы с семенным материалом, возможно, параллельный импорт неправильный заехал, возможно, перестали закупать из Европы, берут какое-то китайское, сложно сказать, — отметила помощник гендиректора Варвара Сердюкова.

Производители огурцов споткнулись не только о нехватку семян — у многих на зимнее время выпала так называемая перезакладка. Об этом рассказали в агрокомплексе «Иванисово» в подмосковной Электростали, который среди прочих производителей поставляет огурцы в петербургские магазины и на рынки.

— Цены такие не только по Петербургу, это везде так — у производителя нет продукта, поэтому огурец стоит дороже икры. Сейчас не все вышли с этим продуктом. Не знаю, как у других, у нас была перезакладка: огурец несколько месяцев растет, потом растения устают, нужно куст менять. Вот и все. Две-три недели куст меняется, и начинается снова сбор, выйдем на полную мощность, — поделились в «Иванисово».

И конечно же, никто не отменял затраты на тепло и солнце, которые аграрии инсценируют огурцу в теплицах. Ну никак не хочет капризный овощ выживать без них зимой. И шанса отбить эти возросшие затраты у производителя попросту нет.

— Топить надо, светить надо. Идут внеплановые затраты, чем прохладнее на улице, тем выше. Поэтому огурцы такие дорогие. И еще аппетит производителя, однозначно. У нас на сегодняшний день цена на огурец 5 рублей, это немного меньше 2 долларов на опцию. А ваши российские заезжают по 7,5 рубля, то есть три доллара на опцию. Но у нас правительство сдерживает цены, не дает повышать больше. А российские имеют право заезжать по той цене и в том количестве, которое есть, — рассказал «Фонтанке» Александр Радковец, директор тепличного комбината «Берестье» в Белоруссии.

Не лишним будет отметить, что Белоруссия — крупнейший поставщик огурцов в Россию: в 2021 году объем поставок в РФ составил 14,5 тысячи тонн в среднем по 0,88 доллара за килограмм. И как ни прискорбно, прямо сейчас спасти российского потребителя белорусский производитель не сможет. При всем своем большом желании, говорит Александр Радковец:

— Мы поставку огурцов в Россию начнем с конца февраля — в марте. Просто сейчас у меня на досветке небольшой объем этого огурца вырастает, в день собирается всего 2,5 тонны, и все расходится по местной торговой сети. Нет возможности фурами поставлять, потому что объема нет. Мы снимали и по 80–100 тонн огурца в день, когда пойдут массовые сборы.

Добавим ложку меда. Возьмем соседнюю Финляндию. Она практически полностью лишена огуречного разнообразия, к которому мы привыкли. В подавляющем большинстве в сетевых магазинах (а других там практически нет) есть только два вида огурцов: «местный» и «иностранный» (как правило, испанский). Оба длинные и гладкие. На этой неделе, к примеру, в гипермаркете Prisma первый вид стоит 4,99 евро за кг, второй — 3,69. А летом первый — 1,9–2,3 евро, второй — либо пропадает, либо стоит центов на 10–20 дешевле местных. Иногда рачительной хозяйке (вряд ли финской) попадется «некондиция» — так называют кривые (Käyrä) огурцы местного производства. Это те, которые по своему внешнему виду не вписываются в стройные финские представления об огурцах. Тогда совершенно обычные на вкус огурцы можно отхватить по 1,8 евро даже лютой зимой. Ну и иногда попадается нечто с приставкой «эко». Оно будет в любое время года стоить евро 13–15 за килограмм. Вот, собственно, и все разнообразие. Все, кто ел финские огурцы, не дадут соврать — они невкусные, что местные, что испанские. А самых желанных — маленьких, хрустящих, с желтой попкой и пупырышками — там ни за какие деньги почти нигде не встретить.

Наталья Вязовкина, Денис Лебедев «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
81
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях