Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Образ жизни Спокойствие, только спокойствие. Социологи отметили резкий спад тревожности в обществе и тут же — резкий всплеск потребления

Спокойствие, только спокойствие. Социологи отметили резкий спад тревожности в обществе и тут же — резкий всплеск потребления

20 122
Источник:

Институт фонда «Общественное мнение» зафиксировал на этой неделе резкое падение уровня тревожности у жителей России. Перед этим три раза подряд фиксировались аномально высокие показатели.

Вопрос, который задавали социологи ФОМ, звучал так: «Какое настроение, по Вашему мнению, преобладает сегодня среди Ваших родных, друзей, коллег, знакомых — спокойное или тревожное?». В опросе еженедельно участвуют не менее 1500 человек из 104 населенных пунктов страны в 53 субъектах РФ. С точки зрения социологической науки, это вполне репрезентативная выборка.

Источник:

На графике еженедельных замеров можно увидеть, что на 25 сентября в обществе был зафиксирован аномальный всплеск тревожности. Две трети опрошенных сообщили о том, что именно она охватила из близких и знакомых. Одновременно с лета не опускавшийся ниже 50% показатель спокойствия рухнул сразу до 26 пунктов.

Этот показатель намного превзошел даже пики конца февраля, когда россиянам, очевидно, тоже было из-за чего тревожиться.

Повышенная тревожность в обществе продержалась три недели после 21 сентября, а вот к 16 октября резко пошла на спад. К примеру, число тех, кто сказал, что их близких и знакомых «отпустило», и теперь им «спокойно», всего за неделю подскочило на 35% или на 10 пунктов. Таких резких перепадов настроения история наблюдений ФОМ больше никогда не фиксировала.

Настолько резкое изменение настроений можно было бы списать на некие погрешности в расчетах, а то и подтасовку фактов, полагает Лев Гудков, глава АНО «Левада-Центр»* (признано иностранным агентом). Он напоминает о частом участии ФОМ в политических исследованиях, которые давали выгодные властям результаты. Кроме того, подчеркивает эксперт, ни один из факторов, резко увеличивших тревожность в обществе 21 сентября, никуда не делся.

«Когда Путин заявил о том, что через две недели мобилизация закончится, а в крупных городах нужное количество уже набрали, плюс к этому — какое-то восстановление ситуации на фронтах, плюс какое-то не очень большое, но оживление экономики, — все это привело к тому, что потребительские настроения начали улучшаться, — возражает доктор экономических наук Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ. — Насколько этот тренд устойчивый, посмотрим, пока рано говорить, но вроде как устойчивый. Но ситуация волновая, меняется достаточно быстро».

ФОМ (ООО «Инфом») — частная компания, в свое время созданная выходцами из ВЦИОМ, однако уже много лет проводящая исследования на коммерческой основе (выручка в 2021 году — 548 млн рублей). Она упоминалась в громких обсуждениях корректности социологических исследований на выборах и выполняет работы по заказу госорганов. А результаты опросов ФОМ о настроениях в умах россиян часто цитируют государственные СМИ.

Тем не менее, как бы ни хотелось оппозиционно настроенным социологам уличить ФОМ в подтасовке результатов, косвенно их подтверждают совершенно независимые исследования.

Источник:

К примеру, ежедневный замер индекса потребительской активности Сбербанка зафиксировал критически низкий уровень в воскресенье, 2 октября. Индекс стремительно падал именно начиная с той недели, на которую выпало 21 сентября. В последний раз столько же — 47 пунктов, специалисты Сбера отмечали лишь 27 марта. А обычный пятничный пик потребления 30 сентября стал вообще наименьшим за год с новогодних праздников.

А уже пятница 16 октября показала очень заметный рост, который до того фиксировался лишь в самом конце августа, когда традиционно высоки расходы перед 1 сентября. То есть налицо также хоть и слабая, но очень заметная тенденция к росту потребления.

«Ромир» в своем исследовании о динамике еженедельных номинальных расходов россиян за последний месяц показывает ровно ту же картину. Три недели после 21 сентября резкое падение расходов, а на минувшей — огромный скачок, зафиксировавший рекордный уровень в этом году.

«Наше наблюдение основано на фактах покупок, которые мы фиксируем. И, конечно, можно тут проводить параллели с уровнем тревожности в обществе, — говорит Ксения Пайзанская, директор ROMIR CONSUMER SCAN PANEL. — Покупательское поведение очень сильно зависит от психологического климата в окружении человека».

«Когда люди испуганы, они ждут непонятно чего, перестают тратить и больше накапливают. Более того, бегут в банкоматы снимать деньги. Понятно, что для модели поведения служит предыдущий опыт. Что у нас было в аналогичных случаях на протяжении последних 30–40 лет. Стандартная модель поведения россиян в кризис — сокращение расходов и резкий испуг, повышение тревожности», — объясняет Алексей Зубец.

«У нас потребительское поведение в этом году сильно пострадало из-за падения реальных доходов. Более того, у нас упали не только реальные доходы, но и реальные зарплаты. Из-за высокого уровня инфляции номинальные зарплаты растут, а реальные — нет. Соответственно, народ меняет свое потребление и склоняется в сторону каких-то необходимых покупок вроде продовольствия, туалетной бумаги и т.д. И меньше покупают товары длительного пользования, — рассуждает эксперт. — По-прежнему сохраняется высокий уровень тревожности, он никуда не делся. Первый пик в этом году пришелся на весну, когда началась спецоперация. Многие тогда впали в ступор и так многие из него и не вышли. Потом летом наблюдалось резкое падение тревожных настроений, восстановление нормального восприятия окружающей действительности. А затем наступил тот самый сентябрьский пик, о котором мы сейчас говорим. Со всеми вытекающими последствиями».

«В то же время, спокойствие не напрямую коррелирует в тратой денег. Ведь если вы совершенно спокойны, но у вас нет денег, то второй холодильник вы вряд ли пойдете покупать. Психологическое спокойствие должно сопровождаться ростом доходов. Как правило, это вещи связанные друг с другом. И, наоборот, низкий уровень дохода приводит к росту числа людей, которые не могут обеспечить себя критически важными потребностями. Раздражение от этого переносится на всю окружающую действительность, включая оценку властей», — говорит Алексей Зубец.

Глава «Левады»* Лев Гудков соглашается с такой точкой зрения. «Основная масса населения — бедная — замерла, ожидая, что последует в дальнейшем. При среднедушевом доходе в 25 тысяч — особенно не попотребляешь. Меньше 30% имеют сбережения, по нашим данным, из них две трети — лишь в размере 1–2 месячных доходов, — приводит он расчеты своего центра. — Говорить о росте трат можно лишь применительно к группе самых обеспеченных граждан. Остальные тратят лишь на то, что жизненно необходимо — еда, лекарства».

«Сейчас я бы не сказал, что есть какие-то серьезные улучшения. Реальные доходы населения по–прежнему не дотягивают до прошлогоднего уровня. Причем, довольно сильно, — продолжает Алексей Зубец. — Я не вижу возможности исправить эту ситуацию. Бюджет у нас с большой дыркой в несколько триллионов рублей. Кроме того — санкции, эмбарго на российскую нефть, но главная угроза — перспектива глобальной мировой рецессии. Многие макроэкономисты сходятся во мнении, что все будет плохо. На это указывает, кстати, такое же сильное падение потребительских настроений и в Америке, и в Европе, где оно на рекордно низких уровнях. Однако, если у них начнется рецессия, заденет и нас, так что радоваться проблемам «у буржуев» особо нечего, — говорит эксперт. — По нашим расчетам, в конце этого и в начале следующего года, в нашей экономике ничего хорошего не будет. Плюс к этому, возможно, еще больше упадет цена на нефть. Все это, несомненно, отразится и на доходах, и на настроениях людей».

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях