Россияне снова гонят подержанные авто из-за границы

43001
Фото: Florian Gaertner/photothek.de/TASS
ПоделитьсяПоделиться

На фоне дефицита новых машин и укрепления рубля бизнес на доставке авто с пробегом из-за рубежа набирает обороты.


По данным «Авито. Авто», рассчитанным по просьбе «Фонтанки», в апреле — мае 2022 года количество объявлений о продаже машины с пробегом из-за границы выросло в целом по стране на 43,5%, в Петербурге — на 81%. Купить самому иномарку за рубежом практически нереально: европейские площадки отказываются иметь дело с русскими, но при наличии нужной суммы в валюте любой вопрос можно решить. И это уже не вопрос экономии, говорят те, кто делает на этом бизнес.

Причины интереса к зарубежному рынку понятны. Большинство автомобильных брендов остановили импорт в Россию из-за спецоперации на Украине. Из-за нехватки комплектующих производство машин в России тоже практически остановилось (в мае — снижение на 96,7% к аналогичному месяцу прошлого года). При этом цены на модели, которые есть в наличии в салонах, подскочили. К началу лета средние цены на 30 самых популярных моделей выросли на 25%, оценил портал «Авто.ру».

В результате продажи новых машин в России почти встали. По данным Ассоциации европейского бизнеса, дилеры в мае продали 24,2 тыс. легковушек и малотоннажных грузовых автомобилей (LCV), что на 83,5% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года. Всего в январе — мае 2022 года в России было реализовано 318,1 тыс. новых автомобилей, что на 53% меньше, чем за первые пять месяцев прошлого года.

Вторичный рынок тоже падает, хотя и не такими темпами. По данным агентства «Автостат», в мае 2022 года россияне приобрели 326,7 тыс. легковых автомобилей с пробегом, что на 30% ниже результата мая 2021 года. За пять месяцев нынешнего года в России было куплено более 1,8 млн подержанных легковых автомобилей, что на 20% меньше, чем за январь — май 2021 года. По данным портала «Авто.ру», топ-30 вторичного рынка с середины февраля суммарно подорожал на 11%.

При этом россияне снова заинтересовались покупкой автомобилей за рубежом. По данным «Авито. Авто», спрос (число просмотров контактов по размещенным объявлениям) в целом по стране в апреле — мае вырос почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+93,3%), в Петербурге — на 41,43%. Речь об уже пригнанных в страну авто.

Также на площадке только в Петербурге можно найти два десятка объявлений с предложением привезти машину «под ключ». Аналогичные услуги оказывают специализированные сервисы.

«Спрос вырос в 10 раз, если не больше [по сравнению с началом 2022 года]», — рассказал «Фонтанке» Олег Пермаков, руководитель компании stock-auto.com. «Курс упал, все опять кинулись в Европу»», — комментирует он. Однако количество заказов предприниматель не уточнил, сославшись на коммерческую тайну.

Один из предпринимателей, разместивших объявление на Avito, сообщил корреспонденту, что получает по 70–80 звонков в день. Количество реальных заказов он не стал уточнять, но отметил, что моей заявкой сможет заняться не раньше конца июля. «Заказов хватает по самое не балуйся, не могу в отпуск уехать», — пожаловался он. Впрочем, часть из них, вероятно, поступает от конкурентов, которые не смогли пригнать машину своим клиентам.

«Перегонщики» подтверждают, что хотя курс рубля сделал зарубежные машины более доступными, сейчас эта история не про экономию. «Вернулись в 90-е, когда иномарка — это только пригнанная из-за границы», — комментирует предприниматель, специализирующийся на доставке автомобилей из Европы. По его словам, его клиенты — это состоятельные люди, которые не смогли найти подходящий вариант в России. «Ее здесь нет или есть, но в ужасном состоянии», — рассказывает он. Кроме того, в Европе проще купить машину в хорошей комплектации. «У нас в урезанных приходят, да и качество сборки другое — калининградская BMW и немецкая — это разные автомобили», — говорит он.

Машины в основном везут из Германии, это один из крупнейших в Европе рынков подержанных авто. Кроме того, здесь у людей есть деньги не только на покупку хороших машин, но и на содержание. Если подороже и покачественнее, то покупают у автодилеров. Если подешевле — на аукционах, но там больше шансов попасть на бывшее такси или каршеринг. Также машины гонят из Бенилюкса и стран Прибалтики. Сверх цены покупателю придется заплатить за доставку, растаможку, услуги посредника и установку системы «Эра-Глонасс».

В общей сложности схема покупки «под ключ» выглядит так. Клиент описывает свой запрос — марку, цвет, комплектацию. Посредник ищет вариант и обсчитывает. Вносится предоплата 1000 евро, машина бронируется, представитель «перегонщика» на месте смотрит машину и пробивает ее по базам страховщиков. Если клиента все устраивает, составляется договор купли-продажи и покупатель перечисляет полную сумму посреднику. В качестве варианта оплаты предлагают SWIFT-перевод через «Райффайзен». Банк возьмет комиссию 3%, но других вариантов по сути нет. После этого машина доставляется в Россию и растамаживается.

По словам Олега Пермакова, наибольшей популярностью у его клиентов пользуются BMW, Audi, Mercedes, Volkswagen. «Машины в Европе подорожали процентов на 10%», — говорит он. Но с учетом укрепления рубля и дефицита на внутреннем рынке предложение все равно актуально.

Набирают популярность и японские марки. По информации «Авито. Авто», в числе лидеров по количеству объявлений о продаже пригнанных машин — модели Honda Freed, Nissan Leaf и Toyota Alphard. Эта тенденция соотносится со статистикой по количеству авто, ввезенных через Приморский край. «В мае 2022 года 51% импортированных в Россию автомобилей были ввезены через Владивосток. При этом 42% ввезенных автомобилей — в возрасте до 3 лет», — рассказали в пресс-службе.

Число праворульных «японок» тоже растет. Согласно данным «Авито. Авто», в мае этого года в сравнении с прошлым годом количество объявлений о продаже авто с правым рулем выросло на 17%. Стоимость праворульных автомобилей с пробегом в среднем на 30% ниже, чем моделей с левым рулем, отмечают в компании.

Также в объявлениях можно встретить предложения о машинах из ОАЭ. Однако с ними есть нюанс: у них зачастую нет обогрева руля, сидений, зато может стоять второй кондиционер.

По словам перегонщиков, проблемы с логистикой решаемы. «Машина ставится на паром в Германии, до Финляндии доплывает, потом в Финляндии машина ставится на автовоз и поехала в Петербург», — рассказал «Фонтанке» один из продавцов. Также, по его словам, много машин едет через Белоруссию. «Перегонщик» с Avito сообщил, что у него три варианта доставки, но назвать их отказался, опасаясь, что под видом покупателя ему звонит менее удачливый конкурент.

А вот самостоятельно купить машину в Европе и пригнать ее сейчас малореально. Мало того, что возможности выезда для россиян ограничены, а российские банковские карты за рубежом не работают — европейские дилеры могут просто отказаться продавать авто покупателю с русским паспортом. «Недавно два москвича несолоно хлебавши уехали, [им] сказали, что русским не продают», — поделился «перегонщик» с Avitо. Выход — фирма-посредник с европейским участием. «Мы у них покупаем и вам продаем. Это влияет на стоимость, но по-другому никак», — подчеркнул собеседник «Фонтанки».

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

Фото: Florian Gaertner/photothek.de/TASS

ЛАЙК13
СМЕХ17
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ7
ПЕЧАЛЬ9

Комментарии 35

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close