ФГУП НАМИ разработало стандарт для алкозамков — устройств, которые позволят блокировать доступ к управлению автомобилем для пьяных автомобилистов. Об этом 4 мая сообщает «Коммерсантъ».
Проект ГОСТа называется «Автотранспортные средства. Системы контроля состояния водителя». Согласно документу, системы могут устанавливаться в качестве штатного или дополнительного оборудования на легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые используются для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
Кроме того, ГОСТ сможет применяться в том случае, если системы устанавливаются в принудительном порядке — в транспортные средства тех водителей, которые были наказаны за пьяное вождение. С помощью «бортовых средств коммуникации» устройство будет передавать данные «внешним потребителям», к которым относятся, например, автотранспортное предприятие, региональные органы власти или инспекторы ГИБДД.
Отмечается, что нужно будет проходить проверку и «идентификацию личности» при помощи камеры, а затем выдохнуть воздух, его минимальный объём — 1,2 литра, на проверку должно уходить не более 15 секунд. Существует возможность как бесконтактного, так и контактного отбора воздуха водителя — для последнего в комплекте должны присутствовать индивидуальные сменные мундштуки. При этом должен быть «обеспечен контроль за возможными фальсификациями и имитациями выдоха», а также предусмотрена защита от подмены лица во время проверки личности. В ГОСТе также не забыта функция дистанционного отключения алкозамка для «экстренных ситуаций».
С помощью алкозамка будет возможно запускать двигатель, однако устройство не позволит начинать движение при выявлении опьянения. Помимо этого, если водитель заглушил мотор, у него есть пять минут, в течение которых проверять выдох повторно не придётся.
По словам президента Московского транспортного союза Юрия Свешникова, внедрение алкозамков должно быть подкреплено реальной необходимостью их установки. Он заявил, что неясно, кто будет платить за их обслуживание и проверку, а также напомнил, что передача фото и видео по мобильной связи тратит большое количество трафика, за который также нужно платить. Свешников отметил, что автопредприятия сегодня и так обязаны проводить осмотр перед рейсами, предусматривающий проверку водителя на опьянение. На фоне роста стоимости запчастей и лизинга техники перевозчики в последние месяцы, наоборот, стремятся всячески снизить затраты, внедрение алкозамков, в свою очередь, может оказать противоположный эффект.
Юрист и эксперт по безопасности движения Катерина Соловьёва добавила, что существует также риск того, что водитель выпьет прямо за рулём, в перерыве между движением и остановкой. Через пять минут прибор не сможет определить опьянение, так как расщепление алкоголя занимает время.