![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/9c0657d80cdb33619428d1a13e036e270d68d7c0_2000_1277.jpg)
Невиданно строгие санкции практически закрыли небо Европы для бизнес-джетов из России. Один из самых тихих в мире рынков молча переживает
Один из первых пакетов санкций ударил по авиаперевозкам из России сильнее, чем по чему бы то ни было. Уже с 28 февраля европейские власти ввели полный запрет на посадку и даже транзит через воздушное пространство российских самолётов.
Если с регулярными рейсами крупных авиакомпаний всё стало понятно сразу — в санкциях прямо прописывались russian air carriers, то с частной авиацией возникла юридическая коллизия. Ведь практически ни один бизнес-джет не зарегистрирован в России, и принадлежат они, как правило, зарегистрированным в офшорах компаниям. Однако общий решительный настрой чиновников ЕС довольно скоро ситуацию прояснил. Дело в том, что в санкционном тексте указывался запрет на полеты в Европу также «зафрахтованных российскими лицами» самолётов. А де-юре пассажиры бизнес-джетов в глазах авиационных властей как раз и являются фрахтователями. А значит — стоп-машина.
Как рассказывают участники рынка, на сегодняшний день, за исключением каких-то редчайших случаев, ни один российский гражданин не может прилететь на частном самолёте в европейский аэропорт. Рассказывают, что законопачены буквально все лазейки. К примеру, если у пассажира есть паспорт другой страны — даже страны, куда он следует, — по линии Интерпола проверяется наличие других его гражданств, и если есть гражданство РФ, посадка самолёту запрещается, а перевозчику выписываются серьезные штрафы.
Не сработает и если перевозчиком и владельцем самолёта будет выступать «настоящий» иностранец. К примеру, в начале апреля в Канаде местные власти запретили вылет в Женеву частного самолёта с пассажиром — экс-топ-менеджером ЮКОСа Василием Шахновским. Его лично оштрафовали за попытку такого полета на 3 тысячи долларов, владельца самолёта — на 15 тысяч. Сам бизнес-джет был временно арестован.
Если россиянин всё же долетает до Европы, уже в аэропорту его ждет посещение полиции, опять же штраф и обязательство за свой же счет улететь тем же самолётом обратно. В начале действия санкций такие случаи в Европе были неоднократно, сейчас, рассказывают перевозчики, попыток «прорваться» уже почти не предпринимается. Управляющий партнер компании JetFinder Фикрат Рафиков вспоминает недавнюю историю, когда в Лондон пытался на бизнес-джете прилететь подданный Ее Величества, даже родившийся в Англии. Однако проверяющих насторожила его русская фамилия. Они выяснили, что у него в России много родственников, и в итоге запретили его полет.
«Всё это происходит под флагом борьбы с русскими олигархами, — объясняет Фикрат Рафиков. — В представлении европейских властей все, кто в России летает на частных самолётах, — олигархи». Сам он сейчас находится в ОАЭ и свидетельствует: многие бизнес-джеты россиян сейчас стоят на приколе в аэропорту Дубая — им просто некуда летать.
Согласно данным профильного агентства WingX, в первой половине апреля активность полетов бизнес-джетов в России обрушилась на
Еще месяц назад в этом списке можно было увидеть единичные полеты в Финляндию, Германию, Италию, на Кипр. Однако сейчас нет даже этого.
Статистика в целом удручающая. Даже внутренние перелеты упали в апреле почти на
При этом принцип «богатые богатеют» четко исполняется даже в такой мрачной ситуации. Дело в том, что выход из коронавирусных ограничений в 2021 году ознаменовался по всему миру колоссальным ростом интереса клиентов к теме частных полетов, и как следствие, ажиотажному спросу на самолёты как со стороны индивидуальных владельцев, так и у специализированных авиакомпаний. Российский флот всего за год пополнился примерно 40 новыми джетами — вчетверо больше, чем годом ранее.
При этом производители самолётов не успевали исполнять заказы, сроки растянулись на годы, так что и вторичный рынок оказался изрядно «подчищен». Forbes со ссылкой на исследование компании Colibri Aircraft в январе указывал, что число выставленных на продажу подержанных бизнес-джетов сократилось на треть по сравнению с предыдущим годом, а цены на них подскочили на
«Ценник сейчас в 2 раза выше, чем год назад! Самолётов нет…. Все мечтают за любую цену купить. Я свои самолёты могу продать в любой момент за цену в 2 раза выше начальной», — рассказывает Виталий Архангельский, выходец из Петербурга, а сейчас владелец компании Jet.Paris — AVIAV TM (Cofrance SARL) в Ницце.
При этом, по его словам, у российского флота есть лишь одна сложность, которая может затруднить распродажу. «Проблема в том, что у них огромные самолёты, а не хватает маленьких и средних. В Европе требуется более демократичное», — объясняет Виталий Архангельский.
Фикрат Рафиков подтверждает — спрос на авиатехнику во всём мире сейчас большой, и русским владельцам — по крайней мере, заранее озаботившимся тем, чтобы не светить национальную принадлежность своих самолётов, — удастся выгодно их продать.
Еще одна особенность рынка — космополитичность. Никто из покупателей не знает, кто реальный собственник самолёта. Их продают иностранные юрлица, через брокеров и адвокатов. Отчасти это несколько повышает сейчас ликвидность российской техники, несмотря на колоссальные ограничения на крупные продажи и покупки для обладателей русских паспортов. Однако не стоит сбрасывать со счетов дотошность экономических полицейских органов Европы. В теории раскопать, кто истинный владелец самолёта, хоть и трудно, но можно. Не желая им оказывать лишнюю помощь, российские судовладельцы сейчас тщательно скрывают намерение продать свою технику, так что нигде в открытых заявках ни одного русского имени или названия вы не увидите.
«Фонтанке» удалось ознакомиться с перечнем выставленных на продажу самолётов крупного отечественного чартерного перевозчика. В нем есть Hawkers — 750 и 850, Embraer Legacy 600, Bombardier Challenger 850 и Global Express 6000. За исключением Hawkers (их цена на вторичном рынке колеблется от 2 до 4 млн долл.), длина салона которого не превышает 6,5 метра, остальные относятся уже к крупным джетам с длиной салона 12–14 метров. Порядок цен на вторичном рынке на Legacy 600 — около 8 млн долл., Challenger 850 — до 15 млн долл., а Global Express 6000 — уже под 25 млн.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/9c0657d80cdb33619428d1a13e036e270d68d7c0_2000_1277.jpg)