По данным Моллы.ру в Петербурге работает более 170 торговых центров. При этом объём нового строительства торговых центров в Петербурге минимален, и уже на протяжении 5 лет находится на низком уровне.
Развитие идет преимущественно за счет строительства небольших районных торговых объектов в новых жилых районах, а также реконцепции действующих объектов. Это связано с общей насыщенностью петербургского рынка типовыми торговыми центрами. И, как отмечают эксперты JLL, возраст порядка 70% из них в городе превышает 10 лет.
В этом свете наиболее актуальны процессы реконцепции и обновления, в том числе самых качественных торговых центров. Одно из наиболее заметных направлений — развитие фуд-холлов, которое в этом году должно затронуть в общей сложности до 30 тыс. кв.м. Но процессы обновления касаются не только гастрономической составляющей.
Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»:
«С учетом развития онлайн-ритейла и доставки, в функции торговых центров все больше досуговой составляющей. 5–7 лет назад уже сам по себе поход по магазинам был в некотором роде вариантом провести время. Сейчас, помимо кино и ресторанов, ТК регулярно проводят событийные мероприятия: тематические рынки, розыгрыши, концерты. Это работа на генерацию как можно большего числа поводов зайти в ТК.
В малых торговых центрах, аудитория которых проживает в близлежащих микрорайонах и исчисляется, может быть, одной сотней тыс. человек, эта составляющая еще более очевидна. Если поставить просто коробку с магазинами, то ежедневный трафик будет не такой высокий. Поэтому открываются постоянно функционирующие направления: разного рода студии, секции, фитнес и т.д. И также проводятся мероприятия. Иногда даже международные, как например, делалось прошлой весной в Green Park в Славянке.
Главными конкурентами ТК становятся общественные пространства. Этому тренду уже около трех лет. Опять же, на примере Green Park, помимо прочего там устроен ландшафтный парк. То есть можно просто проводить время. У крупных ТК в Петербурге, аудитория которых живет в нескольких районах, эта конкуренция острее. Поэтому, например, фудкорты развиваются в сторону полноценных фудпарков, обновляются интерьеры, появляются новые зоны отдыха и т.д.
Вообще, история словно повторяется. Автор концепции торговых комплексов как таковых, Виктор Грюн, примерно так все и задумывал — досуговое, культурное и общественное пространство с торговлей и развлечениями. И поскольку в пути, на который свернули ТК в Соединенных штатах и в мире, он в последствии разочаровался, тренд расширения досуговой функции современных торговых пространств он бы вероятно одобрил».
ГК «ПСК» — одна из немногих девелоперских компаний в России, имеющая опыт строительства торговой инфраструктуры нового поколения. В 2020 г. был построен и введен в эксплуатацию культурно-досуговый центр Green Park в Славянке с общественным пространством под отрытым небом. При этом, 40% площадей непосредственно КДЦ отведены под социальные и спортивные функции.
Дополнительная информация — на greenpark-spb.ru.