Вас здесь не стояло. Борьба Смольного с нелегалами бьет рикошетом по туристическим автобусам

Инициатива комитета по транспорту запретить отправление заказного транспорта с сотни улиц и площадей Петербурга встретила резкую критику бизнеса.

16
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
ПоделитьсяПоделиться

Как стало известно «Фонтанке», на встрече с представителями ведомства 3 марта участники рынка попросили не ставить их в один ряд с маршрутками-нелегалами и не создавать избыточных административных барьеров. Чиновники нажали на тормоз и стали думать о маневре.

Список мест, откуда заказные автобусы и автомобили не смогут ездить чаще трех раз в месяц, комитет по транспорту назвал еще в конце прошлого ноября. В качестве цели указывалась борьба с нелегальными перевозчиками, которые маскируются под «заказников». 220-ФЗ позволяет создавать такие ограничения, но они не могут касаться организованных перевозок групп детей, а также перевозок, связанных с оказанием ритуальных услуг. Петербургские чиновники решили воспользоваться этим правом и подготовили законопроект для внесения в городской парламент.

Проблема стоит довольно остро. Так, по данным КомТранса, в 2020 году сотрудники ГИБДД привлекли к административной ответственности около 1397 водителей автобусов. Ространснадзор арестовал 49 транспортных средств. ГКУ «Организатор перевозок» составил 391 акт проверки транспортного обслуживания населения, в том числе 327 актов в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси. На их основании комитет по транспорту возбудил 297 дел об административных правонарушениях, вынес 259 постановлений о штрафах на сумму 4,5 млн рублей. Зачастую нелегальные перевозчики, не имеющие контракта с городом, перед лицом проверки сообщают, что работают по заказу. При этом их услуги небезопасны, считают в КомТрансе. Автобусы и маршрутки не проходят техническое обслуживание, а водители пренебрегают правилами дорожного движения, меняя по своему усмотрению утверждённые маршруты.

Но формулировки законопроекта заставили схватиться за голову участников туристического рынка, а также крупные заводы на периферии города. По сути, он приравнял всех операторов заказных перевозок к нелегалам, запретив им отправляться со 113 магистралей и площадей Северной столицы.

Например, под запретом оказались Конюшенная площадь, площадь Александра Невского, Площадь Победы, Лиговский проспект (от Московского проспекта до улицы Некрасова), Каменноостровский проспект (от Кронверкского проспекта до Кронверкской набережной), Средний проспект В. О. (от 10–11 линии до 2–3 линии), улица Восстания (от Невского проспекта до ул. Ульяны Громовой), Кирочная улица (от Литейного пр. до Потемкинской ул.), а также «все внутридворовые территории, проезды, придомовые парковки».

При этом законодательно термин «места отправления» не определен, что позволяет комитету по транспорту произвольно его толковать. То есть фактически организаторы экскурсий лишатся возможности высаживать и забирать туристов возле городских достопримечательностей и гостиниц. «Если придерживаться закона, работать будет нельзя вообще. Туристы попросту не будут пользоваться экскурсионными автобусами», — комментирует Олег Куксов, председатель правления Союза Ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» (объединяет примерно 17 компаний с парком из 350 автобусов). Всего, по его оценке, в сфере заказных перевозок в Петербурге работает свыше 2000 транспортных средств.

Некоторые локации пересекаются даже со списком 48 адресов, где официально разрешена стоянка туристических автобусов. Например, нельзя будет отправлять туристов от остановки на Лиговском проспекте рядом с Московским вокзалом. По словам Олега Куксова, сейчас участники отрасли ведут с комитетом по туризму дискуссию о расширении перечня туристических стоянок, тем более, что ведомство заявило о желании расширять туристскую географию Северной столицы. И многие желаемые места также накладываются на карту КомТранса.

Дополнительные административные барьеры, мягко говоря, несвоевременны. В условиях пандемии COVID-19 деятельность заказных экскурсионных перевозок была фактически прекращена, говорится в отзыве на законопроект Союза Ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы».

Подход властей напоминает ситуацию с борьбой с хостелами в жилых домах, считает вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга Тамара Буйлова. Тогда власти хотели победить нелегальные общежития, но заодно запретили малые гостиницы, которые добросовестно вели бизнес. «Аргументы [чиновников] одни и те же: «Вы нелегалы», — отмечает она. Правда, после разъяснений бизнеса в ходе совещания, представители КомТранса согласились пересмотреть подход.

Под определение нелегального, следуя букве законопроекта КомТранса, попал и сегмент корпоративных заказных перевозок. Помимо туристических локаций в центре Петербурга в списке запрещенных мест оказались крупные магистрали: Московский, Комендантский, Коломяжский проспекты, проспект Просвещения, улица Коллонтай и другие. От станций метро на этих улицах обычно отправляются развозки на крупные предприятия на периферии Петербурга и в Ленинградской области, говорит исполнительный директор Американской торговой палаты Мария Чернобровкина (также объединяет европейские, японские и корейские компании). «Общественным транспортом туда не добраться, при этом средняя численность таких предприятий от 1000–2000 человек», — отмечает она. Но сфера корпоративных перевозок действительно сейчас не отрегулирована, признает Мария Чернобровкина. В отличие от экскурсионных автобусов корпоративный транспорт даже не имеет выделенных стоянок и вынужден забирать пассажиров на обычных остановках, или включать аварийку.

Комитет по промышленной политике уже дал отрицательное заключение на проект КомТранса. Инициатива вводит «избыточные обязанности, запреты и ограничения», считают в ведомстве. На сторону бизнеса встал и комитет по развитию туризма. Именно он организовал встречу с чиновниками КомТранса, которые до этого не желали слушать доводы заказных перевозчиков, говорит Олег Куксов.

Бизнес нашел вариант компромисса. Так, Американская торговая палата предложила вывести из-под действия закона экскурсионные, детские и корпоративные перевозки. «Например, автотранспортная компания может отправить в Ространснадзор список предприятий, которые обслуживает, а водителю выдать маршрутный лист, где указано, куда он следует», — говорит она. Таким образом, контролирующие органы смогут отличить реального нелегала от добропорядочного участника рынка заказных перевозок. Одним из механизмов реализации могут стать QR-коды, которые все петербургские предприятия получили, чтобы подтвердить готовность выполнять коронавирусные стандарты безопасности.

В комитете по транспорту «Фонтанке» заявили, что находятся в диалоге как с туристическими перевозчиками, так и с организаторами корпоративной развозки, на которых также может отразиться принятие новых правил. «Проект постановления будет дорабатываться, чтобы отделить нелегальные перевозки от подлинно заказных, — говорят в пресс-службе. — Одним из возможных вариантов может стать распределение QR-кодов, которые позволяют отправление от указанных адресов».

Галина Бояркова, Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
© Фонтанка.Ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (16)

Мне вообще не нравится, когда развозка занимает всю остановку. Эта остановка для общака, а не для развозки гастеров! Все правильно, гнать их на отдельные, свои остановки. А с нормальными ребятами всегда можно построить диалог ( я о легальных перевозчиках )

Да, перебарщивают местами, но ведь нелегальные водители той самой национальности - это реальная угроза. Особенно маршрутчики!

Туристические автобусы давно надо начать кошмарить. Задолбали они и в центре, и в спальных районах

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...