Поставщики электроники для авто в России, в частности системы ЭРА-ГЛОНАСС, столкнулись с общемировым дефицитом микросхем из-за сокращения заказов автоконцернов весной 2020 года на фоне пандемии. Об этом 3 марта сообщил «Коммерсантъ».
Гендиректор «Сантэл Навигация» Николай Борисенко рассказал «Ъ», что заказ компании не покрыт примерно на 30–40 %.
Издание, ссылаясь на главу комитета АЕБ по автокомпонентам Алексея Беляева, уточняет, что «речь идёт о микросхемах для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой, мультимедийных систем», а также для работы кнопок на рулях автомобилей.
Гендиректор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик пояснил, что сейчас производители испытывают «высочайший дефицит компонентов, работают по их фактическому наличию». «Цикл производства микросхем достигает полугода и более, а номенклатура огромна. Он делится на две части: выращивание (кремниевых.— «Ъ») кристаллов и установка их в корпус. Учитывая специфику производства кристаллов, запуски их выращивания производятся нечасто, ежеквартально или даже один раз в год, и производятся они обычно в очень большом количестве, часть из которого попадает в корпусирование, а другая — лежит на складе. Сейчас у производителей чипов на складах кристаллов нет»,— процитировало издание Горелика.
Также «Ъ» со ссылкой на оценку IHS Markit пишет, что из-за недостатка полупроводников в I квартале 2021 года выпуск автомобилей может сократиться на 5 % (1 млн автомобилей) по всему миру. До второго полугодия спрос на микросхемы вряд ли удастся удовлетворить, — передает «Ъ» прогноз Financial Times.
В НП ГЛОНАСС изданию заявили, что проблемы начались в ноябре 2020 года, когда сроки поставки начали увеличиваться с трёх-четырёх до шести-девяти месяцев, а заказы на некоторые позиции и вовсе передвинулись на 2022 год. В компании также отметили, что в связи с увеличением сроков поставок производители устройств ЭРА-ГЛОНАСС находятся «в трудных переговорах» с автоконцернами, при этом без ЭРА-ГЛОНАСС машины на рынке РФ продать нельзя.
Минпромторг в свою очередь заявил, что у российских автопроизводителей перебоев с поставками электроники нет.
Компания BMW, передаёт «Ъ», признала факт дефицита микросхем с конца 2020 года, но уточнила также, что производители, столкнувшиеся с этой проблемой, «смогли максимально быстро адаптироваться к изменениям». Об оптимизации работы в новых условиях изданию рассказали в АвтоВАЗе и в Daimler.
Представитель «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов оценивает запас комплектующих у автоконцернов достаточным на один-два месяца. Эксперт полагает, что пока дефицит мог прямо не отразиться на заводах в России как из-за небольших объёмов рынка, так и из-за перераспределения поставок в глобальных офисах.