Отец троих детей Андрей Прилуцкий бежал из родной Белоруссии, предчувствуя несправедливый приговор и насилие в тюрьме. В России он не продержался на свободе и месяца.
Электрослесарь Андрей Прилуцкий отметил 38-й день рождения в петербургских Крестах. С женой и тремя детьми гражданин Белоруссии не виделся уже почти три месяца. После навязчивого внимания силовиков и уголовного дела он покинул родную страну и был задержан в Пулково. «Если сбежал, то пусть хотя бы в Украину», — сожалеет его супруга.
9 августа, в день выборов президента Белоруссии, супруги Прилуцкие проголосовали и разъехались по делам. Инна с двумя детьми отправилась в деревню, а Андрей со старшим сыном остались в Солигорске. На следующий день Инна вернулась в город, но дома супруга не застала. Его телефон в течение дня не отвечал. «Если мужа нет дома, позвони в милицию», — посоветовали знакомые.
В Солигорском РОВД разговаривать по телефону отказались. Когда Инна пришла в отделение, дежурный подтвердил, что ее муж задержан, но больше никакой информации не дал. О том, что Прилуцкому суд назначил 15 суток ареста, Инна узнает только через пару дней, когда с ней свяжется адвокат. Андрея признали виновным по ч. 1 ст. 23.34 КоАП РБ («Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия»).
Вечером 9 августа Прилуцкий вместе с коллегой Александром шёл забирать сына из гостей. Присели на скамейку, затем увидели выбегающих из-за угла людей в черных костюмах и шлемах без опознавательных знаков, которые начали хватать прохожих. «За что вы, хлопцы?» — отреагировал Александр. Тогда незнакомцы набросились и на него, на защиту приятеля кинулся Прилуцкий. Андрея повалили на землю, подбежали люди с дубинками и начали его избивать, затем мужчину унесли в автозак.
Прилуцкий провел в несвободе 7 суток вместо назначенных 15. После массовых задержаний в день президентских выборов жители Солигорска обратились к руководству градообразующего предприятия «Беларуськалий» и городским властям с жалобами, арестантам скостили сроки.
Андрей вернулся домой. Позже стало известно об уголовном деле, возбуждённом по факту применения насилия в отношении милиционера. Через три месяца в деле появился и обвиняемый, им стал Прилуцкий.
«Для всей нашей семьи, и для моего супруга в частности, уголовное дело — это когда ты преступник и совершил что-то такое, что не соответствует общечеловеческой морали, — рассуждает Инна. — Может быть, это звучит банально, но мы верили всегда в правосудие, в честность и добропорядочность людей, которые там работают».
В ноябре Прилуцкого стали регулярно вызывать на допросы. Потерпевшим по его делу признали милиционера, который фигурирует сразу в нескольких уголовных делах в этом качестве, рассказал «Фонтанке» адвокат Андрей Федорков.
Прилуцкий стал выглядеть напуганным, вспоминает Инна, боялся один выходить в магазин, до работы добирался на машине с коллегой. «Ходили слухи, что всем, кто имеет отношение к уголовному делу, дадут максимальные сроки и никого не отпустят. А ещё прошла информация, что у нас есть политические заключённые в Белоруссии, их били и в отношении них совершали жёсткое насилие», — говорит Инна.
Агрессию в отношении задержанных Андрей наблюдал, пока отбывал административный арест. После увиденного Прилуцкий стал помогать активистам «Беларуськалия», где он работал электрослесарем, а позже присоединился к стачечному комитету.
Возможный отъезд из страны в семье обсуждали с августа. Прилуцкий хотел бежать, но Инна не могла уехать в никуда с тремя детьми. После очной ставки с потерпевшим Андрей признался жене, что просто так от него не отстанут. «"Если меня посадят, могут там убить". Почему он так сказал, не знаю, — рассказывает Инна. — Он не говорил открыто: "Я уеду". Он сказал: "Если когда-нибудь я не приду домой, ты не волнуйся"».
По субботам Андрей посещал собрания кришнаитов. 7 декабря он, как обычно, пошёл на встречу и не вернулся. На следующий день Инна нашла телефон мужа дома, связь с ним оборвалась.
29 декабря Прилуцкого задержали в Пулково. На следующий день с помощью адвокатов Инне удалось сказать мужу несколько слов. «Я услышала его голос и поняла, что он жив», — вспоминает она.
Уже после побега из Белоруссии Прилуцкому изменили меру пресечения на арест.
Московский суд Петербурга взял его под стражу до 28 июня. Минск направил документы об экстрадиции. «Я думала, что если сбежал, то пусть хотя бы на Украину. Мы же знали, что Россия такая… она хорошая, но слишком дружеская», — сожалеет Инна.
Прилуцкий запросил убежище в России. Миграционная служба прислала уведомление об отказе в рассмотрении заявления, адвокаты планируют его обжаловать. «Сейчас мы запросили мотивированное решение, так как причина отказа не указана, есть только ссылка на закон о беженцах. Из этой нормы следует, что отказ рассмотрения ходатайства по существу возможен, если лицо не соответствует определённым критериям. Достаточно странно, потому что в случае Прилуцкого основания для рассмотрения этого ходатайства очевидно присутствуют», — отметил в разговоре с «Фонтанкой» адвокат Андрей Федорков.
В феврале белорусские власти заявили, что к экстрадиции из России готовятся четверо граждан, которые «оказывали сопротивление сотрудникам милиции при задержании и участвовали в организации массовых беспорядков». Кроме Прилуцкого это многократный чемпион мира по тайскому боксу, боец ММА Алексей Кудин, мастер спорта ко кикбоксингу Евгений Шабалюк и уроженец Бреста Андрей Казимиров. Все трое содержатся следственных изоляторах Москвы.
Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»