39

У вас билет? Но полетите в другой раз. Почему «Аэрофлоту» нужен овербукинг

Крупнейший перевозчик хочет ввести новые тарифы для самых бедных. Объясняем, что от этого выиграют пассажиры и авиакомпании.

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
ПоделитьсяПоделиться

Что случилось

Группа «Аэрофлот» предложила российским авиационным властям поменять правила перевозок, которые дадут авиакомпаниям право самостоятельно пересадить пассажира на другой рейс. Об этом написали «Ведомости» со ссылкой на письмо президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну. Документ был направлен 11 февраля. Правда, сам перевозчик уже успел уйти на второй круг, заявив, что «в актуальной повестке такая инициатива не рассматривается».

Что изменится, если предложение примут?

Речь идет о так называемом овербукинге, то есть возможности авиакомпании продавать больше билетов, чем может вместить самолет. Но пересаживать в другой самолет будут не всех подряд, а только тех, кто купит самый дешевый билет.

По сути, компания и предлагает ввести новые тарифы, которые позволят перевозчикам в одностороннем порядке менять дату, рейс, маршрут (например, заменить прямой рейс на стыковочный) и класс обслуживания. При этом если она предупредит пассажира об изменившихся условиях за две недели до вылета, то сможет не платить компенсацию. В иных случаях максимальный размер выплаты составит 30 000 рублей.

Идея «Аэрофлота» оформлена в виде проекта федерального закона о внесении необходимых изменений в Воздушный кодекс и авиационные правила.

Зачем это нужно перевозчикам?

Для авиакомпаний овербукинг — возможность снизить издержки, ведь случаи, когда в салоне летят все пассажиры, купившие билет, уникальны: часть купивших билеты на рейс не приходят. Поэтому компании стремятся продать чуть больше билетов. Но если приходят все, кому-то приходится отказывать в посадке и платить компенсацию. Иногда компании продают билеты на популярные направления — в расчете, что смогут поставить более вместительный борт, но такая возможность есть не всегда.

Также овербукинг позволяет компаниям более свободно отменять рейсы, на которые продано слишком мало билетов. Ранее «Фонтанка» рассказывала о том, как пассажиры становятся невольными кредиторами перевозчиков из-за несостоявшихся вылетов.

Во многих странах (например, в Евросоюзе и США) овербукинг — это легальная практика. Правила прописаны в документах Международной ассоциации воздушного транспорта.

Как сейчас российские компании выходят из ситуации?

В России по закону авиакомпании обязаны перевезти клиента именно тем рейсом, на который приобретен билет. Сейчас, если по какой-то причине они не смогли предоставить место на борту, пассажира отправляют другим рейсом, выдают талоны на еду, оплачивают гостиницу. Нередко пассажиры потом предъявляют иски перевозчикам и выигрывают.

Поэтому российские авиакомпании уже несколько раз пытались легализовать овербукинг. В 2015 году такой законопроект предлагал Минтранс, но он не был принят.

Билеты подешевеют?

«Аэрофлот» объясняет свою инициативу заботой о пассажирах. Использование новых тарифов позволит снизить среднюю стоимость билета на 2%, говорится в пояснительной записке к проекту. То есть компания исходит из того, что некоторые пассажиры будут готовы покупать более дешевые билеты, принимая на себя риск, что на конкретный рейс им не хватит места. При этом у пассажира останется возможность купить билет по обычному тарифу — с гарантированным перелетом.

Каковы шансы, что в этот раз овербукинг легализуют?

Пока рассмотрение инициативы «Аэрофлота» отложено до конца февраля — для сбора мнений всех авиакомпаний, сообщили «Ведомостям» в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Сам «Аэрофлот» заявил, что прорабатывал инициативу в начале пандемии «для придания пассажирам уверенности в случае изменения расписания». Но «в настоящий момент в актуальной повестке такая инициатива не рассматривается», — заявили в компании.

В Минтрансе сообщили, что предложение не будет рассматриваться «до полноценного восстановления авиасообщения». Ранее гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов предполагал, что мировой рынок авиаперевозок может восстановиться в 2023–2024 годах, а российский — в 2022-м.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
© Фонтанка.Ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (39)

Ну как это все.. Я покупаю билет, чтобы улететь и попасть в нужное место в нужное время. Люди летят на дни рождения, на свадьбы, на похороны, в важные и срочные командировки - то есть в места и события, которые нельзя перенести и где ждать тебя никто не будет. Заплатить немаленькую цену (какбы не 2к за победу) и при этом дергаться, улечу, не улечу - ну такое.

Кто знает, как будет на практике. На 2% снижение стоимости билета - это конечно ни о чем, да и в самой АК это понимают. Когда летали аэрофлотом, мы брали безбагажные билеты (в Европе это только у лоукостеров), оплатили одно место багажа (куда сложили все, что нельзя провести в ручной), в результате это вышло дешевле, нежели брали обычные билеты.

Покупаешь билет, чтобы улететь. Но чтобы точно улететь, надо ещё доплатить.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...