21

Маски, антисептики и законы. Как в петербургском транспорте борются с коронавирусом

Ежедневно около 4 млн пассажиров пользуются общественным транспортом. Даже во время жестких мер по самоизоляции и запрета на работу большей части бизнеса транспорт не прекращал работу, за исключением каршеринга. Сейчас, во время второй волны, вопросы дезинфекции и защиты в поездках не менее актуальны.

Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»/Архив

О том, как в транспорте стараются снизить вероятность заражения и какие средства используются для обработки поверхностей, рассказали участники круглого стола «Фонтанки».

Каждый в ответе сам за себя

Сейчас в городе, по словам заместителя председателя комитета по транспорту Валерия Молодца, людей по городу перевозят 350 социальных и 228 коммерческих маршрутов наземного транспорта. Также выдано 25 тысяч разрешений для такси, и все они работают. В рамках 121-го постановления городского правительства все пассажиры обязаны носить маски (СИЗы) в транспорте.

— Цель подобного — не принуждение граждан, а разрыв контакта передачи заболевания, — пояснил Молодец. — Действий по спасению может быть много, но превентивные меры не менее важны. И в городе эту работу ведут в нескольких направлениях. Первое — сотрудники. Водители и кондукторы защищены и обеспечены СИЗами, два раза в день проводится медосмотр с замером температуры. Второе — подвижной состав. В первую волну, согласно предписаниям, ежечасно и проветривали, и убирали, и проводили санобработку, сейчас эта система стала отработанной. На второй волне мы оказались уже более подготовленными: знаем, что и как обрабатывать и как защитить сотрудников. Это минимальные требования по предотвращению распространения. Третий элемент — это сами пассажиры. При таком ежедневном потоке дистанция, маски и перчатки должны быть обязательными. Сейчас это более жестко отслеживается — если где-то много нарушений, на место выезжает спецкомиссия, которая в первую очередь ведет разъяснительную работу.

Но это бывает редко — по словам представителя комтранса, сознательность граждан здесь высока, хоть и поступает информация о провокациях, когда люди целенаправленно не носят маски.

Что касается конкретно метро, то комитет по транспорту совместно с метрополитеном решили использовать точки «Первой полосы» для продажи масок и перчаток, а когда этого оказалось недостаточно — разместили вендинговые аппараты. Сейчас цена маски снижена до 10 рублей.

— В метрополитене обрабатываются несколько групп поверхностей, — пояснил Валерий Молодец. — Первая — входная группа, там, где касаются дверей, вторая — вестибюли и кассовые залы, турникеты, банкоматы. Третья — эскалаторы и наклонные ходы и дальше — сами поезда. Помимо протирания санитайзерами также проводится обработка ультрафиолетом. Даже комплекс жетонов, прошедший круг, уходит на обработку в течение суток.

Что касается других видов транспорта, то сейчас, например, ведется разработка стандартов безопасности для каршерингов, хотя после приостановки их деятельности в первую волну Роспотребнадзор уже обязал обеспечить арендуемые машины СИЗами и средствами для протирания поверхностей и рук.

В компании «Петербургское такси 068» дезинфекция проводится ежедневно один-два раза, плюс у водителя есть дезинфицирующие салфетки, чтобы протирать ручки после каждой поездки.

— Ничего не могу сказать про агрегаторы, но мы как компания полного цикла, конечно, понесли расходы, закупив все это оборудование, — рассказал заместитель генерального директора «Петербургского такси 068» Виктор Соловьев. — У нас порядка 800 водителей, и еще, на удивление, нет ни одного заболевшего, хотя, казалось бы, это самая контактная группа. Водитель должен надевать маску, и мы требуем от пассажиров того же самого, конфликты редки.

Как рассказали в «Петербургском такси 068», если пассажир не хочет надевать маску, водитель, по инструкции, должен остановиться и сообщить об этом диспетчеру. Тогда либо диспетчер решает вопрос с пассажиром, либо поездка прекращается. Если у человека нет маски, но он готов ее надеть, в такси готовы ее выдать.

Что касается затрат на санитарную обработку, то в некоторых странах в такси ее возложили на пассажиров, повысив тарифы. В «Такси 068» сочли нецелесообразным повышать цены в сложных условиях, хоть и надеются на помощь города — хотя бы в обеспечении расходников по закупочной, а не рыночной цене или в указании специализированных мест закупок.


Считать и ловить

По словам экспертов, отследить безмасочников в общественном транспорте можно. Например, в метро каждый пассажир находится в зоне видимости нескольких камер. Также сотрудники, работающие на наклонном ходу, легко могут определить, сколько людей без масок едут на эскалаторе. С конца октября в метро усилены меры контроля за счет привлеченных сотрудников МВД, которые будут составлять на нарушителей протоколы. Брать пример с других регионов, где руководство предлагает выводить безмасочников из транспорта, в Петербурге не будут — по словам Валерия Молодца, не стоит превращать законные требования в карательные меры.

Примерно такой же позиции придерживаются и в пригородных электричках.

— Совместно с представителями Роспотребнадзора и управлением на транспорте МВД России мы проводим совместные проверки, — заявил первый заместитель генерального директора «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» (СЗППК) Михаил Петров. — Если в середине октября носителей масок в пригородных поездах не набиралось и 50%, то за счет массового информирования эта доля с каждым днем росла и сейчас достигла 85–90%. С теми же, кто не соблюдает масочный режим, проводится разъяснительная работа, но мы уже подходим к более радикальным мерам. Недавно в двух поездах Ораниенбаумского направления вместе с сотрудниками полиции составили 10 актов о нарушениях, такой же охват идет в поездах Лужского направления.

У каждого разъездного билетного кассира есть видеокамера, но это было сделано ещё раньше, чтобы проверять конфликтные ситуации при проверке билетов. Также работает спецподразделение — группа технологического контроля, ежедневно проверяющая и обрабатывающая данные мониторинга. В пригородных поездах сотрудники тоже работают в масках и перчатках, а контролеры-кассиры обращают внимание граждан на необходимость СИЗ. Если кто-то едет в вагоне без них, ему сделают замечание, а в билетной кассе просто откажут в оформлении проездного документа. С ноября на вокзалах и станциях появится возможность приобрести маску прямо в билетной кассе СЗППК. Уже 80% остановочных пунктов, станций и вокзалов оснащены санитайзерами, установлены отдельные емкости для использованных СИЗ.

На железнодорожных вокзалах усилена санитарная обработка помещений, проводится термометрия пассажиров. В рамках мероприятий по дезинфекции проходит утренняя и вечерняя уборка пола, регулярное протирание контактных поверхностей — таких, как дверные ручки, стойки справочных окон и элементы кассовых окон, экраны и клавиатуры банковских терминалов, кнопочные блоки лифтов, поручни. Санитарные помещения полностью убираются и дезинфицируются не менее двух раз в сутки. Дополнительно принимаются меры по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования. На пассажирских объектах установлены обеззараживатели воздуха, бесконтактные диспенсеры с антисептическими средствами. Для социального дистанцирования размещены элементы специальной навигации: линии для дистанцирования пассажиров во время ожидания у касс и терминалов; специальные стикеры с информацией о соблюдении безопасного расстояния, в том числе на сиденьях в местах ожидания; размещены информационные указатели о соблюдении дистанции в залах ожидания и на платформах.

Железнодорожники совместно с подразделениями МЧС России проводят совместные мероприятия по комплексной дезинфекции вокзальных комплексов. Для этого используются высокоэффективные дезинфицирующие средства, безопасные для людей и животных. Обработка идет во всех помещениях, включая служебные, предназначенные для персонала. Особое внимание при проведении дезинфекции уделяется поверхностям, с которыми наиболее часто контактируют пассажиры: поручни, двери, сиденья, информационные стойки и табло, досмотровое оборудование. Также здесь позаботились и о безопасности работников. Каждый сотрудник проходит процедуру бесконтактного измерения температуры перед выходом на смену, для индивидуальной защиты им выдаются одноразовые маски, перчатки и кожные антисептики.

Верное средство

В апрельском письме от Роспотребнадзора есть рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях рисков COVID-19. Там говорится о ежедневной дезинфекции транспортных средств — как специализированными организациями, так и собственными силами предприятий. Желательно это делать не реже чем раз в 12 часов.

Существует несколько групп дезинфицирующих средств. Основными из них с наиболее широким спектром действия являются хлоросодержащие, кислородосодержащие, на основе спирта и на основе четвертичных аммониевых соединений. По словам управляющего партнера ООО «МедПромХим» Василия Михлина, каждый из них имеет свои особенности, плюсы и минусы.

— Спиртосодержащие, как правило, используют именно как антисептики для рук, — рассказал Василий Михлин. — Их большой плюс — обработанная поверхность, будь то поручни или сиденья, становится действительно стерильной, минус — это длится недолго, и все загрязнения, попавшие на поверхность после, так там и останутся. Хлоросодержащие средства хороши с точки зрения дезинфекции, и у них есть продленный эффект, но они достаточно аллергенны, влияют на дыхание и неприятно пахнут. Обработать хлором весь транспорт, наверное, достаточно тяжело. У кислородосодержащих средств на основе перекиси водорода много плюсов и один минус — при контакте с металлом, на котором присутствует ржавчина, они могут терять свои свойства.

Как пояснил Василий Михлин, оптимальными для обработки транспорта могли бы стать средства на основе четвертичных аммониевых соединений (ЧАС), потому что они относятся к малоопасным и практичным средствам, не вызывают проблем с дыханием, неаллергенны, дешевле спиртосодержащих и по свойствам схожи с дезинфекторами на основе хлора. К тому же они обладают длительным эффектом: обработанная поверхность сохраняет свои свойства до 12 часов.


Искать технологии

Контактный путь заражения, по разным оценкам эпидемиологов, составляет 10% от общего числа. Поэтому не стоит недооценивать профилактические меры.

— Контактный путь заражения есть, и поэтому обработка рук или поверхностей является немаловажной мерой против распространению инфекции, — заявила заместитель директора ООО «МедПромХим» Ольга Каптюгова. — Исследования показали эффективность профилактики: по данным центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, ношение медицинских масок снижает вероятность заражения инфекциями в 1,8 раза, а перчаток — в 1,3. То есть это все работает в борьбе с распространением любой вирусной инфекции.

— Нужно искать не методы, а новые эффективные технологии в борьбе с вирусом, — считает управляющий партнер INTECH Technologies Максим Фомичев. — Все существующие на данный момент меры безопасности не могут обеспечить должной защиты пассажира и водителя в том же каршеринге и такси, никто не сможет это проконтролировать. На сегодня уже разработано очень много инновационных решений, способных качественно бороться с вирусами, в том числе и с COVID-19. Властям и транспортным компаниям стоит обратить на это внимание, так как эффективность их превентивных мер пока не приводит к положительной динамике — мы видим ежедневный рост заболеваемости, а миллионы людей пользуются транспортом, но далеко не всех из них соблюдают все требования.

Пока компания выступила с предложением к комитету по транспорту об установке на транспорте устройств, работающих на технологии низкотемпературной плазмы и фотокатализа, — нескольких минут работы созданного компанией устройства достаточно для деактивации любого вируса. Сейчас работа над внедрением продолжается, собирают доказательную базу.

По статистике, которую привел Максим Фомичев, на обработку и санитайзеры, например, у каршеринга уходит 7–12 тысяч рублей в месяц на одно авто, а устройство компании стоит ненамного дороже. Для подвижного состава общественного транспорта это будет 30–40 тысяч, что можно сравнить с нынешними затратами города на профилактику.

— Все на кого-то надеются, — добавил Фомичев. — На здравомыслие пассажиров, помощь властей, ответственность производителей. Не стоит надеяться на людей — я ни разу не видел, чтобы таксисты протирали ручки такси. Маска и санитайзер в каршеринге — формальное выполнение требований, но кто проконтролирует факт обработки и то, что пассажир эту маску наденет? К тому же маски малоэффективны в борьбе с вирусами. На мой взгляд, все эти профилактические кейсы недоработаны, факт дисциплины никто не проверит и не подтвердит. Нет каких-то современных решений или отсылок к научному сектору, к европейским технологическим достижениям. Инфекция будет распространяться без высоких технологий. У нас по-прежнему говорят про обработку ультрафиолетом, хотя уже давно доказано, что он не разрушает вирус — разве что при долгом контакте, от 10 до 30 минут, и определенной жесткости волны.

— У Европы свой путь, — парировал Молодец. — У них тоже высокий уровень заболеваемости. У нас же статистика заболеваний среди сотрудников метрополитена говорит о том, что наши меры эффективны, и мы будем их продолжать. Город работает с проверенными производителями и утвержденными поставщиками СИЗ и средств санобработки. А сколько бюджетов мы потратим на закупки новых технологий и оснащение ими каждой единицы подвижного состава? Плюс хотелось бы напомнить об ответственности производителя за свою продукцию.

Получается, с одной стороны, санитайзеры, дезинфекция, средства индивидуальной защиты стоят денег, но это требование Роспотребнадзора. С другой — абсолютной ответственности людей никто не может полностью гарантировать. Как сработают городские меры и сознательность горожан, покажет динамика заболеваемости в ближайшее время.


Анна Романова, «Фонтанка.ру»

Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»/Архив

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (21)

20 октября я направил через ВКонтакте обращение к Беглову, обратив внимание градоначальника на то, что каждое утро и вечер переполненные электрички везут из пригородов людей на работу и с работы домой. Поскольку РЖД после летних месяцев, не взирая на коронавирус, сократило число вагонов в подвижных составах, то утренние и вечерние электрички забиты людьми, как сельди в бочках. Естественно, в душном вагоне о каких-либо социальных дистанциях говорить не приходится. Казалось бы чего проще - восстановите количество вагонов, разрядите скученность пассажиров. Однако чиновники Смольного в ответе заявили мне, что это не их вопрос, обращайтесь в правительство Ленобласти. Иными словами - им начхать, что имеется реальный очаг с высокой вероятностью распространения вируса. Поэтому все эти чиновничьи бла-бла в интервью не более как имитация, якобы, заинтересованности Смольного обеспечить противодействие распространению вирусу. Болтать и врать они умеют, а реагировать на реальные угрозы, увы, нет.

Strelets 77
Неправильно расставлены приоритеты. Надо людям объяснять, что главное, иметь хороший иммунитет, для этого не курить, заниматься физкультурой, правильно питаться. Это на масках зациклились, некоторые. Если человек хилый, ему никакая маска не может. А крепкий человек, если и заболеет, то легко или без симптомов. Спортсмены тяжело не болеют за редчайшим исключением.

Все эти санитайзеры и антисептики- профанация полная .Цинично кто- то зарабатывает на панике.На вирус эти составы вообще не действуют, особенно при таком применении.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...