Волну спроса на товары с covid-тематикой перед Хэллоуином зафиксировали популярные торговые площадки. Эксперты считают, что заработать на «хайповой» теме у предпринимателей не получится, а мерч — только временная история, и скоро она закончится.
Пандемия коронавируса отыгралась на россиянах по полной — сначала внесла ужас и панику, потом вызвала тотальное отрицание и даже раздражение, а теперь стала поводом для шуток и необычных нарядов на Хэллоуин. Так, например, на рынке появились ростовые куклы в форме вируса. Цена у них кусачая — варьируется от 10 до 30 тыс. рублей, производство в основном китайское.
Помимо этого за последние 7 месяцев у коронавируса появился свой мерч — футболки, наклейки, брелоки, картины и целая куча других вещей. Больше всего предложений размещено на платформах типа Ozon, Avito, Wildberries и Aliexpress. Эксперты считают, что бизнес безуспешный и прибыли не принесет. Однако предприниматели, похоже, верят в себя до последнего.
«Фонтанка» подробно изучила предложения, размещенные на торговых площадках. В топ-список вошли надувные и тканевые костюмы, футболки с надписями, призы для победителей вируса и даже молитвы в помощь болящим.
Самый страшный костюм
Коронавирусные ограничения и месяцы изоляции повысили интерес петербуржцев к различным праздникам. Например, в октябре спрос на товары для Хэллоуина на «Авито» вырос на 25% по сравнению с тем же месяцем 2019 года. Однако ассортимент в этом году нетрадиционный — продаются не только костюмы вампиров и ведьм, но и коронавирусные наряды — образы микробов и тысячи различных масок.
«Производители пытаются разнообразить свой ассортимент, чтобы привлечь внимание потребителя: придумывают различные формы, принты, кастомизируют свой товар под определенные события и праздники, — считают в «Авито». — Благодаря этому Хэллоуин в этом году может стать ночью, в которой в смешных или гротескных образах воплотится история всего 2020 года».
Рост продаж костюмов, противоречащий сокращению тематических вечеринок, отмечают также в компании Ozon (+322% к прошлому году). Взрослые петербуржцы покупают плащи с капюшонами и костюмы скелетов, а дети — костюмы-кигуруми, самый популярный из них — с Пикачу. Увеличение спроса на тематические товары в 2,5 раза заметили и в Wildberries. Как отмечают в компании, к популярным в прошлом образам волшебников и монстров в этом году добавились футболки и аксессуары с символикой COVID.
Больше всего коронавирусных костюмов «Фонтанка» нашла на Aliexpress. Там в ассортименте и зеленые, и розовые, и синие ростовые куклы в виде вируса. Несмотря на китайское производство, цена на них начинается от 10 тыс. рублей. Есть, конечно, предложения и дешевле — например, за 2,4 тыс. рублей, надувной унисекс-костюм для карнавалов и праздников. Но это «лайт»-версия. Цена на куда более солидные наряды — ростовые куклы из ткани — в десятки раз выше. Самый дорогой вариант — женский маскарадный костюм почти за 34 тыс. рублей. Выглядит и правда стильно.
На «Авито», например, опубликовано целых два предложения с надувными костюмами микроба. Судя по описанию, он предназначен для видеороликов и промоакций по борьбе с коронавирусом. Производит его петербургская компания «Эдвенче». Почти 2,5-метровый костюм вызвал бурное обсуждение в Интернете. Как рассказал Леонид Дрецер, гендиректор ООО «Эдвенче», ажиотаж вокруг костюма «Вирус» образовался внезапно. Но это единичные заказы, а не массовые, как пишут СМИ, подчеркнул представитель компании.
«Сейчас информация в Интернете сильно преувеличена. Массового спроса, конечно, нет. Мы создали этот костюм весной, когда появились первые запреты. У нас тогда резко снизился спрос на другие надувные конструкции, и мы сделали «Вирус» для собственного развлечения — сняли ролик в офисе, а летом, когда наигрались, выложили костюм на «Авито». Тогда он заинтересовал первых покупателей», — рассказывает Леонид Дрецер.
По его словам, костюм очень практичный — надувается сам, и всего за минуту, не боится проколов и порезов.
«В рамках коронавирусной эпидемии мы также начали делать и более серьезную продукцию — например, рамки для дезинфекции людей или напольные диспенсеры для бесконтактной обработки рук», — рассказывает Леонид Дрецер.
Второе предложение — куда более бюджетное. В его описании сказано: «реально очень эффектно прийти в нем на вечеринку или просить сердца возлюбленной», а также что «все вырученные средства с аккаунта идут на благотворительность — в фонд «Сестринский уход за сиротами в больницах». «Фонтанка» связалась с владельцем этого костюма.
Оказалось, что «вирус» остался после съемки и теперь его нужно куда-то реализовать. Говорят, что не для личного кошелька, а на помощь детям.
«Пиццерия заказывала у нас ролик, там используется этот костюм, — рассказывает владелец аккаунта Ася Иванова. — Обычно после съемки остается очень много реквизита — мы выставляем его и продаем».
Кстати, в СПб РОД «Петербургские родители» сказали, что про инициативу знают и всецело поддерживают. «Для кого-то «Авито»-продажа — единственная возможность помочь рублем, — подчеркивают в фонде. — Не все могут выделить из бюджета семьи деньги, но можно пожертвовать продажами вещей в пользу сироты в больнице».
Кроме того, на всех платформах без исключения есть тысячи различных масок — с узорами страшных зубов, различных чудовищ и необычных форм рта. И конечно, самый главный наряд 2020 года — защитный костюм. Есть для детей и для взрослых, белого, синего и других цветов. Так что, в этом году на Хэллоуин точно может пойти каждый — или хотя бы встретить праздник дома, зато в «хайповом» наряде и с красивой маской.
Коронавирусный мерч
Впрочем, даже после всех праздников купить себе сувенир сможет каждый. Торговые площадки предлагают два типа товаров: с коронавирусной тематикой и с антивирусным эффектом. И те, и те пока пользуются популярностью. Психологи уверены, что, пока тема «хайповая», продавцы могут рассчитывать на спрос. Однако маркетологи уверены: бизнес скоро сойдет на нет.
Начиная с апреля предприниматели начали искать прибыльную жилку. В сети появились изображения тортов в виде бактерий и туалетной бумаги, которую все активно скупали во время введения ограничений, вязаные игрушки в форме микроба, ювелирная компания из Костромы выпустила кулон в виде коронавируса, а Владимирский завод создал хрустальные сувениры. Правда, сразу обозначил, что будет производить их на заказ — и не ради денег, а для потомков.
Сейчас на торговых площадках можно найти все что угодно: медаль медикам за победу над COVID-19, шелковую пижаму с коронавирусным принтом, набор разменных монет 2020 года с тематическим жетоном, различные картины для коллекции (есть даже за 13 тыс. рублей), футболки, худи и лонгсливы с надписями «Пережил коронавирус 2019», «Соблюдаю дистанцию», «Я выжил» и даже модную Supreme Takashi Murakami covid.
На общем фоне также выделяются аудиокнига «Коронавирус. Молитвы в помощь болящим и для тех, кто в зоне риска», подушка-антистресс «Изыди, вирус окаянный» и скульптура «Толстушки (после карантина)». В ассортименте также есть скатерти, зонты и фартуки с коронавирусным принтом, в Интернете можно найти кружки, тетради, брелоки и игрушки енотов в футболках «Stop covid» и «Keep calm and resist coronavirus» стоимостью около 2 тыс. рублей.
Ко второму типу предложений можно отнести различные блокаторы, дезинфицирующие средства, рециркуляторы воздуха, пульсоксиметры, термометры, маски, перчатки, защитные костюмы и даже тесты на коронавирус. Вот здесь-то и кроется настоящий простор для заработка: во-первых, китайские товары продаются с двойной-тройной наценкой, а во-вторых, повод для спонтанной покупки куда более понятен — защита от вируса всеми возможными способами.
Как отмечает доцент кафедры психологии СПбГУ Татьяна Яничева, такие товары вполне могут найти свою аудиторию. С помощью них можно решить сразу несколько задач: с помощью необычных вещей можно привлечь внимание и раскрыть творческий потенциал.
«Я могу предположить, что будет нормальное распределение: одна крайняя группа, скорее всего молодежь, будет ловить хайп и может даже бессознательно демонстрировать отсутствие страха и тревоги. Противоположная группа — те, кто будет шарахаться от этих товаров и испытывать негативные эмоции. И средняя, которая не станет кидаться на эти вещи, но будет с интересом на них поглядывать», — подчеркивает Татьяна Яничева.
По словам психолога Алены Мургиной, у товаров с коронавирусной тематикой могут быть два импульса — чувство страха или чувство безопасности. Привычка носить маски сохранится надолго и будет передаваться от одного поколения к другому, пока кто-нибудь не обнаружит, что такие меры профилактики потеряли свою актуальность, считает эксперт.
«У всех бывает маниакальная акцентуация. В определенные моменты жизни мы одержимо реагируем на какие-то задачи — нас все радует, мы включаем иронию, сарказм, — рассуждает Алена Мургина. — Засмеивание проблемы — это один из способов преодолеть панику. Но тут есть и другая сторона — депрессивная. Часть аудитории может отнестись к этим товарам с тревожностью — это вызовет страх и панику».
При этом психолог Андрей Зберовский уверен: массовое использование продукции, которая несет образ врага, позволяет людям быстрее психологически адаптироваться к этому явлению и даже уйти в сторону «мимимишного» изображения вируса.
«Появление такого образа в массах не несет негатива — наоборот, способствует психоэмоциональной разрядке, — подчеркивает эксперт. — Любое значимое для общества явление рано или поздно становится брендом, логотипом или символом, к которому все привыкают».
Однако маркетологи смотрят на эту тенденцию более сурово. По словам Андрея Минина, идея у бизнеса есть: попытаться на повышенном интересе к теме продать какие-то товары, с ней связанные. Однако он считает, что «рассчитывать» на пандемию нельзя.
«Во-первых, коронавирус несет негатив сам по себе, а во-вторых, в обществе начинает возрастать раздражение от этой тематики», — говорит Андрей Минин.
«Это какой-то непонятный хайп, а с экономической точки зрения — бессмыслица. Я думаю, что подобная маркетинговая идея непродуктивная, — отмечает член совета Гильдии маркетологов Николай Григорьев. — Для выстраивания добавленной стоимости нематериального актива, которым является бренд, «ковид» — конечно, негодная история совершенно».
Он также подчеркивает, что если принт на средствах защиты еще можно как-то объяснить, то другие товары с коронавирусной тематикой — нет. Как сувенир такая продукция тоже не годится, считает эксперт.
«Обычно, когда люди выздоравливают, они хотят как можно быстрее забыть все, как кошмарный сон. Покупать маленькие ИВЛ и ставить их на стол на память точно никто не будет», — говорит Николай Григорьев.
Александра Сидоркина, «Фонтанка.ру»