Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Музыка «Уникальная креативная институция». Как Теодор Курентзис стягивает силы вокруг Дома радио

«Уникальная креативная институция». Как Теодор Курентзис стягивает силы вокруг Дома радио

22 333

Дирижер рассчитывал запустить «идеальное творческое пространство» в полную силу к началу 2021 года. «Фонтанка» заглянула на первые концерты нового сезона и оценила, какие его составляющие уже есть.

За последнюю неделю «секта» свидетелей Теодора Курентзиса, славящегося своим магическим воздействием на публику, пополнилась неожиданным образом. Во-первых, в Дом радио зашел и пообещал поддержку губернатор. А во-вторых, в качестве официального лица к коллективу присоединился самый известный куратор Петербургазавотделом современного искусства в Эрмитаже Дмитрий Озерков.

В нестабильное «межкарантинье» громкими начинаниями могут похвастаться немногие. Курентзис, проводя в конце прошлой недели Александру Беглову экскурсию по Дому радио, обратился к нему с просьбой реализовать не осуществленный исторически проект домовой церкви святого Николая Чудотворца. Она предполагалась в помещении, которое сейчас используется для хранения инструментов, но о ней не знают даже старожилы Дома радио. Внезапный (в контексте столкновений институций за помещения, ранее принадлежавшие церкви) шаг греческого маэстро был одобрен губернатором, и на сайте Смольного появилось сообщение, что «город окажет поддержку оркестру и хору Теодора Курентзиса» (впрочем, без конкретики, в чем она выразится). В квадратных метрах музыкальный коллектив особо не потеряет — в будущей церкви планируется «исполнение духовной музыки в аутентичной атмосфере». Тем более что религия у нас с греками одна, а в семействе musicAeterna есть прямо-таки «специальный» для этого камерный хор византийской музыки.

Второе бодрое начинание, о котором объявили уже на этой неделе, можно было при определенной проницательности предсказать. На первом большом концерте сезона в Петербурге — в Академической капелле — в ложе у сцены появился не только новый зампред комитета по культуре Борис Пиотровский, но и заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. Как выяснилось через несколько дней, их с Курентзисом объединяет не только интерес к хоровому творчеству Альфреда Шнитке и поэзии армянского автора X-XI века Григора Нарекаци. Самый известный куратор Петербурга в области современного искусства стал директором musicAeterna в России.

В совместных планах ярких творческих индивидуальностей, которым и поодиночке удавалось взбаламутить тихую и спокойную, как воды Маркизовой лужи, культурную жизнь Петербурга, — развитие Дома радио. В частности, Озерков будет курировать создание звукозаписывающей студии и радиостанции. Что-то подсказывает, что и современное искусство там появится.

Привлечение куратора из другой сферы вписывается в стратегию, в двух словах описанную Курентзисом на летнем мероприятии Росконгресса под названием «Креативный четверг» (ни на что более позднее ссылаться не выходит — маэстро практически не дает интервью).

«Мы выстраиваем уникальную креативную институцию, которая обращена к представителям разных искусств, — рассказывал он. — Она должна в полную силу заработать к началу 2021 года, который объявлен ООН международным годом креативной экономики».

Будущее Дома радио дирижер тогда описывал как «пространство бесконечного поиска и свободного общения, творческую лабораторию, где возникают новые культурные и эстетические ценности».

Собственно, лаборатория, поиск и общение уже есть, и этим новый культурный центр интересен. Проекты musicAeterna — а это не только Курентзис, но и его оркестр, и хор, и камерные коллективы и их дирижеры, и резиденция композитора Алексея Ретинского, в рамках которой он пишет музыку для коллектива, — собрали вокруг себя особое сообщество слушателей, заметно отличающееся (как минимум по возрасту) от филармонической публики.

Во время концерта в Доме Радио

Наверное, когда-то Курентзису рассказали, что «счастье любит тишину»: мероприятия в Доме радио с момента открытия сезона проходят регулярно, буквально через день, но информацию о них передают практически как древние ноты, из уст в уста. В городе и интернете не найдешь афиш и баннеров с рекламой этих концертов, собственные платформы не раскручены и дорабатываются. При этом все заинтересованные о них узнают, и билеты разлетаются, не говоря о местах по бесплатной регистрации.

Поход — всякий раз ритуал: темное фойе Дома радио с небольшим гардеробом с самообслуживанием и ящичками для телефонов становится порталом в особую среду, будь то встреча или дискуссия в рамках образовательной программы, танцевальный рэп-концерт (как было в конце прошлого сезона) или вечер в полумраке при электрических свечах и с ароматом благовоний. Преамбулой — советские интерьеры середины XX века, что каждый раз удивляет ощущением путешествия во времени и становится частью фирменного стиля.

Сам формат камерных концертов здесь тоже подается необычно. Например, перформанс «Глупая лошадь» на музыку авангардиста Александра Кнайфеля предварили онлайн-беседой с ним, которую вел композитор Алексей Ретинский. Час профессиональных рассуждений о музыке публика слушала, затаив дыхание. А потом все отправились в другую студию, где сложнейшее произведение для фортепиано и голоса было филигранно исполнено в сопровождении кадров советской кинохроники, причудливо спроецированных на неровную стену зала. Подготовка слушателя — «фирменный» формат musicAeterna, проводящей целые блоки лекций к премьерам своих новых музыкальных программ.

Перформанс «Глупая лошадь»

Другой раз публику ждал камерный концерт-променад: каждое произведение игралось в новом месте, между которыми слушатели перемещались без аплодисментов, а программки раздавали уже после концерта. Начали с Rex Tremendae того же Алексея Ретинского — музыки внезапно мягкой для такого содержания (ведь это традиционно часть реквиема, которая переводится как «царь потрясающего величия»), не лишенной самолюбования, как и любования каждым отдельным звуком — будь то фортепиано, вибрафон или голос. Потом из студии звукозаписи перешли в верхнее фойе, которое при теплом свете пюпитров уподобилось храму: в его поразительной акустике прозвучала музыка британского композитора XVI-XVII веков Джона Доуленда с ее уютными барочными лютневыми реверансами. Усевшуюся на полу на подушках публику вдруг «застигли» струнным ансамблем из-за спины — оттуда зазвучал Псалом Аарво Пярта. А закончили снова в студии — неизвестным у нас композитором Джачинто Шельси, чья музыка впитала интонации ритуальных обрядов Востока, и пьесой Янниса Ксенакиса для ударных, под которую прямо со зрительных рядов вышли танцовщицы в длинных черных платьях.

Иногда успех проектов Курентзиса приписывают его вниманию к подаче, «спецэффектам». Но этот формат и правда создает уникальное впечатление, делающее каждый поход на концерт запоминающимся и вызывающим желание возвращаться. Это «штучный», не репертуарный продукт, не заигранные симфонии и не заполненные одинаковыми креслами, стоящими ножка к ножке, параллельные ряды партера. Да, выстраивать выступления так — не дешево: подобные концерты играются для небольшой аудитории, которой помещается человек 120 (в разы меньше Филармонии). Но именно этот индивидуальный, очень атмосферный формат делает больше для привлечения новой аудитории к академической музыке, нежели «лучшее из популярной классики», сыгранное в обычных залах. Пока что это понимают крупные бизнес-структуры и меценаты (среди тех, кто поддерживает Курентзиса, называли имена Дмитрия Аксенова и Сергея Адоньева). Возможно, когда-нибудь от «количественных» показателей в искусстве в сторону качественных склонится и государство.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях