Две тонны золота отмечены в петербургской статистике импорта по итогам 2019 года. Однако кто их к нам прислал и куда они потом делись — загадка. Особенности таможенного регулирования внутри Таможенного союза позволили полностью скрыть имена импортеров.
«Фонтанка» совместно с армянским изданием hetq.am провели журналистское расследование о бенефициарах налаженных каналов ввоза в Россию огромного количества чистого золота, которое при оформлении маскируется под отходы. Возможными заинтересованными в этой схеме армянские репортеры назвали совладельцев одного из крупнейших банков страны — АрмБизнесБанка — Виталия Григорьянца и Арсена Микаеляна. Других версий нет.
В 2019 году на петербургской таможне был оформлен импорт 1,9 тонны товара по коду 7112 с длинной расшифровкой: «Отходы и лом драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами; прочие отходы и лом, содержащие драгоценный металл или соединения драгоценных металлов, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов». Обычно цена такого товара — 0,02–0,1 доллара за грамм или даже еще меньше. Речь, как правило, идет об электронных платах и других промышленных отходах с микроскопическими вкраплениями драгметаллов. Россия активно экспортирует такой лом по коду 7112 в десяток стран и получает его из других. Процесс извлечения нескольких граммов золота или платины из тонны отработавших свое электронных приборов давно поставлен на поток. Получаются считанные граммы чистого металла, и особенно на рынок золота эта продукция не влияет.
Однако на этот раз к нам в город привезли нечто куда более интересное. Еще год назад эти «отходы» декларировались по цене в 1000 раз больше обычного — по 30–45 долларов за грамм. Согласно последней отчетности ФТС, февральские поставки 2020 года оформляются уже по 51 доллару за грамм, что почти полностью соответствует котировкам чистейшего золота на мировых биржах.
Национальные особенности
У этого исключительно дорого лома есть особенность. Он приехал к нам из Армении, которая входит в Евразийский экономический союз. Внутри него трансграничные поставки максимально упрощены. Как объяснили «Фонтанке» специалисты по таможенному праву, при оформлении товара не требуется даже подавать декларации, в которых обычно указывается название компании-импортера. Единственное требование — заполнить статистический листок с указанием кода товара и его таможенной стоимости. Именно из этого источника и появилась информация о приезде в Петербург нескольких тонн золота.
«Российская Федерация и Республика Армения являются странами — членами Евразийского экономического союза. В соответствии со статьей 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года), между указанными странами осуществляется свободное перемещение товаров — без применения таможенного декларирования и государственного контроля», — официально ответили «Фонтанке» в пресс-службе ФТС России о происхождении золота и возможности получения данных о его импортерах.
Представители армянского таможенного ведомства в беседе с редакцией подтвердили наличие аномально высокого количества и стоимости лома цветных металлов, вывезенных в прошлом году в Россию, однако на просьбу помочь отыскать грузоотправителей также развели руками: ЕврАзЭС.
На практике существует не очень гласная возможность получить доступ к базам таможенных деклараций https://www.fontanka.ru/2020/05/12/69253588/. Выяснить, кто подает их и какой товар по какой цене оформляет на границе, предлагают примерно пять-шесть специализированных информационных агентств. Однако ни одно из них в ответ на просьбу «Фонтанки» не взялось проверить, что там с армянским золотом: «К сожалению, данные по Армении отсутствуют в таможенной статистике РФ, поэтому не сможем вам помочь», «К сожалению, Армения входит в Таможенный союз, а в едином таможенном пространстве декларации на грузы не оформляются и в статистику не попадают».
Возможно, в этом и кроется истинная причина организации логистической цепочки доставки в Россию «лома драгметаллов» именно из Армении: кто его послал и кто забрал с таможни — узнать, не обладая совсем уж эксклюзивными таможенными компетенциями, совершенно невозможно.
С цифрами в руках
Когда «Фонтанка» спрашивала об этой аномалии у сложившихся и хорошо известных легальных игроков золотого рынка, все как один говорили: мол, никакой загадки нет. Это либо тот самый лом из электронных плат, либо само по себе чистое золото, или вообще золотой концентрат. Армения ведь имеет собственные золотые копи и поставляет на экспорт несколько тонн золотоносной руды, напомнил, к примеру, гендиректор одной из старейших ювелирных сетей Петербурга.
Однако, во-первых, куда именно идет та самая руда с золотых шахт — предельно понятно из таможенной статистики Армении: почти все по коду 2616 «Руды и концентраты драгоценных металлов» ушло в Швейцарию (3,6 тонны) и еще немного — в Китай. Есть в армянской таможенной статистике и чистое золото (код 7108). Та же картина: львиная доля идет в совершенно понятном для этого металла направлении — в Швейцарию (5,6 тонны) и по мелочи в ОАЭ, Италию и проч., где счет идет в лучшем случае на килограммы, а вовсе не на тонны.
А вот в Россию идет исключительно лом драгметаллов, код 7112, — три тонны. И непонятно, если все же золото официально экспортируется, и его происхождение понятно, с чего его бы и не оформлять на таможне как золото?
Ответ на этот вопрос может крыться в природе этого не вполне обычного товара. Оборот золота довольно строго регламентируется. По крайней мере, когда речь идет о «банковском» золоте в слитках. Именно оно, как правило, и оформляется на таможне по «чистому» коду 7108, следуя из Армении в Швейцарию или из России — по более привычному для нашей страны экспортному пути — в Великобританию, объяснили «Фонтанке» специалисты в этой области. На нем стоит проба, ставить ее могут лишь стоящие на учете в Пробирной палате компании. Ну и фискальные особенности оборота чистого золота также присутствуют.
Куда проще все с тем самым ломом. Ведь не будешь же ставить пробу на покореженную электронную плату с советского пульта управления военной техникой — основного источника «ломового золота» на просторах бывшего СССР. Приходит в Россию лом драгметаллов и из дальнего зарубежья. Один из главных поставщиков — в тоннах — Иордания. За один только февраль 2020 года оттуда в Россию приехало 17,5 тонн товара по коду 7112. Однако его таможенная стоимость — 3,2 млн долларов, то есть 0,2 доллара за грамм. А из Армении в феврале в Петербург приехало всего 98 кг того самого кода 7112, но уже на 5 млн долл. То есть по 51 доллару за грамм.
Котировки золота на бирже 15 мая 2020 года составляли примерно 1730 долларов за тройскую унцию (31,1 грамма). Но сейчас — после потрясений на рынке — цена относительно высока. В феврале его стоимость была около 1570 долларов за тройскую унцию, то есть 50,4 доллара за грамм. Почти ровно столько, сколько в таможенной статистике стоит завезенный в Петербург «лом». То есть речь идет о золоте наивысшей пробы.
Таможня дает добро
Примечательно, что Армения не только экспортирует, но и импортирует из России товары по коду 7112. Причем в довольно больших количествах. И это должно было бы дать ответ на вопрос: а откуда в этой небольшой и не самой богатой стране вообще берется столько драгоценного лома? За весь 2019 год этого добра от нас увезли больше 100 тонн. Но его общая стоимость — всего 384 тыс. долларов. То есть около 0,004 доллара за грамм.
Если смотреть на этот товарообмен глазами таможенника, выходит, что Россия отправила некий товар в сопредельную страну примерно по 4 доллара за кг, а назад тот же самый товар оттуда же ввезли по 51 000 долларов за кг. Но простая логика обывателя подсказывает: этого не может быть. Туда везут одно, а назад — совсем другое.
Эта логика работает, и когда мы берем в руки таможенную статистику армянской таможни за 2019 год. Там тоже есть данные по импорту товаров с кодом 7112. И поставляла в прошлом году его в Армению только одна-единственная страна — Россия. Но цифры не бьются. Хотя таможенная стоимость его та же самая — около 5 долларов за кг, приехало его в Армению в три раза меньше, чем уехало из России (всего 32,3 тонны).
Дальше начинается другая странность. Армения экспортирует лом золота не только в Россию, причем в объемах куда больших. Против наших 3 тонн в прошлом году — 74 тонны уехало в Германию, а 53 тонны — в Литву. Но и цена совсем не такая: у нас, как уже говорилось выше, это 51 000 долларов за килограмм, а в Западную Европу — по 5 долларов. То есть по столько, сколько и должны стоить отходы.
Откуда дровишки?
Журналистам армянского издания hetq.am по своим каналам удалось найти название экспортера золотого лома. Компания «Голден Херитейдж» (основана в ноябре 2018 года) контролируется Виталием Григорьянцем и Арсеном Микаеляном.
«Экспортером является филиал «Центральный» ООО «Голден Херитейдж», которое, согласно Государственному реестру юридических лиц Армении, было зарегистрировано в ноябре 2018 года. ООО «Голден Херитейдж» зарегистрировано в Арцахе (находится в непризнанной Нагорно-Карабахской республике. — Прим. «Фонтанка»), — пишут в своей статье журналисты армянского издания hetq.am. — Государственный реестр юридических лиц НКР сообщил нам, что владельцем «Голден Херитейдж» является ООО «ГМ Холдинг», владельцами которого являются Арсен Микаелян (45%) и Виталий Григорьянц (55%). Арсен Микаелян является председателем правления АрмБизнесБанка с 2019 года, а также владельцем 5% акций банка. Остальные акции банка принадлежат известному российскому бизнесмену Виталию Григорьянцу. Арсен Микаелян — один из его близких партнеров. Он также является директором Благотворительного фонда Виталия Григорьянца.
Это известные люди не только в Армении, но и в России. Авторитетные петербургские предприниматели, с которыми об этой истории поговорила «Фонтанка», говорят, что знают Аресена Микаеляна и как-то вели с ним дела по банковской линии.
Старшего партнера Арсена Микаеляна по финансовому бизнесу — Виталия Григорьянца — знают в России как нефтепромышленника (в Коми и Саратовской области), а также владельца ряда московских фирм. Одной из сфер его интересов какое-то время назад, к примеру, был сбор опасных отходов, однако от этого бизнеса Виталий Григорьянц уже отошел.
Попытки связаться с Арсеном Микаеляном к успеху не привели. Директор «Голден Херитейдж» Армен Галстян в беседе с hetq.am подтвердил, что его компания в прошлом году экспортировала из Армении в Россию полуфабрикаты для ювелирных изделий. Но, по его словам, эти подробности его работы содержат коммерческую тайну, и раскрывать их он отказался. Армянские журналисты передали ему вопросы для Арсена Микаеляна, однако ответов от него так и не получили.
Зато «Голден Херитейдж» через несколько дней после общения с журналистами прислала дополнительный комментарий, в котором уточняла свои слова насчет полуфабрикатов для украшений, объясняя, откуда взялось золото. Финансисты, по сути, подтверждают, что посылают в Россию именно чистое, «банковское» золото. «Стандартные золотые слитки покупаются у коммерческих банков, после обработки экспортируются в Россию, которая является членом ЕАЭС, в соответствии с соглашениями с партнерами», — таков актуальный комментарий от армянского экспортера. Правда, ответа на вопрос, зачем из «банковского» золота надо было делать по документам «лом», если оно все равно сохранило свою цену, в сообщении компании не было. Ведь никаких следов экспорта из Армении в Россию чистого золота по коду 7108 нет, а есть только те самые «отходы» по коду 7112.
Золотые копи
Попытка подсчитать баланс оборота золота в Армении (импорт плюс внутреннее производство минус экспорт) указывает на то, что посланному в Россию, и в Петербург в частности, чистому золоту (а де-факто это именно оно) просто неоткуда взяться. Так что армянские журналисты предполагают, что «это золото могло быть импортировано из других стран, но импорт не был зарегистрирован».
К примеру, один из очень заметных игроков на мировом рынке золота — Турция. По вполне понятным причинам торговые отношения у нее с Арменией довольно специфичные. Весь товарооборот ведется через территорию Грузии (но кода 7112 там нет, а чистого золота, код 7108, всего 15 кг), а их общая граница — несколько сотен километров — официально закрыта. Об этом «Фонтанке» в довольно резкой форме сообщил представитель армянского таможенного ведомства, отвечая на вопрос, могли ли тонны золота прийти в Армению из Турции. Однако теоретическая возможность того, что какие-то товары из Турцию через закрытую границу все же поступают, существует. И если это в реальности происходит, то таможенных офицеров участники такой внешнеэкономической деятельности об этом в известность не ставят.
Другой возможный вариант происхождения золота, о котором идет речь, — некие подпольные золотые рудники. Но процесс обогащения руды до состояния, при котором конечный продукт будет стоить как чистое золото, — весьма дорог и трудоемок. И если бы речь шла именно о тоннах, такие цеха вряд ли укрылись бы от глаз государственных органов. Так что все это лишь предположения, и говорить наверняка о природе нескольких тонн золота, оформляемого в Петербурге, никто не берется. Как пока невозможно сказать, кто является получателем этих сокровищ и куда они деваются, пересекая забор таможенного склада.
Репортеры «Фонтанки» настойчиво и неоднократно обращали внимание представителей Федеральной таможенной службы на странности и нестыковки в истории с импортом из Армении тонн золота под видом отходов. Это было еще в начале марта. Видимой реакцией было лишь письмо с констатацией того, что Армения входит в Таможенный союз и ФТС де-юре не имеет возможности контролировать товарные потоки оттуда. Повлияла ли активность журналистов России и Армении на эти самые потоки де-факто — неизвестно.
Примечателен еще один факт. В февральской статистике ФТС России появился новый крупный поставщик дорогого «лома» — Белоруссия. Сразу 200 килограммов товара с таможенным кодом 7112 было оформлено в Москве по цене даже чуть выше, чем чистое золото, — 62 доллара за грамм. Белоруссия тоже входит в Таможенный союз ЕврАзЭС, и данных о компаниях-импортерах отыскать, скорее всего, тоже не удастся.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»