34

«Пусть нас проклянут, но мы за железный занавес». Отельеры Петербурга ждут помощи от внутреннего туриста

Из отелей исчезли стержневые клиенты: китайцы, европейцы и деловые люди. Отрасли так дурно, а помощи от власти так мало, что спасение она видит в несвободе.

Фото: Изображение Niken Anjarwangi с сайта Pixabay
ПоделитьсяПоделиться

47news предлагает такой эпиграф: «Отельеры Петербурга рады намеку Валентины Матвиенко о запрете выезда за рубеж в этом году». Если 24 апреля эту новость многие восприняли раздраженно, как авторитарное разворачивание внутреннего туризма, то сегодня отельеры поддерживают ее чуть ли не восхищенно.

В обращении к нации накануне майских праздников Владимир Путин продлил нерабочие каникулы до 11 мая включительно. Таким образом, жизнь многих отраслей остаётся на паузе почти полтора месяца. Из наиболее потерпевших — отельеры. При этом в мирное время в мае начинается туристический сезон. 47news посмотрел на наиболее массовый сегмент — сети небольших отелей, пронизывающие Петербург. По примерным оценкам, в мегаполисе насчитывается около 550 таких бизнесов. В них от пяти до двухсот номеров, а сетью могут называться и два отеля.

Мельком коснёмся грандов вроде Hilton, Four Seasons и Radisson. Они большие и у них большие проблемы, поскольку один только зарплатный фонд может составлять с десяток миллионов рублей в месяц. Коммунальные платежи — тоже немалая нагрузка. Больнее всего по ним ударило исчезновение китайцев и европейцев. Когда гости вернутся — неизвестно. Предполагаемая стратегия — сокращение персонала и демпинг. Есть мнение, что стоимость номеров в «пятёрках» и «четвёрках» упадёт до «троек» в зимний сезон. Но при всем этом они — франшизы, а значит, есть надежда на помощь от головных компаний.

Ещё один класс — это перестроенное наследие советского периода. Это монструозные комплексы, где номерной фонд доходит до тысячи, вроде гостиниц «Охтинская», «Октябрьская», «Санкт-Петербург», отелей «Москва», «Талион отель». Последний, кстати, давно пытается продать миллиардер Александр Ебралидзе (хотя уже и не миллиардер). Заполняемость для таких объектов критична, если есть кредитные обязательства, а они скорее правило, чем исключение. В негативном сценарии банки будут претендовать на имущество. Впрочем, есть вероятность, что кредиторы какое-то время потерпят, поскольку активы непрофильные, а значит, обременительные. Другое дело, что на рынок неминуемо выйдут профессиональные скупщики активов. Есть еще бизнесмены, у которых всегда найдется кеш.

Как маркер выживаемости можно привести гостиницу «Санкт-Петербург», где за 3 тысячи рублей в сутки предлагают услугу самоизоляции с трёхразовым питанием. За двоих — 4 тысячи. Эту же услугу, но дешевле стали продвигать апарт-отели.

Ещё есть сотни хостелов, но это история специфическая и в плане бизнес-модели, и в части более маргинального контингента. Стоит лишь сказать, что до коронавируса по этому сегменту от души уже врезал так называемый закон депутата Госдумы Хованской о недопустимости предоставления гостиничных услуг в жилых помещениях. Пандемия же стала выстрелом в голову. Другое дело, что перед чемпионатом мира по футболу хостелов открылось с избытком. Возможно, пандемия выхолостит с рынка дилетантов, рассчитывавших на быструю окупаемость.

Класса мини-отелей это тоже касается — последние годы в этом срезе наблюдался серьёзный количественный рост. Сегмент ещё жив, но болеет, и причем сильно. Один из опрошенных владельцев сети из десятка отелей привёл свою арифметику. Так, из 210 номеров у него занято около двухсот. Казалось бы, неплохо. Но есть нюанс: практически все номера теперь сдаются не на сутки, как ранее, а на месяц, что значительно дешевле. Среди постояльцев есть и иностранцы, застрявшие в России, и те, кому нужно пожить месяц-два, но нет желания снимать квартиру с залогами и платой за последний месяц.

— До эпидемии плановый доход с номера был 36 тысяч рублей, а сейчас 16 тысяч. При этом расходы снизились далеко не пропорционально. Аренда, коммунальные платежи и расходы на персонал никуда не исчезли, — отвечает собеседник.

Его расчёт за апрель нагляден: при запланированном доходе 7,7 миллиона расходы должны были составить около 5 млн. То есть коммерсант рассчитывал на прибыль 2,7 млн. В нынешних реалиях — доход 3,6 млн, а расход — 3,9 млн. Следовательно, из кармана нужно доложить тысяч триста.

— Сегодня предпочтительнее закрыться, переждать, если есть такая возможность. Например, если помещение в собственности. Но всё зависит от ситуации. Кто-то вынужден работать, чтобы выполнять свои обязательства по аренде, обслуживанию кредитов в банках. Убыток всё равно генерируется, но он меньше, чем если не работать совсем, — рассказал бизнесмен.

Отдельный вопрос — расчёты с персоналом. Расставаться по Трудовому кодексу, с выплатой нескольких окладов, представляется нереалистичным. Денег просто нет, говорят отельеры.

— Все стараются разойтись понятийно. У кого есть финансовая подушка безопасности и хоть какой-то доход, держатся и размазывают рублёвые ручейки на всех. Деньги небольшие, пять-десять тысяч, но выплаты позволяют не потерять команду.

К анонсированной помощи государства опрошенные относятся, мягко говоря, скептически. По их словам, меры можно условно разделить на те, которыми воспользоваться проблематично, и те, от которых нет прока.

Так, предоставляется отсрочка по уплате налогов. Компания должна быть из перечня наиболее пострадавших отраслей, показать снижение доходов более чем на 10 % либо убытки. Понятно, под эти критерии попадают все отели. Но есть запятая. «Гостиничный» общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) должен быть указан как основной. Если нет, по поводу денег правительство можно не беспокоить.

Для понимания, гостиничный бизнес в перечне представлен группой кодов «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания». У мини-отелей же, в силу специфики, как правило, основным видом указана «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» или «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе».

Точное попадание в перечень ОКВЭД касается и разрекламированных субсидий на зарплату, а также в том случае, когда правительство рекомендует арендодателям дать отсрочку или снизить плату для арендаторов из пострадавших отраслей. За это полагается отсрочка уже для арендодателей по налогам и арендной плате за государственное или муниципальное имущество. В качестве экстренной меры многие отельеры пытаются сегодня изменить основной ОКВЭД.

Кредитные каникулы тоже мимо кассы. Максимальный размер, например, ипотечного кредита не должен не превышать 3 млн рублей. Если бизнесмен выкупил в центре Петербурга коммуналку, сложно представить, что уложился в такую сумму. Речь идёт скорее о 8–10 млн минимум.

Уменьшение страховых взносов, приостановление налоговых проверок и мораторий на банкротство отельеры едко называют полумёртвому припаркой.

В качестве тенденции: на «Авито» уже можно увидеть десятки объявлений о продаже отельного бизнеса, датированных уже апрелем 2020 года. В подавляющем большинстве случаев речь о переуступке прав аренды. Цены варьируются от 400 тысяч до нескольких миллионов. Там, где продаётся собственность, планка от 9–12 млн.

Гендиректор специализирующегося на продаже бизнесов консалтингового агентства «Альтера инвест» Никита Калашников рассказал 47news, что сейчас в базе компании около сотни петербургских отелей. И пока серьёзного прироста нет. Но это — пока. Есть мнение, что нынешнего турсезона не будет как такового, и коммерсанты ищут способ выжить.

— Впрочем, в Петербурге жёсткая сезонность была всегда, гостиницы привыкли жить зимой впроголодь. Поэтому, полагаю, повальной продажи не будет. Ожидаемо выпадут из рынка маленькие, те, у кого большая арендная плата или ипотека. Параллельно, мы фиксируем тенденцию к снижению стоимости привлекательных объектов, тех, которых раньше было не сыскать. И снижение здесь от 10 до 50 %. Это коммерсанты, кто продаёт для спасения бизнеса, — отметил Калашников, добавив, что, по его мнению, на восстановление отрасли понадобится примерно год.

Гендиректор компании «Вайт Кевиа», управляющий загородным отелем «Терийоки» Сергей Заболоцкий прогнозирует, что рынок в итоге покинут 10–15 % игроков. Что касается сроков, то даже если ограничения будут сняты к концу мая, ситуация изменится не сильно.

— Проблемы у всех — больших и малых в черте города. Когда к нам поедут европейцы и китайцы — неясно, а они были залогом стабильности. В российском туристе и его платежеспособности такой уверенности нет. Разве что Москва будет выручать, на столицу и нужно ориентироваться в продвижении. Конечно, цены будут снижаться, особенно у крупных отелей. Уже сейчас в пяти звёздах можно найти номер за полторы тысячи. У них выхода нет. Те, кто поменьше, будут задействовать маркетинговый конструктор — количество ночей, цена, завтрак, бранч.

По словам Заболоцкого, у некоторых в отрасли витает надежда, что выйдет волшебник, махнёт палочкой, и всё закончится: «Но так не будет. Волшебника нет, придётся подстраиваться под новые реалии».

Исполнительный директор «Лиготель» Виталий Дударенко рассказал, что из 44 номеров у него заняты четыре. В трёх те, у кого романтика, в четвёртом — два китайца, которые не могут уехать на родину.

— Если бы не они, давно бы закрыл на ключ отель. Гостей нет от слова «совсем». С иностранцами понятно, они ещё не скоро появятся. Наши, конечно, поедут, но вопрос, сколько у них останется денег после эпидемии. И не факт, что выберут Петербург, а не Крым. Просто из-за белых ночей? Не уверен, всё-таки и Эрмитаж должен заработать. С деловым туризмом тоже беда — все форумы отменены, количество «Сапсанов» снижено. Долгосрочная аренда тоже не выход, сейчас тысячи квартир, сдававшихся посуточно, перешли на долгосрок. Конкурировать отелям с ними сложно — нет кухни, а для аренды на месяцы это первично.

По словам Дударенко, перепрофилировать отели очень проблематично. «Из самолёта поезд не сделать», — говорит он.

Руководитель группы компаний «Отельеры,» управляющей сетью мини-отелей Travelto, Никита Челноков считает, что отрасль может спасти такая непопулярная мера как продление моратория на регулярное авиасообщение с зарубежными странами. За счёт отсутствия возможности отдохнуть за границей россияне будут тратить деньги внутри страны.

— Так вы что, за железный занавес? Вы же современный предприниматель, — удивился несколько политическому решению вопроса 47news.

— Я сам люблю Италию. И пусть меня проклянут любители Европы и Мексики, но, к сожалению, да. И, поверьте, мое мнение не одиноко в среде нашего бизнеса.

— То есть между свободой и деньгами выбираем деньги?

Такое же четкое «да» 47news не расслышал, но не услышал и «нет».

Виктор Смирнов, 47news

Цифры по рынку:

В Москве в январе — марте средняя загрузка отелей составила 54,8 %, снизившись на 15,5 %, а в Петербурге падение достигло 13,7 %, до 41 %. Во втором квартале ситуация, по всей видимости, окажется значительно хуже. Снижение загрузки привело к резкому снижению доходов отельеров. По оценке JLL, показатель RevPAR (доходность на номер) за первый квартал в Москве сократился на 15,5 % по сравнению с тем же периодом 2019 года, в Петербурге — на 10,9 %. Заметный спад наблюдался в марте — тогда доходность в крупнейших российских городах сократилась на 46 % и 44 %, соответственно, подсчитали в STR Global. В то же время зимние месяцы были лучше: так, в Москве RevPAR в январе вырос на 12 %, в феврале — на 3 %. В Петербурге рост составил 17 % и 6 % соответственно, сообщает «Ъ».

Фото: Изображение Niken Anjarwangi с сайта Pixabay

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (34)

Идите в задницу, господа! Чем был отвратителен совок - для меня - тем, что кто-то решал за меня, что мне делать, где отдыхать, что читать, смотреть и т.д.! Худшего не придумать. Никогда больше!

До тех пор, пока спецы не поймут, как с этим ковидом бороться или, по крайней мере, эффективно лечить, -все границы и любая массовая миграция народов останется под замком.
Да, и в этой ситуации, почти все страны, особенно те, где туризм значителен, но не доминирует-пытаются удержать своих граждан дома. В надежде, не потерять туристическую отрасль "вноль" а загрузить внутренним туризмом хоть какую-то часть сектора.
П.С Государство мало заинтересовано в благополучии хозяев и сотрудников сферы развлечения, но вполне себе интересуется налогооблагаемой базой отрали....
Хотя, по моему ИМХУ, "доить" там в ближайшие полтора года будет просто нечего...

Похоже, отмашка дана. Валя-стакан, машка-поскакушка... Кто следующий?

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...