Реклама

Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 11

1 м/с, вос

767мм

64%

Подробнее

Пробки

5/10

Реклама

Свободные номера. Потеряв почти всех гостей, петербургские гостиницы ищут пути выхода из кризиса

60792

Пока перед отраслью стоит задача выжить без туристов, но несмотря на фактическую потерю сезона, игроки рынка и эксперты уверены — строящиеся проекты будут востребованы. Причем после восстановления рынка наибольший спрос придется на гостиницы средней категории, которых в городе не хватает. Сейчас эту нишу активно занимают строящиеся апарт- и инвест-отели.

Фото: Изображение Hans Braxmeier с сайта Pixabay
ПоделитьсяПоделиться

До сих пор поток туристов ежегодно показывал рост, однако март-2020 изменил все планы. Лишившись из-за коронавируса до 90% загрузки, некоторые гостиницы Петербурга даже начали предоставлять услуги по самоизоляции.

Впервые за последние годы накануне сезона белых ночей у отельеров нет никаких прогнозов. Пока большинство гостиниц города работает в сокращенном составе при соблюдении определенных обязательств перед гостями — таким образом исполняя решения, принятые по итогам совещания под руководством Михаила Мишустина, пояснили «Фонтанке» в городском комитете по развитию туризма. В соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга «О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», гостиницы могут предоставлять только услуги проживания.

Этот год для отелей будет сложным, как и для всей туротрасли, говорят в профильном комитете. Туристический сезон если и начнется, то значительно позже, поэтому сегодня в приоритете для города внутренний туризм, разработка новых предложений для приезжающих из регионов. Помочь отрасли могли бы скорейшее возвращение событийной программы и проведение мероприятий, но пока почти вся деловая программа перенесена на осень, а что-то и вовсе отменили.

«Какая может быть жизнь у отрасли, если закрыты все границы?» – сетует президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар.

— Нельзя никого увольнять и банкротиться, но надо платить аренду, ЖКУ и налоги. Даже если вдруг все откроют с 1 мая, это уже не спасет сезон. Потребители будут осторожны, прежде чем оправиться куда-либо, — говорит Леонид Гарбар. — Турпоток восстановится примерно через год, но к следующему сезону мы недосчитаемся 80 % компаний, останутся просто пустые здания. Уход игроков с рынка наблюдается уже сейчас.

По его словам, отсрочки арендных платежей и налогов — не выход, надо изучать зарубежный опыт, смотреть, как помогают отельерам в Англии, Германии, Италии, и делать выводы. При этом Леонид Гарбар отмечает, что даже в «мирные» годы Петербург не жил за счет внутреннего туризма, и в нынешнем положении он не покроет затрат отрасли — российских туристов в принципе меньше, чем иностранных, да и платёжеспособность у них гораздо ниже.

Подсчитали — прослезились

Начинался год не так уж плохо. Отели в России показывали не столь значительное снижение загрузки, как некоторые рынки Европы, где уже в конце февраля фиксировали падение заполняемости на 80–90%, говорит Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International. В Петербурге по итогам января-февраля 2020 года потери в загрузке были около 4–5 % в сравнении с 2019 годом. Однако в марте снижение оказалось более радикальным — загрузка упала до 25–30 % против привычных 50–60 %.

— Сейчас отельеры обязаны отменять бронирования клиентам, и многие обратились к сервису Booking с просьбой отменить комиссии или отсрочить их. Ситуация как для гостиничного рынка, так и для туристического сегмента в целом, остро критическая, — подтверждает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg. — Самое неприятное — абсолютно непонятно, сколько она продлится. После окончания пандемии все равно будет временной лаг, когда люди будут приходить в себя.

На сегодняшний день для городских отелей загрузка в 20 % является неплохим показателем, говорит Евгения Гиль, руководитель департамента апарт-отелей Becar Asset Management. При этом тарифы также держатся на очень низком уровне.

— После снятия ограничений и завершения «официальных выходных» мы прогнозируем постепенное возвращение гостей, — пояснила она, — но рынок не будет прежним — изменятся как запросы корпоративных клиентов (бизнес-сегмента), так и туристов. Потребительские привычки уже изменились — многие работодатели поймут, что не все командировки необходимы и не все люди нужны. Соответственно, с точки зрения деловых командировок гостиничный рынок существенно сократится и скорее всего не вернется на прежний уровень.

«К концу марта рынок и вовсе обвалился до 5-7 % загрузки, в апреле – всего около 5 %», - Сергей Данильченко, управляющий партнер Hotel Advisors.

— Можно сказать, что гостиничный рынок или, точнее, та его часть, которая не закрылась и пытается выживать, находятся на самом дне, — говорит Сергей Данильченко, управляющий партнер Hotel Advisors. — И тенденции на май пока не самые радужные, так как отмены бронирований продолжаются, а средняя загрузка не превышает 25–30 %.

Тяжелее всего переживают «рыночную изоляцию» отели категории четыре и пять звезд, считает Евгения Тучкова. Последним особенно сложно, так как по сравнению с трехзвездочными гостиницами, их уровень затрат вне зависимости от загрузки очень высок. В итоге, чтобы сократить издержки, многие консервируют часть номерного фонда. Полная консервация отеля — крайний шаг, решаются на который не все, так как перезапуск работы отеля потребует много времени и средств. Крупным гостиницам проще держаться на уровне почти нулевой прибыли, но не закрываться полностью.

— Отельеры подсчитывают убытки и готовятся максимально экономить: сокращать или полностью отказываться от аутсорсинга, отправлять персонал в вынужденный отпуск, снижать все операционные расходы, — рассказала генеральный директор отельного оператора PLG Екатерина Лисовская.

— Гостиницы используют любые возможности для адаптации к новым реалиям, предлагая, например, формат самоизоляции в номере с полным гостиничным обслуживанием, — отметила Евгения Тучкова. — Самоизолироваться можно даже в пятизвездочных отелях Петербурга, хотя большим спросом пользуются трехзвездочные гостиницы. По нашим оценкам, загрузка четырех- и пятизвездочных гостиниц сейчас ниже, чем в отелях средней категории, на уровне 10–20 %.

Руководитель направления гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова считает, что у крупных гостиниц больше шансов успешно пережить кризис, так как у них и их собственников есть определенный запас прочности.

— Сильнее всего пострадает малый и средний бизнес, малые гостиницы либо переформатируются, либо закроются или уже закрылись. А наиболее востребованы будут гостиницы средней ценовой категории. Как показывает развитие ситуации на других рынках, гости, выбирающие данный сегмент, более многочисленны и отличаются меньшим уровнем тревожности.

Медленный откат

— В июне и июле в Санкт-Петербурге отельеры уже точно существенно недосчитаются прибыли, — говорит Евгения Гиль. — Отменились экономический форум и «Алые паруса», не завершится эффект от процесса самоизоляции. Возможно, снижение курса рубля станет привлекательным для иностранных гостей. Кроме того, мы прогнозируем рост внутреннего туризма, но при этом для бизнес-сегмента — спад активности.

В целом эксперт рассматривает сценарий, где за год-полтора все вернется к докризисным показателям. В перспективе двух-трех лет можно будет даже увидеть рост предложения и улучшение качества услуг, но только если в ближайшее время будут услышаны предложения представителей отрасли о снижении налоговой нагрузки.

— С учетом снижения покупательской способности общий уровень цен в каждом из сегментов будет ниже докризисных показателей, — прогнозирует Сергей Данильченко. — Но без спроса или при его невысоких значениях гостиницы более высокого сегмента будут вынуждены спускаться до цен, не характерных для них. Люксовый сегмент в меньшей степени, но тоже возможно. С точки зрения экономики и ценообразования — это неправильно, но в условиях медленного роста спроса отелям нужно будет набирать необходимый объем бронирований для покрытия расходов, ценовая борьба на рынке усилится.

— О каком-то ощутимом восстановлении можно говорить не ранее 2022 года, — считает Яна Уханова. — Необходимо научиться гибко адаптироваться к изменчивой внешней среде, сохранить кадры, развивать digital-инструменты и продвижение в онлайн, так как сетевое пространство активизируется раньше, чем офлайн. Также важно особое внимание обратить на индивидуальных туристов, так как этот сегмент будет восстанавливаться быстрее. В целом гостиницам, туриндустрии, правительству города важно будет создать безопасную благоприятную обстановку и позитивный информационный фон, так как в начале восстановления путешественники будут руководствоваться своими ощущениями — безопасно/небезопасно.

Более оптимистичный прогноз дает Екатерина Лисовская. По ее словам, сегодняшний провал будет компенсирован уже в 2021 году.

«Мы увидим отложенный спрос со стороны иностранных и внутренних туристов», – уверена она.

— В кризис обычно сильнее всего страдает средний класс, — говорит Николай Пашков. — У людей, которые предпочитают высококлассные гостиницы, деньги, скорее всего, останутся, и после снятия ограничений они смогут по-прежнему останавливаться в пятизвездочных отелях. Люди, которые были в середине, с большой вероятностью обеднеют, и начнут запрашивать более бюджетные средства размещения.

В гости после изоляции

Выход из кризиса вернет гостиничную отрасль к тем проблемам, которые существовали у петербургского рынка и раньше, а возможно, обнажит и другие «слабые места».

На протяжении четырех лет Петербург стабильно становился лучшим направлением для культурного туризма в мире по версии World Travel Awards. До 2020 года у нас происходил самый высокий прирост туристического потока в Европе. Несмотря на это, город существенно недополучает доход от притока гостей.

По данным комитета по развитию туризма, на сегодняшний день классифицированных средств размещения в Петербурге – 1035.

И хотя большая часть из них — наиболее популярные у туристов категории 3 и 4 звезды, именно их по-прежнему не хватает.

— Упущенная выгода симметрична низкой обеспеченности гостиничным фондом. Петербургу важно развивать соответствующую инфраструктуру в новых локациях для того, чтобы этот спрос обрабатывать и стимулировать его дальнейший рост, распределять эффект от потока гостей на максимально широкую территорию. Решая вопрос размещения в новых городских локациях, город повысит поступления в бюджет от турпотока, — подчеркивает Екатерина Лисовская.

В первую очередь, это относится к современным форматам в стиле lifestyle в сегменте midscale, считает Евгения Гиль. К таким форматам относятся и апарт-отели. Сейчас, по словам Евгении Гиль, они в основном переориентируются на среднесрочную и долгосрочную аренду. Но в нормальной рыночной ситуации станут альтернативой классическим гостиницам (как бюджетному, так и бизнес-сегменту) — и примеры на рынке Петербурга уже существуют.

Гостиничные проекты особо важны в районах, которые перестали быть исключительно спальными. Так, Приморский район оказался на пересечении влияния трех центров притяжения не только городского, но и международного масштаба: «Газпром Арена», Лахта Центр и будущая пешеходная набережная, которая свяжет три самых популярных городских парка: парк 300-летия Петербурга, ЦПКиО, Приморский парк Победы. Новое качество района требует и новых функций такого же уровня, поясняет Екатерина Лисовская.

Традиционно в городе существовал дефицит недорогих средств размещения, который раньше компенсировался за счет различных хостелов и мини-отелей в жилом фонде, соглашается Николай Пашков.

— Поскольку наши законодатели нанесли смертельный удар по этому сегменту, дефицит малобюджетных средств размещения имеет все шансы встать в полный рост, — считает он. — Апарт-отели могут стать альтернативой при условии грамотного управления с точки зрения гостиничного бизнеса. Кроме того, апарт-отели по цене и условиям размещения все же ближе к гостиницам 3 или 4 звезды. Возможно, в сложившихся условиях управляющие компании пойдут на снижение ставки, тогда у них появится возможность заполнить нишу дефицитного спроса.

Сергей Данильченко считает, что апарт-отели, особенно в центральной части города, смогут влиять на бизнес традиционных гостиниц — не люксового сегмента, но 3–4 звезды точно — и на рынок посуточной аренды квартир. Апарт-отели в других локациях могут составить конкуренцию отелям, работающим с групповым сегментом, спортсменами, деловыми путешественниками, кому необходимо размещение на длительный период.

— Мне видится, что более комфортно себя чувствовать в это время и более комфортно пройти кризисный период сможет именно сегмент апарт-отелей с высокой долей длительной аренды, — считает Данильченко.

То есть, если в апарт-комплексе только 15–20% номеров сдавалось посуточно, а остальные на длительный срок, и контракты охватывали не один-два, а 6–12 месяцев, то, конечно, такие средства размещения более устойчивы в этот период. И даже при сокращении спроса или срока пребывания каких-то гостей, у них остается занятым большая часть номерного фонда.

Существуют меры, которые дополнительно укрепили бы важный для города сегмент. Это достижение определенности в статусе сервисной недвижимости и требованиях, которые им предъявляются, налоговые льготы, которые давно действуют в странах Европы, и, например, разрешение на организацию кухонь. Это продиктовано спросом.

— Люди сегодня стремятся получать максимально комфортное и комплексное размещение с возможностью выбора — есть в городе или готовить у себя в номере. Взрывной рост сервиса Airbnb изменил представления об отдыхе и стимулировал все большее число путешественников приезжать в новые города пожить, а не погостить (так называемая homestay concept. Рекламный слоган платформы: «Don’t go there, Live there!»). Если раньше такая концепция была востребована в основном корпоративными клиентами, то теперь на нее существует массовый спрос, — говорит Екатерина Лисовская.

Анна Романова, «Фонтанка.ру»

Фото: Изображение Hans Braxmeier с сайта Pixabay

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close