Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Петербургские ретейлеры показательно уничтожили несколько миллионов цветов. «Мы просто сейчас банкроты» (фото)

Петербургские ретейлеры показательно уничтожили несколько миллионов цветов. «Мы просто сейчас банкроты» (фото)

85 115
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»

Из-за самоизоляции цветочные магазины вынуждены еженедельно отправлять в мусорку сотни тысяч нереализованных роз, тюльпанов и хризантем — в коронавирусное время горожане не хотят их покупать даже с доставкой и скидкой. На рынке говорят, что к маю Петербург может недосчитаться 40% компаний.

Цветовики считают, что в кризисное время их бизнес самый уязвимый — если салоны красоты и рестораны еще могут поставить производственный процесс на паузу, то их основной инструмент труда хранится всего несколько дней. Чтобы привлечь внимание властей, петербургские ретейлеры 13 апреля собрались на Пулковском шоссе и уничтожили несколько миллионов цветов, которые не удалось реализовать из-за самоизоляции. Их поставки оформляли в первой половине марта.

По оценке владелицы компании «Миллион цветов» Ирины Нуруллаевой, всего на массовое уничтожение ретейлеры свезли около 4–5 миллионов тюльпанов, хризантем, лилий и альстромерий. Среди них и те, что в Ленобласти для горожан выращивало предприятие «Новая Голландия». «Цветочный бизнес хотел привлечь внимание властей к тому, что мы несем колоссальные убытки. Все цветы, поставку которых мы не смогли остановить, пришлось уничтожить», — сетует Нуруллаева.

автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
1 из 9
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»

Цикл закупок у ретейлеров выглядит так: в тот момент, когда одна партия цветов пришла в магазин, другая в это время едет в грузовике через Европу, а третья уже грузится в машину со склада в условной Голландии. В среднем разница по времени между каждой поставкой составляет три дня. Заказы на них оформляют заранее, поэтому отменить их просто невозможно.

Например, магазин «Ленцветторг» после объявления о запрете на работу получил еще три партии цветов. По словам владельца компании Андрея Добролюбова, из-за того, что распродать не удалось даже первую, платить за следующие две поставки оказалось нечем. «Списывать цветы приходится раз в 3 дня, думаю, что уже списал миллиона на четыре. Одних только роз выходит около 20 тысяч», — прикидывает Добролюбов.

В магазин «Гранд Флора» 31 марта и 6 апреля поступило около ста тысяч цветов по закупочной цене почти на миллион рублей. Выкинуть пришлось почти все, в живых в магазине пока остались орхидеи, хризантемы и часть роз. «У нас есть интернет-магазин, который работает с 2002 года, но обычно он приносил один-два процента от продаж, — рассказывает замгендиректора и соучредитель компании Елена Цоцорина. — А сейчас количество заказов не выросло, только сократилось. Люди отказываются от покупок».

По оценкам игроков рынка, в Петербурге работает более 2 тысяч цветочных магазинов. Средняя ежемесячная выручка — около миллиона рублей. Если учесть, что в апреле от обычного оборота у цветочных ретейлеров осталась самая малость (например, в «Лютиках-Цветочках» — где-то 20%, в «Миллион цветов» — всего 5%), выходит, что убытки, которые понесли петербургские цветовики, оцениваются миллиардами.

«Онлайн-продажи настолько невелики, что мы даже не оправдываем одного курьера, который выходит на доставку», — говорит Нуруллаева. А «Ленцветторг» вообще на период самоизоляции закрылся — руководителей компании испугал суд над магазином цветов «Оранж» за нарушение запрета на торговлю в период «президентских каникул».

Большинство ретейлеров остановили поставки и пока не могут даже примерно сказать, когда они возобновятся. Из-за этого российские производители, которые дают около 15% товара отечественному рынку, уже начали срезать цветы на плантациях. «Заказов почти не стало, мы сразу сняли все бутоны. Если это многолетники, то начнут цвести позже, но сейчас мы их в любом случае уже продать не сможем. Луковичные цветы тоже пришлось срезать — потом они дадут урожай, но качество, конечно, уже будет не то. По большому счету, нас спасло то, что у нас в основном летние цветы», — рассказывают на племенном заводе «Приневское».

Чтобы поддерживать хоть какую-то торговлю, в магазине «ЦветыМиниОпт» цены на весь ассортимент снизили вполовину. Там работают только на выдачу или доставку, но она платная, товар реализуют небольшими букетами — хризантемы по 5 штук, розы — по 10–20.

В компании рассказывают, что цена теперь даже ниже себестоимости, зато таким образом им удалось продать больше половины из того, что заказывали к апрелю. Все же в компании отмечают: «Спокойно открыться в мае не получится, нужно искать какие-то средства. Никто не снижал аренду, зарплаты сотрудникам никто не отменял. Попытались договориться, но кто-то сказал: нет, аренда — 100%. Эти средства надо будет где-то брать».

За электричество только одного работающего холодильника для цветов нужно заплатить 30–50 тысяч рублей. Вывезти мусор в виде 300–400 тысяч нереализованных цветов стоит 30–40 тысяч рублей, и делать это приходится теперь раз в 4–5 дней. Еще есть расходы на воду, и самое главное — арендные платежи.

«У нас на складах есть немного цветов. Мы свезли их из всех точек и засунули в два холодильника, выключили весь остальной свет, а то от этого тоже приличные суммы, — вздыхает Добролюбов. — Магазины сейчас стоят под ноль вычищенные. Когда самоизоляцию снимут, нам нужно будет на что-то покупать товар».

Но пока совершенно не ясно, откуда взять деньги. Половину выручки цветовикам обычно дает оформление свадеб и массовых мероприятий, которые сейчас оказались под запретом, так что оптовых клиентов нет совсем. В этом году ретейлеры боятся остаться без «Последних звонков», а еще опасаются, что и летом они недосчитаются заказов на оформление свадеб, которые в это время приносили до 70% выручки. Под вопросом даже 8 Марта в 2021-м — учитывая нынешнюю экономическую обстановку, неизвестно, станут ли компании массово поздравлять сотрудниц цветами.

По мнению владелицы магазина «Миллион цветов» Ирины Нуруллаевой, на восстановление бизнесу потребуется еще два года, а из-за убытков и отсутствия средств для оплаты арендных платежей и зарплаты сотрудникам с рынка могут уйти 40–50% компаний.

«В этом бизнесе по большей части женский коллектив, среди них много матерей-одиночек. В отличие от ресторанов, мы своих сотрудников не можем даже накормить, — говорит Нуруллаева. — После снятия режима самоизоляции к нам не выстроятся очереди. Мы требуем, чтобы нас внесли в перечень секторов экономики, которые признаны пострадавшими из-за коронавируса. Освободите нас на год от налогов, дайте беспроцентные кредиты на зарплаты и восстановление на 12 месяцев. Мы не просим дать нам денег, дайте нам кредиты по льготным процентам, чтобы мы могли восстановиться из пепла. Мы сейчас банкроты, в долговой яме. Сегодня мы просто выкинули деньги, и даже не свои».

«Фонтанка» запустила специальный проект «Покупай у своих» для поддержки малого бизнеса, пострадавшего от последствий эпидемии, в том числе и для организаторов праздников. Мы сделали сервис, где наш местный бизнес, продолжающий легальную работу, может заявить о себе, а его клиенты — о своих соседях, которые помогают сделать будни самоизоляции чуточку веселее. Для этого надо заполнить специальную форму на сайте usvoih.fontanka.ru, и ваша точка появится на карте. Её увидят миллионы читателей «Фонтанки», которые тоже смогут воспользоваться товарами и услугами ваших соседей, позволив пережить эти непростые дни. А мы будем рассказывать о том, как компании пытаются приспособиться к новым условиям, делиться удачными кейсами. Мы хотим, чтобы, когда закончится эта напасть, наш малый бизнес продолжил работать.

Когда будете добавлять свою компанию на карту, предложите, пожалуйста, нашим читателям скидку по промокоду Fontanka, ведь многим из них сейчас тоже приходится нелегко. Её размер определите сами.

Елизавета Ивантей, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
57
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях