Реклама

Сейчас

+20˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+20˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 18

2 м/с, с-з

766мм

40%

Подробнее

Пробки

3/10

Реклама

«Не увольняем — расстаемся». Как работодатели теряют персонал

94412
Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ
ПоделитьсяПоделиться

По Петербургу идет волна массовых увольнений. Как прямых, с записью в трудовой книжке, так и скрытых.

Одних просят на неопределенный срок уйти в неоплачиваемый отпуск, других заставляют сделать это под угрозой увольнения. Не все работодатели от безысходности используют кнут. Некоторые уверены, эффективнее доброе слово или маленький пряник.

По данным опроса Центра стратегических разработок, почти треть (29%) российских работодателей заставили своих сотрудников взять отпуска за свой счет, 22% — планируют пойти по тому же пути. Исследование проводилось с 31 марта по 2 апреля. В нем приняли участие более тысячи предприятий.

Уже тогда каждая вторая компания (49%) сообщила, что перевела работников на неполный рабочий день с сохранением зарплаты, а 41% предприятий принудительно отправили сотрудников в оплачиваемый отпуск. 16% фирм, которые не смогли найти другой выход, вопреки указу президента просто уволили сотрудников.

Это не вяжется с идеей гаранта Конституции об оплачиваемых нерабочих днях. Комментируя полученные исследователями данные, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что контролировать выплаты зарплат во время нерабочих дней должно правительство. Но до Белого дома далеко, а владельцам бизнеса приходится здесь и сейчас решать, как спасти свое дело и чем пожертвовать, чтобы после уже затянувшихся «президентских каникул» остаться на плаву.

«Фонтанка» получает множество жалоб на незаконные увольнения и вынужденные неоплачиваемые отпуска. Причем не только в частных фирмах, но и в госсекторе. Очевидно, что проблема не в злых работодателях. Экономика трещит по швам, и предприниматели делают единственно возможное в этой ситуации: спасают свой бизнес. Иногда приходится просто закрываться.

Редакция обратилась к работодателям из разных отраслей, которые вынуждены расставаться с сотрудниками. Никто из них не рад тому, что происходит. В условиях крайне противоречивых сигналов от чиновников бизнесмены по привычке надеются в первую очередь на свои силы. Хотя власти и обещают принять новый пакет мер поддержки для бизнеса. Теперь помогать будут малому и среднему бизнесу. Президент России поручил предоставить таким компаниям отсрочку по налогам на полгода. «Помогать прежде всего тем предпринимателям, которые сохраняют занятость», — наказал глава страны.

Региональные власти тоже стараются не сидеть сложа руки, пока бизнес в городе рушится на глазах. Петербургский ЗакС во втором чтении принял законопроект о поддержке бизнеса, оказавшегося в зоне риска. Во время обсуждения к пострадавшим добавили парикмахерские, химчистки, ремонт техники, фитнес-центры. Когда документ станет законом, они смогут получить налоговые льготы.

Пока меры поддержки готовятся в кабинетах и обсуждаются в парламентах, с каждым днем становится все меньше предпринимателей, которые смогут ими воспользоваться. Крупные российские компании, такие как «Сибур» и РЖД, перешли на четырехдневную рабочую неделю, но не от хорошей жизни. Когда у тебя на глазах в считанные дни рушится все, что ты строил многие годы, нужно срочно что-то делать.

Александр Коновалов, владелец сети салонов красоты и кафе (более 50 точек, более 300 сотрудников):

«Я вынужден был закрыть почти все свои объекты, причём не на карантин, а навсегда. Ибо режим ЧС не введён, и арендодатели требуют аренду под угрозой выселения. Никто не готовился к этому кошмару, поэтому свободных средств на эти выплаты и выплаты зарплат не было. Более 300 человек я вынужден был уволить.

Сотрудники тех немногих объектов, которые мы не закрыли навсегда, а только на время — где арендодатели пошли на уступки, — находятся в неоплачиваемом отпуске. Я даже продал машину, чтобы выплатить им зарплату за прошедший период, но и этого не хватило. У многих из них ипотека, съемное жилье, дети. Но и у меня у самого трое детей, ипотека, которую я тоже не заплатил, и банк напоминает мне об этом ежеминутно.

Ни малейшей надежды на благополучный исход нет. И это не паника и не скулёж. Я и 2008 год пережил, и 2014-й. Если в ближайшую неделю не примут кардинальных мер, малый и средний бизнес — не только мой, а весь, — не спасти.

По-моему мнению, государству стоит дать четкие указания: отменить арендные платежи и ввести кредитные каникулы для всего населения на время борьбы с коронавирусом. Именно арендные и кредитные платежи заставляют принимать решение о закрытии объектов навсегда, а отсутствие оборотных ресурсов заставляет увольнять сотрудников и отправлять их в неоплачиваемый отпуск».

Алексей Фурсов, совладелец сети фитнес-центров «Фитнес хаус» и президент холдинга «Евразия» (более 40 фитнес-центров только в Петербурге, несколько тысяч сотрудников):

«Ситуация сложная, зарплаты за март удалось выплатить. Многие сотрудники сами уволились и уехали на дачи или к родителям в регионы. Многие взяли отпуск за свой счёт.

Ситуацию по апрелю пока можно определить как сложную. Будем решать эту задачу в конце месяца».

Дарья Зарыковская, гендиректор и владелец магазина сувенирной продукции «Мам, купи» (2 оффлайн-магазина, не менее 20 сотрудников):

«Мы продолжаем осуществлять деятельность интернет-магазина, так как непродовольственная дистанционная торговля допускается. Сократили штат сотрудников в офисе до 5 человек.

На работу ходят только те, кто может дойти пешком или приехать на личном автомобиле. Перевели на удаленку тех, кого было возможно.

Конечно, это очень сильно влияет на производственные возможности. Пытаемся всеми силами увеличивать продажи в Интернете в условиях падающего спроса».

Тамаз Мчедлидзе, владелец сети частных клиник «Меди» (25 клиник, 1500 сотрудников):

«Мы стараемся, бегаем как угорелые по банкам и уговариваем их дать нам дополнительные кредиты. Хоть у меня 25 клиник, напичканных оборудованием, но самое ценное для меня — это все же персонал, моя команда — порядка 1500 человек. Поэтому для меня сейчас спасти их — это самое ценное. Они — мой капитал. Не потому, что я святой, добрый дядя, а именно потому что они сформировали мой успех за 30 лет деятельности.

Я не думал, за 30-летнюю историю, что мои клиники не будут работать. Деньги, естественно, неоткуда брать, но для этого есть банки. Надеюсь, что они не будут злоупотреблять ситуацией.

Чтобы в это время по своей воле кто-то уволился — это из области фантастики. Единственное, месяц-полтора отдыха можно скомпилировать для тех, у кого в эти периоды отпуска, чтобы сейчас в апреле отгуляли.

Меня не радует, что государство, по крайней мере на этом этапе, полностью умыло руки. Это чрезвычайная ситуация, что уж тут лукавить. Надо было объявлять ЧС. Тогда не надо было бы бегать просить по банкам. Народ и так в панике, на нервах, а тут, получается, еще должны воевать друг с другом. Вся нагрузка сейчас на работодателях — это нечестно».

Татьяна Ладыженская, директор сети частных детских садов «Эрудит» (20 детских садов, 150 сотрудников):

«Я в этом бизнесе 15 лет. На данный момент у нас 20 детских садов и групп ухода и присмотра. Четыре сада находятся в Ленинградской области, один — в Болгарии, а остальные в Петербурге.

Наши детские сады в Ленобласти субсидируются государством. Там я более спокойна за свой коллектив. В области частным детским садам разрешили открыть дежурные группы, точно так же, как и государственным. К нам приводят детей сотрудники полиции, таможни, врачи, которые работают сейчас каждый день. Когда есть клиент, есть хоть один ребенок — для меня это уже выход из ситуации. Надеюсь, что власти региона также помогут с выплатами персоналу.

В Петербурге, напротив, дежурные группы разрешили открыть только в государственных детских садах. Мне сказали, что мои клиенты теперь могут пойти туда, но я бы хотела сама оказать услуги моим родителям. В целом в городе у нас нет такой поддержки, как в области. Говорят, что нет финансирования на нас. Складывается впечатление, что наш сектор социального бизнеса менее приоритетен, чем остальные. И понимаешь, что нет времени бесконечно ходить по инстанциям, взваливаешь на плечи и тащишь сам.

Я попросила у коллектива поддержки и терпения, сказала, что нужно подождать. Стараюсь настроить людей на позитив. Всего в нашей структуре работает порядка 150 человек. Я веду опрос о состоянии их здоровья. Уверена, что 95% сотрудников здоровы, но они сидят по домам. Конечно, изобретаем какие-то способы, чтобы хоть часть из них занять дистанционной работой.

Я с ужасом представляю, что будет, если выходные продлят. Пока живу с надеждой, что это ограничится апрелем. Только в этом случае можно говорить, что наша сфера бизнеса хотя бы через какое-то время встанет на ноги. Общаясь постоянно со своими коллегами, я понимаю, что если выходные продолжатся, то большинству частных детских садов Петербурга будет проще объявить себя банкротами и закрыться».

Юлия Большакова, гендиректор и владелец компании-туроператора «Питертур» (60 сотрудников):

«Часть сотрудников, которая не задействована в сфере создания и продажи турпродукта — кто находится за кадром всей электронной торговли, — сейчас в неоплачиваемом отпуске. Это примерно треть сотрудников. В случае необходимости они будут выходить на работу, например, на день, это будет оплачиваться на оговоренных условиях.

Понятно, что уже за март сотрудникам зарплата не выплачивалась, потому что отрасль остановилась. Частично из собственных средств мне пришлось что-то людям раздать как матпомощь, потому что с конца февраля у нас уже не было продаж.

Самое главное для любого предпринимателя в такой ситуации — не залезть в оборотные средства. Еще нам повезло, что у нас большой собственный офис, поэтому нет дополнительных расходов. Хотя дополнительный офис для IT-подразделения пришлось закрыть за три дня.

Меня порадовали партнеры. Компания, которая предоставляет нам Интернет, организация, которая на аутсорсинге предоставляет нам услуги системных администраторов, сделали для нас два месяца бесплатными. Коммерция помогает коммерции.

Нашу отрасль включили в список наиболее пострадавших. При банкротстве наших контрагентов нас могут защитить сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах. В общем, надежда есть. Мы вчера, уже более-менее оклемавшись, сделали первые возвратные выплаты туристам и агентствам.

Наши туристы в один день стали нашими кредиторами. Бухгалтерия постоянно работает в обратном режиме. Это как езда на велосипеде, только не вперед, а назад — нужно сохранить равновесие и научиться ездить по-новому.

Своих сотрудников я успокоила. Сказала им, что закрывать или переоформлять компанию не собираюсь. Сейчас все люди охвачены паникой и недоверием, поэтому я откровенно рассказываю сотрудникам о своих планах. Надеюсь на их понимание».

Михаил Соколов, ресторатор, совладелец ресторанов Italy, Hitch, GooseGoose, Italiani, ApresSki (13 заведений, не менее 500 сотрудников):

«В этот непростой момент для нас, когда ресурс на сохранение бизнеса изрядно исчерпан, мы все равно понимаем важность сохранения наших сотрудников. Очень многие сами понимают, что это кризис не одной отдельно взятой организации, а глобальный вызов всей планете. Поэтому степень осознанного отношения к ситуации очень высокий.

Со своей стороны, мы в каждодневном режиме придумываем все новые и новые способы, чтобы сохранить компанию и обеспечить своим сотрудникам работу. К сожалению, ограничения, наложенные на наш бизнес, оставили нам только один канал продаж — доставку. Поэтому мы переформатировали часть бизнес-процессов, функционалы отдельных сотрудников и общие цели компании на доставку как единственный источник дохода.

Для тех сотрудников, которые не включены в ежедневный операционный цикл, у нас предусмотрена доставка продуктовых корзин, включающая ингредиенты и продукты из нашей сырьевой базы.

Мы выделили несколько квалифицированных людей для психологической поддержки тех сотрудников, которые более других охвачены паникой. Также мы консультируем их по возможностям отсрочки кредитов и ипотеки в банках и другим организационным вопросам, насущным в это время.

Стараемся извлекать позитивные новости из того потока информации, который сейчас витает в окружающем пространстве. Чтобы этим поддержать всех наших сотрудников и настроить их на здоровое отношение к ситуации».

Некоторые работодатели находятся в такой растерянности, что не готовы сейчас комментировать вопрос о своих сотрудниках. Генеральный директор сети кинотеатров «Мираж Синема» Виктор Рудман сообщил «Фонтанке», что ОКВЭД, связанный с деятельностью кинотеатров, даже не включен в список наиболее пострадавших от коронавируса.

«Наверное, кино, в принципе, не нужно никому, — сказал он. — Что будет дальше, из каких источников платить зарплаты сотрудникам и арендные платежи — пока непонятно... Движение всех релизов в прокате — как российских, так и зарубежных — приостановлено... Когда все выйдут из изоляции, кинотеатрам будет нечего показывать».

На фоне сегодняшней ситуации действия и заявления властей пока кажутся предпринимателям очень оторванными от реальности.

«Увольнение, даже в нынешней не очень простой ситуации, должно быть крайней мерой. Если у кого-то возникнет соблазн воспользоваться шумихой вокруг коронавируса и решить свои текущие проблемы за счет сокращения персонала, такие предприятия будут, соответственно, проверять трудовая инспекция, Федеральная налоговая служба и прокуратура», — цитировали российские СМИ 6 апреля премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Он подчеркнул, что власти также внимательно отнесутся к задержкам по зарплатам.

Наслушавшись заявлений властей, возмущенные сотрудники идут жаловаться в трудовые инспекции. В их борьбе за свои трудовые права достается не только жуликам, но и добросовестным работодателям. За неделю с 30 марта по 5 апреля только через официальный портал трудовой инспекции было получено 300 обращений из Петербурга, что в три раза больше, чем месяц назад. С начала «президентских каникул» количество обращений выросло на 10%, сообщили в городской инспекции.

И это речь лишь о тех, кто решился сдать своего работодателя с потрохами — честно указывая свои собственные данные. О каком количестве анонимных сообщений сейчас идет речь, данных нет. Но из-за большого количества вопросов 2 апреля региональная служба по труду и занятости даже выделила специальную «горячую линию» для звонков.

Жалобу регистрируют в течение суток, на четвертый день будет назначена проверка, сотруднику об этом сообщат. Но реакция вряд ли будет быстрой: контрольно-надзорные мероприятия будут проведены в течение месяца с даты обращения. Да и наказания за такие нарушения не особо строгие. Например, максимум, что грозит организациям за принуждение к работе на «каникулах», — штраф в 50 тысяч рублей.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

«Фонтанка» запустила специальный проект «Покупай у своих» для поддержки малого бизнеса, пострадавшего от последствий эпидемии, в том числе и для организаторов праздников. Мы сделали сервис, где наш местный бизнес, продолжающий легальную работу, может заявить о себе, а его клиенты — о своих соседях, которые помогают сделать будни самоизоляции чуточку веселее. Для этого надо заполнить специальную форму на сайте usvoih.fontanka.ru и ваша точка появится на карте. Её увидят миллионы читателей «Фонтанки», которые тоже смогут воспользоваться товарами и услугами ваших соседей, позволив пережить эти непростые дни. А мы будем рассказывать о том, как компании пытаются приспособиться к новым условиям, делиться удачными кейсами. Мы хотим, чтобы, когда закончится эта напасть, наш малый бизнес продолжил работать.

Когда будете добавлять свою компанию на карту, предложите, пожалуйста, нашим читателям скидку по промокоду Fontanka, ведь многим из них сейчас тоже приходится нелегко. Её размер определите сами.

© Фонтанка.Ру
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close