ОСОБОЕ МНЕНИЕ / Вышенков Евгений

16.02.2020 12:54
4

А им летать охота. От оракулов Манежа до эффектов «Севкабеля»

Делаем facebook-пост о флешмобе по Конституции, и сразу начинается кинетизм – веселое искусство будущего. Сегодня в Манеже – его апостолы, на «Севкабеле» – правнуки. Там юным запрещается запрещать.

Сотрите постный термин «кинетизм», пусть он сегодня и ньюсмейкер в пространствах Манежа и «Севкабель. Порта». Послушайте голос движения вокруг и внутри нас, даже во сне. Главное – не что мы видим, а во взгляде на очевидное. 

Мы постоянно наблюдаем акции и митинги, где кого-то крутят. Давайте, как в рекламе имени Бузовой, посмотрим на эти страсти с другой стороны. 

Недавно в Петербурге Надежда из Pussy Riot собралась снимать клип об инквизиции. Никому не было видно, как безымянный контролер прослушивания телефонных переговоров заранее уведомил инициатора в погонах. Оперативник доложил. Начальство согласовало позицию с Москвой. Оттуда рекомендовали не допустить. В павильоне «Ленфильма» появился полицейский, понюхал воздух на экстремизм. Кто-то нажал на кнопку администрации Петроградского района, и в студии погас свет. Теперь представьте, что это не люди, а механизмы. 

Один элемент толкнул, как корпусе часов, – соседний. Машина задвигалась, а мы лишь читаем её циферблат. В таком ракурсе это уже не новости «Фонтанки», а настоящий арт-кинетизм.

Но современное на то и современное, что оно всегда современное. Если искусство, конечно. Набираете в «Яндексе» «Летательные аппараты Леонардо да Винчи» и упираетесь в кинетизм.

проекты лета­тельных аппаратов Леонар­до да Винчи
проекты лета­тельных аппаратов Леонар­до да Винчи

Заходите в Манеж, смотрите на чертежи махолета Татлина. 

Это одно из концептуальных высказываний двадцатых, позже собранных в охапку, – авангард. А Татлин и Малевич – фигуры помасштабнее Маркса и Энгельса. Кратно революционнее. Их практики перестроили мир. 

Вот покупаете вы что-то в ИКЕА – знайте: фактически все там скроено по их замыслам. И не важно, знают об этом менеджеры корпорации или нет. Как неинтересно знать Эйфелевой башне, что мы думаем о ней. Химера конструкции Коммунистического Интернационала Татлина, наверху которой крутилась бы вершина, родилась при взгляде на новый Париж.

Башня Татлина
Башня Татлина

И первые кадры фильма Тарковского «Андрей Рублев» – кинетизм Древней Руси. Мастеровой собирает из шкур воздушный шар.   

скрин. х.ф Андрей Рублев
скрин. х.ф Андрей Рублев

Первый его вздох – «Летю-ю-ю!!!» я бы сделал слоганом новейшей России. Потому что это про будущее, а не о том, что «были люди в наше время, не то что нынешнее племя».  

В «Севкабель. Порту» видим продолжение. Не то чтобы юность живет как водяной в том мультике, а им все равно летать охота на фоне все загораживающего билборда «Россия – страна возможностей».     

Фонтанка ру
Фонтанка ру

Только если у колонн Исаакиевского собора в Манеже из ведущих музеев России сложили революционные мысли отцов-конструктивистов, то на оживающей Кожевенной линии в «Севкабеле» выступают их потомки. 

Чиновники, не горбитесь за партами, внимательно смотрим на доску в классе, училка выводит мелом: кинетизм – штука антитоталитарная. 

В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» царь правду говорит: «У меня вот тоже один такой был, крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил – пущай полетает». И в эпоху Высокого Возрождения могли поджечь. У нас на их пути встал лично Сталин. Кого не замучил – отправили в психбольницы в годы социализма с человеческим лицом. И только кинетиков коммунисты не просто проморгали, а возглавили. 

В 1977 году на 50-летие Великого Октября группу «Движение» пригласили оформлять Ленинград. Молодежь получила сочные заказы на концептуальные арт-объекты по Университетской набережной, вокруг броневика Ленина у Финляндского. 

«Лаборатория Будущего: Кинетическое искусство в России»
«Лаборатория Будущего: Кинетическое искусство в России»

Уловка художников заключалась в том, что еще с 50-х годов они прикинулись украшателями советской науки. Мол, это в честь достижений народного хозяйства, за мирный атом. Как плакат на артиллерийском училище: «Наша цель – коммунизм». В идеологическом секторе ЦК КПСС повелись. Это очень смешно. Ребята творили свободно. 

А в 80-х мэтр кинетизма Вячеслав Колейчук изобразил пепелац, гравицапу к уже легендарному кино «Кин-дза-дза», где элита определяется по цветовой дифференциации штанов. Кстати, его дочь Анна – один из сокураторов этой выставки.

скрин х.ф Кин-дза-дза
скрин х.ф Кин-дза-дза

Остальные нонконформисты жили в андерграунде, в стиле КГБ-кинетизма. Как сегодня группа «Война», что поднимает член на Литейном мосту.  

Правда, хулиганить теперь легко и приятно. Понятно, что внутри охраняемого периметра, где на вышках часовые статей за оскорбление чувств верующих и разжигание межклассовой розни.

Вы легко сможете в Манеже узнать, каких цветов ваше тело, каких звуков ваша походка. Там есть оракул – он анализирует поток избыточности интернета. Можно поймать нужный сигнал в какофонии информации.  

Школьникам – раздолье – щупай, хоть кусай. В «Севкабель. Порту» аналогичная история. 

Фото: Фонтанка.ру
Фото: Фонтанка.ру.
Фото: Фонтанка.ру.
Фото: Фонтанка.ру.
Фото: Фонтанка.ру.
Фото: Фонтанка.ру.

И там, и там вы сможете послушать переводчиков. Они объяснят, вплоть до мессианства русского искусства 20-х. Не вопрос. Но и без поводырей можно смотреть на окружающую реальность не в лобовую. 

Государственникам не грех подвинуться поближе к массам. С новым видением, из висевших в их кабинетах портретов Дмитрия Медведева, сложим карточный домик. Тонкий арт-предмет, между прочим. 

Несогласные научатся дразнить Росгвардию на законных основаниях. Допустим, воздвигнут памятник пластмассовой бутылочке, что пролетела над шеренгой космонавтов и вызвала такой кинетизм в суде. И тот самый клич – «Летю!».

Дизайна никто не отменял. Хоть промышленного, хоть квартирного. Видеоарт этих выставок – признак столичности. Они современнее бородатого полотна в золотой раме «Заседание Государственного совета». 

Форм движения очень не хватает набережным Невы. Дефицит. Будто скрутили в догму строчку Пушкина: «Скука, холод и гранит». Первые-то буквы: «Город пышный».   

Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»

Согласны с автором?

проекты лета­тельных аппаратов Леонар­до да Винчи
проекты лета­тельных аппаратов Леонар­до да Винчи
Башня Татлина
Башня Татлина
скрин. х.ф Андрей Рублев
скрин. х.ф Андрей Рублев
Фонтанка ру
Фонтанка ру
«Лаборатория Будущего: Кинетическое искусство в России»
«Лаборатория Будущего: Кинетическое искусство в России»
скрин х.ф Кин-дза-дза
скрин х.ф Кин-дза-дза

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (4)

AGP
Гляди-ка, Евгений родил веганскую статью, ни строчки про бандитов/"авторитетных предпринимателей". ЧуднО, как-то.

grannie
(Задумчиво, с заинтересованностью) Если это не трава, то что же?....

krasnonosov
Устроили черт знает что на территориях закрытых заводов со столетними историями! Что "Севкабель", что "Красный треугольник", что еще сотни закрытых предприятий города превратили в многоэтажные жилые кварталы или развлекаловки, а где люди будут работать?

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор