Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Жетон тянется к 60 рублям. Транспортный блок ждет новых денег ко второму чтению бюджета

Жетон тянется к 60 рублям. Транспортный блок ждет новых денег ко второму чтению бюджета

3 884
Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

Чтобы остановиться хотя бы на 5-рублевом подорожании разового проезда, перевозчики ждут 1,7 млрд рублей. Если бюджет 2020 года замешают на цифрах первого чтения, тарифы могут вырасти вдвое быстрее.

30 октября представление проекта бюджета в ЗакСе прошло не то чтобы с боем: губернатор отчитался об основных приоритетах на 2020-й, выслушал предсказуемые претензии насчет исполнения адресной программы, ответил такими же предсказуемыми обещаниями навести порядок. Депутаты строго наказали Смольному в очередной раз переосмыслить подход к реформе общественного транспорта, а Александр Беглов в ответ признал очевидное: одномоментного перехода на новую систему ждать не стоит. Будет период, когда регулируемые тарифы продолжат сосуществовать с нерегулируемыми. А вот конкретную стоимость проезда пообещали назвать ко второму чтению. По данным «Фонтанки», она может подскочить на 10 рублей вместо 5, с которыми вроде большинство уже успели смириться. Либо остается меньше возить.

«Повышение качества транспортного обслуживания требует от нас и переосмысления тарифной политики, – сообщил Беглов депутатам. – В 2005 году расходы метрополитена Санкт-Петербурга покрывались собственными доходами на 95%, практически в полном объеме. Сегодня – на 56%. В городском электротранспорте коэффициент покрытия составляет 40%, в автобусах – 45%». Все остальное, не собранное с пассажиров, компенсирует бюджет; транспортная работа растет, вместе с ней растут расходы перевозчиков.

Пока есть мотивация — к примеру, предстоящие выборы, — Смольный в последние годы гнется, но не ломается, замораживает тарифы для граждан и наращивает субсидии. Но, судя по словам Беглова, в транспортных кубышках уже скребут по донышку. «Бюджетная компенсация за проезд растет почти в два раза быстрее, чем расходы города в целом, – подчеркнул губернатор. – Коллеги, это путь в никуда. Повышение тарифов на транспорт неминуемо. С точными цифрами определимся ко второму чтению».

Сенсации в этом особой нет: «определимся ко второму чтению» можно сказать о любой расходной статье, в первый-то раз проект бюджета просто берут за основу. Однако до недавнего времени казалось, что все карты на столе. «Фонтанка» рассказывала о трех вариантах, который рассматривает тарифный блок: ничего не дорожает, будто нам губернатора выбирать; разовый проезд дорожает на 2 рубля, а по проездным — на 3,9%, как велит индекс потребительских цен; талон и жетон дорожают на 5 рублей — плюс все та же инфляция на билеты длительного пользования. Логика протекционистская: город готов субсидировать петербуржцев, которым для этого надо оформить свои отношения с перевозчиками в пластике, а вот туристы с их импульсивными одноразовыми поездками пусть сами за себя и платят.

В общей массе поездок у «Петербургского метрополитена», «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса» на разовые приходится порядка 16%. Комитет финансов уже признал, что в проект бюджета заложен именно «5-рублевый» вариант с талоном за 45 рублей и жетоном за 55 рублей. В документе значится субсидия для метро в 20,5 млрд, 13 млрд — автобусным перевозчикам (из них 9,3 млрд предназначаются ПАТ), 10,1 млрд — ГЭТ. Соответственно, на городские предприятия приходится 39,9 млрд.

У транспортных властей подход, традиционно другой. Заявки на субсидии подают с запасом. Комитет по тарифам и комфин их пожелания режут, отбрасывают, как им кажется, лишнее и находят золотую середину. 5-рублевый вариант казался верхом компромисса, но, по данным «Фонтанки», расчеты комтранса так и не влезли в проект бюджета, который в среду был принят в первом чтении. Депутат Борис Вишневский рассказал «Фонтанке», что встречался с руководством комтранса и его подведов перед заседанием парламента и услышал от них, что ко второму чтению ГУПам-перевозчикам нужно «докинуть» 1,7 млрд.

Эти цифры «Фонтанке» подтвердил источник в руководстве транспортного блока Смольного. Метрополитену все еще нужно 425 млн рублей, ПАТ — 560 млн, ГЭТ — 767 млн рублей. Если все оставить как есть, говорит собеседник, то для сохранения нынешнего объема перевозок талон должен подорожать до 50 рублей, а жетон — до 60 рублей. В пресс-службе комтранса оперативно прокомментировать эти выкладки не смогли.

Вице-губернатор Эдуард Батанов ранее уже заявлял, что Смольный хочет экономически увести пассажиров к безналичной форме оплаты — в том числе и в интересах пресловутой транспортной реформы. «Пользуйтесь безналичными средствами, – призвал чиновник. – Для нас это сбор данных, которые позволяют оптимизировать маршрутную сеть. Мы будем иметь лучшее понимание с точки зрения пассажиропотока».

Если тарифы действительно начнут расти по худшему сценарию, то разрыв между стоимостью проезда по «Подорожнику» и по талону/жетону действительно вырастет радикально. Сейчас по единому электронному билету первые 10 поездок в метро обходятся в 36 рублей каждая; при инфляционном росте цена увеличится до 37,4 рубля при жетоне в 60. Наземный транспорт уйдет на вилку 33 – 50. Тогда и правда можно ожидать массового перехода на билеты длительного пользования. Однако в этом случае неясно, как повышение разовых тарифов на практике поможет перевозчикам.

Борис Вишневский сообщил «Фонтанке», что намерен ко второму чтению внести поправки, чтобы вернуть заявку ГУПов к изначальной сумме в 42,7 млрд. По его словам, это позволит вообще ограничиться только инфляционным ростом тарифа в пределах 2 рублей. Между тем тарифный блок, по данным «Фонтанки», выступает за более тщательную проверку заявленных расходов перевозчиков.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
59
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях