Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Три года без права расторжения. Петербург может перейти на новую схему ремонта дорог

Три года без права расторжения. Петербург может перейти на новую схему ремонта дорог

1 649
Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/архив

Смольный намерен осенью определиться с вариантом 3-летних контрактов на ремонт дорог в Петербурге. Эксперты говорят, что пока не поменяются ГОСТы и расценки, играть со временем бессмысленно.

Вопрос о переходе на трехлетние контракты вместо годовых врио губернатора Александр Беглов поднял на совещании с членами правительства 20 августа. «Раньше мы этого побаивались, когда на рынок выходили организации с неясной биографией, – признался глава КРТИ Сергей Харлашкин. – То есть 3-летний договор мог привести к тому, что они получали аванс, заваливали контракт, и потом три года терпеть… » Сейчас в городе, по словам чиновника, сформировался костяк надежных компаний, осталось досчитать все риски.

После совещания Харлашкин поподробнее рассказал о своих страхах. «В простонародье эти фирмы называют рейдерами, которые участвуют в конкурсных процедурах, потом такая фирма отказывается либо жалобы пишет, а у самих за душой только ручка и два человека, – сообщил он. – Вот таких мы боимся, они подкованы юридически и действительно могли выиграть конкурс. Сейчас сложилась благоприятная обстановка, рынок стабилизировался. Прорабатываем вопрос, решение, думаю, примем концу сентября».

Плюсы понятные, говорят в комитете: чем меньше надо проводить конкурсных процедур, тем дольше ремонтный период. Фактически начиная со второго года он становится равным агротехническому, то есть подрядчик может выходить на объект с апреля и работать до середины октября. Беглов, в свою очередь, отметил, что переход на новую схему надо увязывать и с увеличением гарантийного срока — с 4 лет до 8, а потом и до 10 – 12. «Мы понимаем, что за один год мы этого не сделаем, но такое повышение должно быть стимулом и для подрядных организаций, и для нас, – подчеркнул он. – С теми организациями, которые будут греть руки на дешевых материалах и технологиях, не будем работать».

В 2019 году Смольный распределил порядка 5 млрд рублей на обновление асфальта в Петербурге. В юго-западных административных районах работать будет ПО «Возрождение», в северо-восточных – СК «Орион плюс». Контракт на северо-западе достался АО «ВАД», а в Московском, Невском, Фрунзенском и Центральном районах – «АБЗ-Дорстрой». Вскоре стало известно, что чиновникам удалось найти дополнительные 2,4 млрд для свежих адресов за счет того, что некоторые строительные объекты встали. Были объявлены новые конкурсы, к 122 адресам программы протяженностью 120 км добавились еще 13 на 37,4 км. Капитальный ремонт запланирован на 21 объекте (940 млн рублей) протяженностью в 24 км. Все работы предполагается закончить к ноябрю.

«Фонтанка» ранее писала о том, как в серой зоне оказываются десятки объектов, гарантийные сроки по которым не истекли: подрядчик уже благополучно уходит в банкротство либо просто отказывается признавать, что асфальт истирается по его вине, — спор перемещается в суд. Причем судиться городу приходится не только с относительно безымянными компаниями, но и с лидерами — вспомнить хоть ВАД на Невском проспекте.

Теоретически повлиять на гарантийные сроки должно применение новых технологий, о которых также рассказал Харлашкин, — это метод холодной регенерации для оснований и объемное проектирование асфальтобетонных смесей — так называемый Superpave. Для него в качестве пилота было выбрано загруженное Выборгское шоссе, в следующие два года будут смотреть на результат, в теории долговечность должна вырасти вдвое. Однако руководитель ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов считает, что дело в устаревших ГОСТах, а не в халтуре со стороны дорожников. «Подрядчик заказывает судебную экспертизу, которая дает результат: интенсивность автомобильного движения оказалась в 2 раза выше нормативной, и то, что должно было «съесться» за 4 года, съелось за 2, – говорит эксперт. – Это понимают обе стороны, исходные данные давно не корректировались, так что происходит такой взаимный обман. И если ты готов платить только 70 рублей за работу, которая стоит 100, то что ж пенять на подрядчика, что он банкротится. А гарантию прописывать можно хоть в 10 лет, хоть в 20, компания отобьется в суде».

Говоря о «пуле надежных компаний», с которыми не страшно подписываться на 3 года, Харлашкин не стал ничего выдумывать, перечислил все тех же: ВАД (сменивший прописку на вологодскую), «АБЗ-Дорстрой», «Орион плюс», «Возрождение». Это действительно лидеры дорожного рынка города, вот только еще недавно через запятую в перечне шел «Пилон»: такой же подрядчик «с историей», которому до катастрофы хватило нескольких месяцев после закрытия околофутбольных контрактов. Ранее стремительно закатились звезды строителей «Мостостроя № 6» и «Мостоотряда-19», «Буер» прямо признается, что фактически выживает; о том, как сами дорожники оценивают ситуацию на рынке, можно подробно прочитать в материале «Фонтанки».

Дозвониться до собственника «АБЗ-Дорстрой» Леонида Гиндина оперативно не удалось. Владелец «Возрождения» Игорь Букато отказался комментировать идею чиновников до того, как она оформится в конкретные предложения с конкретными условиями. «В целом мы поддерживаем инициативу правительства в части увеличения сроков, – ответили в «Орион плюс». – Думаем, это положительно скажется и на планировании работ, и на снижении издержек дорожников».

Кирилл Иванов напоминает, что Лондон отдают на 5 лет и одному подрядчику, который нанимает остальных. При этом компания отвечает за качество работ, зато получает понятный долгосрочный портфель Однако и Петербургу, если все пойдет по плану, надо понимать свои планы на 3 года; бюджет и сейчас формируется на этот период, однако фокусы www.fontanka.ru/2019/01/17/046 с адресной инвестиционной программой 2018-го показывают, чего могут стоить расчеты чиновников на практике. Если город действительно готов к такому скрупулезному планированию, есть другие способы экономить на ремонте — например, «давальческая» схема на материалы, при которой город сам закупает асфальт, а платит только за работу. «Я давно уже всерьез не воспринимаю программу по ремонту, – говорит Иванов, – однако ничего не мешает посчитать, сколько асфальта будет использовано в сезоне. Так купите его на бирже в феврале по февральской цене, с отгрузкой май – октябрь. Там же такой дисконт, передерутся все за то, чтобы вам продать».

В конечном итоге все упирается в понятное и достаточное финансирование. По словам Харлашкина, в 2019 году ремонт впервые за долгое время обгонит ежегодный 4-процентный износ дорог в Петербурге — но только за счет перекинутых со стройки 2,4 млрд рублей. В дальнейшем нужно порядка 12 млрд в год, чтобы добраться до изложенных в указе Владимира Путина показателей качества. На слайдах комитета были представлены три реальности: одна президентская, где с 63,1% доля нормативных дорог к 2024 году увеличивается до 85%; вторая рождена городской программой, там требуемые 85% достигнуты уже к 2020-му; третья «в соответствии с фактическим финансированием» – приличных дорог становится только меньше, в 2024-м — 61,4%.

Николай Кудин,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях