О трамвайном депо, которое строится в Красногвардейском районе для «Чижика», было известно совсем немного. Врио губернатора Петербурга Александр Беглов наведался 18 июня с инспекцией и снял гриф «секретно».
Днем 18 июня Александр Беглов приехал в промзону, раскинувшуюся вдоль Индустриального проспекта. Сюда его привела не любовь к промышленным панорамам, а достраивающееся трамвайное депо для «Чижика». Фонтанка» проследовала за врио губернатора и рассказывает об увиденном.
Врио губернатора Александр Беглов с момента своего назначения последовательно возвращается к проекту «Чижик»: в первый раз он 12 декабря 2018 года в окружении свиты чиновников прокатился по проспекту Наставников. 18 июня провел очередной сеанс контроля за ходом проекта.
1 сентября 2019 года, за неделю с небольшим до губернаторских выборов, – день икс для многих крупных проектов в Петербурге. Именно в этот день «Транспортная концессионная компания» (ТКК) должна запустить регулярное движение 21 трамвая по 4 маршрутам в Красногвардейском районе. Приютом для подвижного состава будет депо на улице Потапова. Когда-то здесь строился трамвайный парк № 11, но проект заглох еще в прошлом веке. Сейчас же на этом месте почти достроенная современная инфраструктура для обслуживания подвижного состава.
Чиновники и представители ТКК в составе чуть больше 10 человек ждали 18 июня врио губернатора практически час. Градоначальник начал свой визит бодро – сразу же зашел в корпус, где будут обслуживаться вагоны и начал принимать доклады. Слово перед Бегловым держал директор ТКК Сергей Окутин. Он рассказал, что депо будет оснащено современным оборудованием для обслуживания трамваев, системой диспетчеризации и управления движением. Из конкретики, которая донеслась до журналистов: в цехе могут «мыться» 2 вагона одновременно, причем процесс в большинстве составляющих автоматизирован.
Если Беглов и восхитился, то сделал это не очень заметно. Посетив два помещения в производственном цехе, он по обыкновению пообщался со строителями будущего домика «Чижика». Их собрали в помещении, которое, вероятно, будет приемной в депо. Корреспондент «Фонтанки» пообщался с парочкой рабочих: рассказывают, что никаких сложных инструкций для общения с врио они получали. Один из строителей тихонько промолвил: была поставлена задача скорее слушать, чем задавать вопросы.
Градоначальник, стоя перед ними и журналистами, осведомился о количестве сотрудников на объекте. Директор Окутин доложил: 70% от максимально возможной численности. И воспользовался случаем – обратившись к камерам, пригласил всех желающих на работу.
Беглов начал общение с рабочими с того, что припомнил времена, когда Петербург был городом с самой развитой трамвайной сетью. Вспомнил и военную историю, когда, несмотря на фашистскую бомбежку, трамваи ходили. Потом отметил: «В 1990-е годы трамвайный парк начал уменьшаться, а пути – асфальтироваться, начали терять трамваи. Но сейчас это все развивается. В перспективе связывать еще и пригороды. Это у нас и Колпино, и Шушары, и Славянка, и Пушкин».
После этого будущее офисное помещение покинули все, кроме чиновников и представителей компании. Когда Беглов вышел к журналистам, начал с того, что расхвалил концессионный трамвай. «Чижик» – это удобный и комфортный трамвай, в нем есть вся необходимая инфраструктура, Интернет, кондиционер, голосовое сообщение внутри, места для маломобильных групп населения. В общем, хороший трамвай XXI века. Но самое важное – это скоростной трамвай, через 3 – 5 минут осуществляется подход следующего трамвая, на нем очень удобно добираться быстро без всяких проблем», – подчеркнул Беглов. Потом рассказал, что Смольный планирует закупить 500 трамваев к 2025 году. С ходу назвать стоимость такой огромной для города закупки затруднился.
На вопрос о том, что подвижной состав для «Чижика» имеет швейцарское происхождение, а градоначальник вроде как в своих речах стабильно демонстрировал потребительский патриотизм, Беглов заверил: отечественного производителя, особенно того, кто работает в Петербурге, городская власть будет поддерживать изо всех сил. Причины: деньги, которые городская компания отчисляет в местный бюджет. Однако при выборе поставщика трамваев власти будут руководствоваться 44-м Федеральным законом, а не страной происхождения техники.
После врио губернатора к журналистам вышел Сергей Огутин и управляющий директор ЗАО «Лидер», входящий в совет директоров «Транспортной концессионной компании» Сергей Кербер. Они рассказали, что стоимость депо составляет порядка 2,5 млрд рублей. Также было сказано, что в теории радиус развозки пассажиров «Чижиком» может распространиться и на Всеволожск. Этот вопрос нужно обсуждать с властями Ленобласти.
В своем нынешнем варианте количество подвижного состава — 23 единицы. Активно работать будет 21 вагон, 2 в резерве. Депо готово будет принимать и трамваи петербургского «Горэлектротранса», но для этого необходимо его немножко модернизировать и расширить.
Михаил Грачев, «Фонтанка.ру»
Концессионное соглашение с ТКК было подписано в мае 2016 года. Компания принадлежала на тот момент УК «Лидер», «Группе ЛСР» и подрядной организации МК-20СХ. Последняя передала впоследствии свои 10% в пользу ЛСР. Инвестор должен реконструировать пути на правом берегу Невы и построить депо. Общий объем капитальных вложений – 6,5 млрд рублей, генподрядчик — ООО «ЛСР-Строй». Затем сеть передадут ТКК в концессию на 30 лет. Суммарные расходы на эксплуатацию и закупку трамваев компании Stadler оцениваются в 33 млрд рублей. ТКК исходит из того, что в течение трех десятилетий будет перевозить по 33,2 млн человек ежегодно. Если загрузка окажется меньше, город обязан выплатить компенсацию – выручка и субсидия складываются в сумму так называемого минимального гарантированного дохода.
Согласно концессионному соглашению, высокотехнологичные трамваи «Чижик» будут обслуживать 4 маршрута:
№ 8 – станция метро «Ладожская» – Хасанская улица,
№ 64 - станция метро «Ладожская» – железнодорожная станция Ржевка,
№ 63 - станция метро «Ладожская» – улица Передовиков,
№ 59 - станция метро «Ладожская» – трамвайное депо на улице Потапова.
Сейчас на двух действующих маршрутах, № 8 и № 64, успешно эксплуатируются 12 трамваев «Чижик». Все вагоны изготовлены швейцарской компанией «Штадлер» в Минске специально для данного проекта. Они имеют длину 33,45 метра и способны вмещать до 376 пассажиров. Все «Чижики» оборудованы системами климат-контроля, информационными табло и аудиоинформаторами, розетками для подзарядки мобильных телефонов, а также Wi-Fi.