Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город ЕГАИС как темный лес. Купить пару досок на ремонт офиса и не оказаться в суде (фото)

ЕГАИС как темный лес. Купить пару досок на ремонт офиса и не оказаться в суде (фото)

37 274
Владимир Смирнов/ТАСС
Источник:

Владелец петербургских компьютерных магазинов «Кей», «Компьютерный мир» и DNS Дмитрий Алексеев, ремонтируя одно из помещений, нарушил закон. Компания неправильно купила на стройбазе четыре трехметровых бруска 5х5 см, и ей грозит штраф до 200 тыс. Непросвещенные удивляются маразму. Те, кто в курсе, снисходительно улыбаются.

Все дело в действующих с 2017 года правилах учета древесины и сделок с ней. Все покупки необходимо регистрировать в специальном Лесном ЕГАИС — аналоге уже хорошо знакомой алкогольной системы учета. Приобретение даже пары досок или брусьев без занесения данных в систему нарушает первый пункт ст. 8.28.1 КоАП РФ («Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней»). Вилка наказания — от 5-7 тысяч для должностных лиц и ИП, до 100-200 для юрлиц.

Подавляющее большинство тех, кто профессионально работает с древесиной, об этом хорошо знает и умеет справляться с государственной электронной системой. Тех же, кто никогда этой темой не интересовался и лишь по случаю купил где-то на свою фирму доски для ремонта в офисе или магазине, ждет сюрприз.

Отслеживать незаконно проведенные сделки с лесом должны окружные департаменты лесного хозяйства. DNS зарегистрирована во Владивостоке, а значит среагировал департамент по Дальневосточному федеральному округу.

«В марте где-то в Екатеринбурге делали мы (ООО «ДНС Ритейл») ремонт и закупили для этого в компании «Строительный Двор» материалы, примерно на полмиллиона. И угораздило же попасть в смету среди всего прочего еще и позиции «Брусок сухой строганный 50х50х3000 мм» 4 штуки, за 691 рубль, – рассказывает глава компании DNS Дмитрий Алексеев. – И вот в апреле нам пришло извещение из Хабаровска, что мы совершили страшное нарушение, и нам грозит штраф от 100 до 200 тысяч рублей. Мы должны были каким-то чудом догадаться, что стали участником «оборота древесины», зарегистрироваться в системе, получить ЭЦП и зарегистрировать эти сделки!».

Сколько именно компания должна будет заплатить, решит владивостокский суд, дата которого пока не назначена. Дмитрий Алексеев полон решимости добиться справедливости не по букве, а по духу закона.

«Я хочу пойти в суд и убедить судью, что это маразм и его можно и нужно пресекать», – говорит предприниматель. Никаких менеджерских решений о том, как предотвратить подобные ошибки в других магазинах, пока не принималось, хотя их сотни, и в алфавитном указателе городов присутствия DNS пропущены только буквы Ц, Ъ,Ы и Ь. Именно это и является главной проблемой комплексного решения вопроса. «У нас организационные вопросы будут стоить дороже, чем штрафы», – объясняет «Фонтанке» Дмитрий Алексеев. Но на всякий случай уже подстелили соломку: «Мы свели уже сейчас вопрос к штрафу на должностное лицо, и это на порядок меньше».

Преступление и наказание

В петербургском департаменте лесного хозяйства по СЗФО «Фонтанке» подтвердили: практика наказания юрлиц за невнесение в положенные по закону 5 дней в ЕГАИС сведений о сделках с древесиной действительно существует (но статистики не предоставили). Судя по данным нашего городского суда, за 2018 год против петербургских фирм было открыто 17 дел по «лесным» статьям. Из них 15 передано по подсудности в другие инстанции — скорее всего, речь идет о каких-то реальных вырубках леса в соседних регионах. А вот двум вынесены наказания именно здесь. А поскольку «самовольное выкапывание деревьев в лесу» для нашего города – нехарактерное нарушение, скорее всего, речь идет именно о «нарушении требований законодательства об учете древесины и сделок с ней». Общая сумма двух штрафов — 300 тысяч рублей.

Но это лишь верхушка айсберга. На самом деле таких дел в нашем городе десятки. Просто первоначально истории по ст.8.28.1 направляются в мировые суды, а в городском они лишь обжалуются. У профессиональных торговцев лесом таких тяжб десятки.

«У нас – двадцать пять», – уточняет Алексей Кривушев, руководитель ООО «Сегал-групп», которое закупает лес в Сибири. Все они касаются формальных нарушений, которые находят чиновники в работе компании с ЕГАИС. У его фирмы большой опыт общения с лесным департаментом и есть что сказать. Накипело.

«Очень много процессуальных норм, которые наши чиновники не выполняют, когда привлекают кого-то за невнесение сведений в лесной ЕГАС. И в законе много пробелов, и те нормы, что есть, департамент нарушает, – рассказывает предприниматель. – А когда речь заходит о далеких от лесной темы простых бизнесменах, которые хотят купить несколько досок, они просто не понимают, что происходит».

Немало дел и у лидера городского рынка розничной торговли стройматериалами СТД «Петрович». Эта компания старается вести дела аккуратно, но периодически «прилетает, откуда не ждали». Например, в прошлом году компанию наказали на 100 тысяч рублей за заключение рамочного договора с одним из покупателей. Договорились, что поставят в течение определенного срока 100 м3 пиломатериалов – по мере необходимости. А вносить в ЕГАИС решили только реальные поставки. Обжаловать в городском суде, что это неправильно, не вышло. Хотя по закону вносить данные в систему надо в течение пяти суток с момента поставки, а если бы вписали все 100 кубов сразу, как подписали договор, а доски отвозили бы через пару месяцев, это ведь тоже было бы нарушением.

«Я целиком поддерживаю идею этого закона, который позволяет цивилизованно бороться с незаконными вырубками леса. И мы работаем над тем, чтобы модифицировать этот закон, чтобы он в своем нынешнем виде не мешал оказывать нашим клиентам услуги с высоким уровнем сервиса», – так исключительно политкорректно высказался о своем отношении к лесному ЕГАИС Евгений Мовчан, глава СТД «Петрович». Кроме него, и другие крупные торговцы стройматериалами, не желающие открыто критиковать лесной департамент, признают: «сырость в законе есть, и ее необходимо ликвидировать».

Представители другой крупной петербургской сети строительных магазинов, кажется, решили плыть по течению, уже устав говорить о появлении с каждым годом все новых и новых сложностей для ведения бизнеса. «Да, лесной ЕГАИС у нас работает, – говорит не растерявший, несмотря на все трудности, чувства юмора топ-менеджер торговой сети. – Скоро будет по сотруднику на каждую подгруппу товаров. И каждый будет писать по 40 отчетов в 15 ведомств».

Строгость и необязательность

В том, что последние два года работы лесного ЕГАИС DNS и многие другие компании преспокойно покупали для ремонта доски и брус, без всякого зазрения совести нарушая закон, ничего удивительного. Хорошая новость – из-под действия закона выведены физлица. Покупая для личных нужд доски, вы не должны задумываться о том, как это событие будет отражено в отчетности продавца. Что же касается юридических лиц и ИП, тут сложности и правда есть, хотя обходить их умеют многие.

Корреспондент «Фонтанки», представившись покупателем, обзвонил пять продавцов — крупных и мелких — и попросил оформить сделку по безналу без ЕГАИС. И везде нашел понимание.

«Зарегистрироваться в системе — это максимум сутки, но это не обязательно», — успокаивал один из торговцев. «Фонтанка» проверила — и это правда. На сайте лесного ЕГАИС процедура регистрации заняла у корреспондента около пяти минут. Учетная запись после этого будет неактивна до тех пор, пока вы не напишете в свободной форме письмо в техподдержку с указанием реквизитов вашего юрлица и подписью руководителя. После того, как редакция это сделала, наш аккаунт был активирован на следующее утро. Нам стал доступен интерфейс внесения данных о купле-продаже древесины, хотя, чтобы им реально пользоваться, потребуется скачать и установить ПО для электронной подписи. Ну и, конечно, вашему юрлицу потребуется эта самая электронная подпись.

Источник:

Вместе с тем, по словам продавцов, способов провести покупку без внесения в систему – множество.

Во-первых, сам закон содержит лазейки: в ЕГАИС заносят только сами пиломатериалы, а изделия из них — уже нет. Так что можно просто срезать у доски или бруса один из углов или профилировать их (провести борозду по всей длине), и проблема решается совершенно законно. Можно, к примеру, пропитать их антисептиком или морилкой — и это тоже уже становится изделием. Главное — как назвать этот товар в накладной, объясняет специалист. Если «брус» или «доска» – могут возникнуть проблемы. Если «профильная направляющая», шансов, что надзорные органы это отследят, почти нет.

Один из собеседников «Фонтанки» предложил передать трубку нашему бухгалтеру, чтобы «не отходя от кассы» объяснить, как оформить сделку без лишних формальностей. Третий предложил не морочить голову и просто провести все по бумагам как «транспортные услуги».

Теоретически существует и еще одна опасность — это пункт 5 все той же статьи 8.28.1 КоАП: транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа. На практике это означает, что если вы на своей личной машине или на машине своей фирмы повезете из магазина те самые доски — хотя бы одну, для настенной полки, — в соответствии с буквой закона это может окончиться «конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения».

Разумеется, когда закон писался, намерения его авторов были вполне благими. И речь в нем идет в первую очередь об огромных лесовозах, вывозящих русский лес в Китай миллионами тонн. Но поскольку разбираться в деталях законодатели не захотели, получается, с грязной водой выплескивается и ребенок. С формальной точки зрения любая машина и любая доска могут попасть под действие закона.

Контролировать исполнение этой правовой коллизии должны органы внутренних дел. И дела по 5 пятому пункту «лесной статьи» в городе есть. К примеру, у ООО «АПИС» в 2018 году арестовали грузовик, который вез еловые стройматериалы с «не теми» документами и попался в ходе «контрольного мероприятия по проверке сопроводительных документов у автомашин, перевозящих круглые лесоматериалы». Потом, правда, судья разобрался и машину вернул, но ничего приятного в этой истории для предпринимателей, конечно, не было.

Если проверка очевидных вещей — лесовозов с круглыми бревнами — периодически ведется силами ГИБДД, то проверка «газелей» и тем более легковых на предмет перевозки «незаконных досок» – из области городских легенд. Хотя де-юре такие полномочия у правоохранителей есть, опрошенные «Фонтанкой» представители ГУ МВД, мягко говоря, без энтузиазма высказались о такой задаче. Кто-то вообще узнал об этом от редакции, а кто-то лишь «что-то слышал». Но общий смысл их высказываний — делать, мол, нам больше нечего. Но все же петербургским предпринимателям стоит держать в голове эту, хоть и гипотетическую, но все же законом оговоренную коллизию. «Если захотят докопаться, то это неплохой повод», – опасаются предприниматели, далекие от мира лесоторговли.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях