Защищать Байкал или служить в армии - желание столь же естественное, как шутейный король гламура. После первого в своей жизни суда Сергей Зверев не был настроен юродствовать.
Уроженец Приангарья Сергей Зверев приехал в Тверской районный суд Москвы в той же самой короне, в которой начал битву за Байкал. Оберег не помог, 13 мая суд назначил ему 15 тысяч рублей штрафа за пикет у стен Кремля. С решением не согласен, будет оспаривать. Считает, что уже победил — после его публичного заступничества в Иркутской области запуск завода по розливу воды притормозили. Интервью получилось кратким. Вопросы журналиста расстроили суперзвезду, а выработанный профдеформацией скептицизм ранил творческую натуру. Вот и получилось, что звезда в шоке, а «Фонтанке» неловко.
– Сергей Анатольевич, вас можно поздравить с новой высотой? Вас впервые привлекли к административной ответственности или ранее уже штрафовали?
– Да. У нас это всё впервые. И мы считаем, что это всё так несправедливо.
– Будете оспаривать штраф?
– Да, будем оспаривать. Наказывать надо настоящих преступников. А не людей, которые защищают свою родину! Настоящие преступники должны нести ответственность?
– Кто эти люди?
– Это чиновники, которые подписали документы, разрешающие строить завод по розливу воды в Китай. Это было сделано с большими нарушениями закона. На этом месте (предприятие планировали запустить в посёлке Култук Иркутской области. – Прим. ред.) вообще ничего нельзя строить! Кто это решил?
– Если нельзя, а разрешили, то это либо некомпетентность, либо коррупция. В чём причина на ваш взгляд?
– Да там вообще сейчас творят что-то невероятное. Прямо сейчас там горит лес. Остатки леса. В принципе, весь лес уже вырублен и продан. А остатки сжигали. Можете себе представить Сибирь, которая осталась без леса? Нашим детям и внукам там леса уже не осталось!
– Я туда летал на самолёте. Видел это зелёное море внизу. Сейчас его уже нет на Байкале?
– Смотрите внимательно мои паблики в соцсетях. Там всё есть. Если просто посмотреть на тех, кто строил этот завод на Байкале для розлива воды в Китай, то вы увидите, что это те же самые люди, которые только что были судимы за вывоз леса. Леса они вывезли на 2 миллиарда рублей. Это только по официальным данным. По неофициальным, это могут быть триллионы! И за это виновные не выплатили даже 30 000 рублей штрафа! Понимаете?!
– Всё куплено?
– Понимаете вы, о чём идёт речь?! Речь идёт о том, что чиновники хотят наказать не их, а меня. Всеми правдами и неправдами. А наказать не за что. Обвинения мне были сфабрикованы. Всё было сделано показательно, глупо, нелепо и несерьёзно! Не было ни одного справедливого момента. Почему до сих пор не несут ответственности те люди, которые действительно виноваты? Их не судят! И никто не собирается их судить! А нашли меня. Защитника своей родины. И меня делают виновным!
– Что вас, человека, который в стереотипе обывателя крайне далёк от активизма и уличных акций протеста, вообще заставило выйти на Красную площадь с плакатом в руках? Байкал не первый год защищают от самых разных неприятностей.
– Не понял вопрос.
– Страна вас знает как телегероя, человека из условного «Муз-ТВ». И тут вы на Красной площади с плакатом в руках. Разрыв шаблонов. Понимаете?
– Вы считаете, что в передачах «Муз-ТВ» вы меня знали? Там же роль!
– А здесь вы настоящий?
– Вы, наверное, не думаете, что там, где роль, там же и артист, и человек. И вы, видимо, далеки от людей. Люди всё прекрасно понимают! Прекрасно! Как я могу остаться в стороне, если я родился именно в этом месте, именно в этом посёлке. Существует такое понятие: любить и защищать свою родину. Знакомо такое понятие вам?
– Безусловно.
– Тогда какие вопросы?
– Разнообразные. Например, такой: остались ли у вас сейчас друзья и близкие там, на Байкале? Как они восприняли ваш поступок?
– Да, у меня там живут родственники. Все в ужасе от того, что там происходит. И меня выступить публично в защиту Байкала люди местные и попросили. Люди постоянно мне пишут. Высказывают свою боль. Просят обратиться к президенту. Сделать хоть что-то. Их два года никто не слышит! А они постоянно там борются. Но их никто не слышит. Там настоящая информационная блокада!
– И удалось достучаться до руководства страны? Какая реакция?
– Реакция руководства страны положительная. После того, как я вышел с пикетом на Красную площадь, в ближайшие дни буквально было остановлено строительство завода.
– Непонятно тогда, зачем вас теперь преследуют.
– Я уже объяснил в начале интервью.
– Вас поддерживают местные жители на Байкале. Но что вам сказали коллеги по шоу-бизнесу в Москве?
– Все живые люди меня прекрасно понимают. И там, и в Москве. И все следят за моим instagram.
– А тем, кто считает, что это всего лишь ваш самопиар, что возможное бутилирование байкальской воды на фоне реального хранения ядерного топлива недалеко от уникального озера в Ангарске – это вообще не проблема, вы что могли бы ответить?
– А служить в армии это тоже самореклама?! Быть спортивным чемпионом – это тоже самореклама?! Защищать свою родину, по-вашему, – это самореклама? Мне не интересно такое интервью! Если вы неспособны различать саморекламу и реальную борьбу с реальной коррупцией, с борьбой за будущее ваших же детей, чтобы у них потом был стакан чистой воды попить, тогда всё.
Сергей Зверев сбросил вызов и на звонки больше не отвечал.
Беседовал Николай Нелюбин,
специально для «Фонтанки.ру»
Строить завод по розливу бутилированной воды на берегу Байкала начали в январе 2019 года. На полную мощность предприятие должно было заработать в 2021 году. В планах компании было производить более 500 тысяч литров бутилированной воды в день. Большую часть продукции собирались отправлять на экспорт в Монголию, Китай и Южную Корею.
Первой проекту воспротивилась местная природоохранная прокуратура, после чего к ситуации проявили интерес региональные власти и Госдума. Петицию против строительства завода подписали больше миллиона человек. К кампании присоединились медийные лица, среди которых рэпер «Птаха» ( Давид Нуриев), ресторанный ревизор Елена Летучая, актеры Виктория и Антон Макарские, певица Сати Казанова, стилист Сергей Зверев.
27 марта Кировский районный суд Иркутска признал незаконным возведение завода. Позднее арбитражный суд запретил строительство.