Александр Николаев ушёл так, как жил - с фотоаппаратом в руках, в гуще событий. Он снимал для газет и журналов с 1980 года, а в 1997-м основал собственное агентство. Его снимки хоть раз видел, наверное, каждый петербуржец.
Перед игрой «Зенита» против московского ЦСКА возле стадиона скончался 65-летний журналист и глава «Интерпресс» Александр Николаев. Он снимал радующихся чемпионству фанатов, стало плохо, потерял сознание, скорая помочь уже не смогла. Коллеги вспоминают Николаева как гениального фотографа, через строгую школу которого прошли многие. Его фотоинформационное агентство «Интерпресс» — последнее оставшееся в городе — пережило всех конкурентов и, как говорят, даже эпоху, в которой задумывалось.
Галина Леонтьева, заместитель директора Агентства журналистских расследований:
– Саша пришел к нам в газету «Смена» из многотиражной газеты «Моряк Балтики». И с самого начала стал снимать по-другому и другое. Как журналисты меняются и получается другой взгляд, так и он стал подмечать какие-то детали, которые другие корреспонденты и не видели. Не секрет, что есть фотокорреспонденты, которые только снимают. Он же очень четко понимал, какое фото к какому тексту нужно, что единство формы и содержания – это не слова, а настоящая журналистика. Был прекрасным человеком, душой компании, книгочеем, имел два высших образования.
В 1990 году вышел Закон о СМИ, и стали рождаться идеи. У Андрея Константинова с Сашей Горшковым – создать собственное агентство журналистских расследований, которое выросло из маленькой рубрики, которая родилась в «Смене». У Саши Николаева была идея, что, может быть, нет смысла в каждой газете держать штат фотокорреспондентов, а лучше иметь такое агентство, которое будет отслеживать все события и работать на город.
Агентство очень быстро себя зарекомендовало, и многие СМИ, даже имея в штате фотокорреспондента, заходили на сайт и смотрели, что пропустили. Он делал и еще одну большую работу – начал собирать архивы. Многие фотокорреспонденты наплевательски относились к своим пленочкам, и есть теперь такие снимки, которые можно найти только у Саши на сайте. Например, знаменитый снимок, на котором сидит молодая Людмила Нарусова, обучает четырехлетнюю дочку Ксюшу и заглядывает к ней в тетрадки. Таких снимков мы больше нигде не найдем.
Мне кажется, что он знал, что у него проблемы с сердцем. Но он не из тех людей, кто бегает по врачам. Отмахивался, когда ему говорили: «Сашка, смотри, у тебя одышка, смотри, у тебя сердце».
Павел Маркин, декан факультета фотокорреспондентов Союза журналистов Петербурга и Ленинградской области:
– Саша сменил меня в газете «Смена» – я ушел в газету «Ленинградский рабочий», а он пришел на мое место и очень активно взялся за работу. Это живчик, который каждый день с утра до вечера снимал, и, на мой взгляд, делал это талантливо и даже гениально.
Последний раз мы виделись с ним вчера на похоронах фотокорреспондента Володи Бертова, выпускника нашего факультета. Саша выступал, говорил очень теплые слова. И ничто не предвещало случившегося. Он говорил, что не сможет быть на кладбище, потому что ему надо ехать снимать зенитовских фанатов. Причем кто-то из ребят мне уже написал, что до этого на съемке он уже падал — тогда ему тоже было плохо и чуть ли не Беглов сам его поднимал.
В 1997 году он создал «Интерпресс», собрал профессиональную команду и руководил ею с блеском, тогда как все остальные агентства у нас в городе приказали долго жить.
К сожалению, сегодня «Интерпресс» совсем сник. Его продукция очень мало кому нужна. Многие газеты убили, как ту же «Смену», которой в этом году исполнилось бы 100 лет, или «Невское время». Сегодня все уходит в Интернет, а там почти нигде не платят. Пришли непрофессионалы в руководство СМИ, которые считают, что их сотрудник снимет телефоном, в ту же секунду пришлет, и это можно поставить. Но это же совсем не так.
Александр Коряков, руководитель фотослужбы «Коммерсанта» в Санкт-Петербурге:
– Саша всегда был заряженным на оптимизм человеком. Созданный им «Интерпресс» – одно из самых заметных фотографических явлений в городе, бренд города, так же, как и школа Павла Маркина. Через них прошли становление очень много хороших фотографов – народ учился у Маркина и некоторые сразу шли в «Интерпресс». А потом уже уходили дальше.
Сергей Вдовин, фотограф губернатора Ленинградской области:
– Я искал работу и в 2010 году позвонил в «Интерпресс». Меня оценивал редактор Алексей Смышляев, который и познакомил меня с Николаевым. Александр посмотрел мои работы и сказал, что не особо-то я умею снимать и нечего нам, собственно, вместе делать. Но они начали посылать меня на малозначимые съемки, как делали со всеми новичками. А в 2011 году Николаев позвал меня в штат.
Он был учителем, тренером. Иногда хвалил, но в основном ругал. Помню один казусный случай: он отправил меня на заказную съемку для частных клиентов. А сам туда пришел как гость. Я взял не тот объектив. И он сказал: «Моих друзей широкоугольным объективом снимать нельзя» – и устроил мне невероятный разнос. Во время работы в «Интерпресс» год шел за два. Я вышел оттуда с опытом от просто съемки на улице до работы на митингах и на чем угодно.
Ксения Потеева, руководитель фотослужбы «Фонтанки»:
– Для меня работать с Александром Борисовичем всегда было легко – и как фотографу, и как фоторедактору. «В полях» всегда поддерживал, всегда шутил, всегда улыбался. В свое время, даже после нескольких лет на «Фонтанке», для меня было большой гордостью, что мои картинки взяли в «Интерпресс», был какой-то трепет – возьмут или нет. Когда уже мы стали сотрудничать как издание с агентством, всегда можно было позвонить и попросить прислать быстрее картинки с какого-то мероприятия, даже до постановки на сайт «Интерпресс», ни разу не отказал в помощи. Запомнили каким? Да еще не осознали даже. Кажется, что можно поднять трубку и услышать с улыбкой в голосе: «Привет».
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»