Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Марсианин Илон Маск. (фото)

Марсианин Илон Маск. (фото)

В чем его правда и какова его цель

3 089

Вся Россия ликовала, когда он по-русски ответил, «как ему такое». И сам Маск, и его Tesla появляются в лентах новостей ежедневно и давно вышли за пределы чисто автомобильной тематики. Многие считают его просто удачливым пиарщиком, и ошибка здесь в самом корне понимания его феномена. У нас есть предположение, кто этот странный человек и что он делает на нашей Земле.

Илон Маск на днях достиг нового соглашения с Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), согласно которому сообщения в его личном твиттере, касающиеся Tesla, должны проходить предварительную цензуру у квалифицированного юриста. Кроме того, необходимо одобрение остального руководства Tesla.

Запретные темы

Отныне Маску запрещено публиковать без предварительной цензуры любую информацию о:

  • финансовом состоянии или руководстве компании,

  • возможных или предполагаемых слияниях,

  • приобретениях или совместных предприятиях,

  • новых или предлагаемых бизнес-направлениях,

  • прогнозы или оценочные показатели, касающиеся бизнеса Tesla, которые еще официально не публиковались, включая приобретение или продажу акций лично Маском,

  • информацию о любых изменениях в руководстве компании, таких, как смена генерального директора, главного бухгалтера, председателя совета директоров и так далее.

Примерно такой список приводит Techcrunch, отмечая при этом, что достигнутое Маском и SEC соглашение еще должно быть одобрено судьей Аллисон Натан, которая чуть ли не насильно усадила стороны за стол переговоров.

Как иронизирует по этому повод Quartz, теперь Илон может свободно обсуждать в своем твиттере только пять тем. Он имеет право делиться опытом, как рыть тоннели с помощью своей «скучной» компании (Boring company), обсуждать песню «RIP Haramble» про мертвую гориллу, которую он вроде как сам написал. Также Маску разрешено дискутировать на тему огнеметов от Boring Company (классная штука, но 500 долларов за нее – многовато), и уж совершенно безопасно он может превозносить творчество Grimes (нынешней своей подружки, канадской авангардной певицы). И главное – постить фотографии овечек.

Поклонники и ненавистники

Конфликт с чиновниками из SEC – лишь один из эпизодов бесконечного сериала «Плохой мальчик Илон Маск». Пословица «Язык мой – враг мой» – это прямо про него, и история с SEC просто последний случай из серии «доигрался». А до этого десятки не выполненных в срок обещаний, ссор с близкими и увольнение самых верных работников. Да и увольнение самого Илона с поста гендиректора им же созданной компании, известной нам как Paypal. Но тогда противоположная партия в руководстве компании оказалась сильнее Маска, сейчас же вряд ли у него найдутся такие противники хотя бы в одной из полудюжины компаний, которые он успел породить и которыми до сих пор руководит.

За Маском нынче числится SpaceX, Tesla, SolarCity (теперь она часть Tesla), Boring Company, Neurolink и Open AI. Во всех этих компаниях Маск в руководстве – или на должности гендиректора, или председателя совета директоров, или совмещает обе эти функции. Первой компанией Илона была Zip2, купленная Compaq и принесшая ему 22 миллиона долларов, затем был X.Com., превратившийся в PayPal, который был продан Ebay уже за полтора миллиарда, из которых доля Маска составила еще 165 миллионов.

За исключением Tesla, все компании были созданы Илоном Маском или при его участии. После продажи PayPal Маск превратился в желанного инвестора, которого наперебой зазывали вкладывать деньги в разные, порой весьма неординарные предприятия. Например, одна группа энтузиастов предлагала создать первый частный научный спутник для запуска мышей в космос, а другая навязывала странный проект, возникший на развалинах неудачной попытки GM сделать серийный электромобиль EV1. Проект этот назывался Tesla Motors и имел в своем активе невнятный прототип желтого цвета, к тому же не свой, а арендованный у компании AC Propulsion.

Основателями Tesla были Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг, они и смогли убедить Маска в 2004 году инвестировать в электромобилестроениe. «The rest is history», частью которой является и тот факт, что в кризисном 2008 году они оба были вынуждены покинуть компанию, в основном из-за разногласий с Маском, а Илону пришлось вложить буквально все свои деньги в Tesla и в SpaceX (70 миллионов в первую и 100 миллионов во вторую)

SpaceX выросла как раз из проекта по запуску спутника с мышами. Именно ради него Маск и пытался добыть ракеты в России – в НПО имени Лавочкина и в компании «Космотрас». Но это отдельная история о том, как «российский бизнес» привел американского бизнесмена в такое бешенство, что он решил строить ракеты самостоятельно.

Видео: YouTube/SpaceX

Даже это короткое перечисление отдельных подвигов Маска дает представление о том, насколько у него неуживчивый характер. Даже в собственных компаниях у него есть как поклонники, так и ярые противники. Однако и те и другие отдают дань его лидерским качествам.

На сегодняшний день Маска ненавидят боссы всех основных автомобильных компаний мира, биржевые игроки и финансисты с Wall Street, топ-менеджеры нефтяных энергокомпаний, чиновники из SEC и часть коллег по Силиконовой долине (другая часть его боготворит) – словом, все, кому Маск постоянно путает карты и создает проблемы. Отдельной строкой идут всевозможные аналитики – от биржевых до экспертов автоиндустрии, которые вот уже, наверное, десяток лет предсказывают неизбежный крах и полное банкротство всем компаниям, у руля которых стоит демиург Маск. Плюс в список надо включить главу нашего Роскосмоса и тех самых представителей российской космической отрасли, которые до сих пор считают Маска выскочкой и пиарщиком.

Проблема у всех этих людей одна: Маск никак не вписывается в их привычную картину мира.

Деньги или товар?

Говорят, в бизнесе реализуются два основных подхода: выпускать продукт, чтобы делать деньги, и наоборот – делать деньги, чтобы выпускать продукт. То, что Джобс называл «sales-driven company» в противоположность «product-driven company». Другими словами, во главу угла ставятся либо продажи, либо продукт.

Сам Джобс, безусловно, был сторонником второго подхода – выпуска уникального, лучшего в мире продукта, будь то компьютеры, телефоны или мультфильмы. Продукта, который меняет мир, как изменил его персональный компьютер Macintosh и персональный коммуникатор iPhone.

Маска недаром сравнивают с Джобсом (что Маску, кстати, сильно нравится): его подход как к ракетам, так и к электромобилям аналогичен джобсовскому. «Мы строим автомобили, которые нравятся нам самим. Другие же делают автомобили, основываясь на данных маркетинга или ориентируясь на бухгалтерию» – так сформулировал Маск кредо компании на собрании акционеров.

Но это лишь часть «правды Маска». Просто он выдал ту часть, которая понятна инвесторам автомобильной компании. На самом деле планы Маска, как известно, более обширны и их задача – изменение мира, каким мы его на сегодняшний момент знаем.

Космические корабли, ракеты, солнечная энергия, технологии рытья тоннелей и, конечно, электромобили – все только детали плана Илона Маска по превращению человека в межпланетарное существо. И Tesla здесь промежуточный этап, а не конечная цель.

У Маска нет цели построить самую крутую автомобильную компанию, хотя и так куда уж круче: недавний стартап уже оценивается рынком наравне с грандами индустрии, которые один за другим включаются в гонку по созданию «убийцы Tesla». Но Tesla не собирается с ними конкурировать, это они хотят конкурировать с Tesla.

Именно поэтому к Tesla нельзя подходить как к обычной «автомобильной» компании. Именно поэтому Маск заявлял, что его не страшит перспектива банкротства. Именно поэтому все аналитики, предрекающие смерть Tesla, ошибаются. Компания Tesla существует, чтобы делать электромобили, а не деньги.

В преддверии объявления о провальном с точки зрения бизнеса первом квартале Tesla провела для инвесторов презентацию своего нового бортового компьютера, нового программного обеспечения для него и нового сервиса роботакси. Аналитики поспешили уличить Маска в том, что этой презентацией он хотел смягчить шок от многомиллионных убытков компании, слабых продаж и логистических проблем первых месяцев года. Ничего «смягчить», конечно, не удалось, и акции Tesla предсказуемо пошли вниз (зато уже через несколько дней Маску удалось получить 2,7 миллиарда долларов инвестиций путем размещения ценных бумаг на рынке).

А для всех остальных, у кого нет акций Tesla Inc., презентация Autonomy Day стала окошком в будущее: реальные автономные автомобили-беспилотники уже здесь. В следующем году те, кому повезло жить в нескольких американских городах, где Tesla в первую очередь запустит свои роботакси, смогут сами убедиться, что будущее наступило.

История Tesla очень напоминает то, что происходило с iPhone. В 2007 году, когда Джобс презентовал новый девайс, «большая» индустрия сотовых телефонов подняла его на смех. Новому гаджету предрекали скорый провал, удел нишевого товара для отдельных гиков или дорогой игрушки для богачей. Потом вдруг обнаружилось, что почти все вынуждены так ли иначе перенимать технологии iPhone, чтобы выпускать его «убийц». Но почему-то до сих пор не преуспели, хотя делают аппараты, технически даже более совершенные, чем эппловская продукция. Образцом для подражания все равно остается «яблоко».

Над первым Tesla Roadster тоже смеялись. Tesla Model S заставила кое-кого задуматься. Model X напрягла многих. А появление Model 3 заставило почти всех броситься вдогонку.

Кадр из видео Tesla в YouTube

Уже сейчас есть машины, которые «лучше Tesla». Недаром титул «Автомобиль года» получил электрический Jaguar I-Pace. «Фонтанка» подробно рассказывала, в чем он превосходит «Теслу»: и по «автомобильным» параметрам, и сделан во многом качественнее.

Но Tesla Model 3 все равно стала самым продаваемым электромобилем в Европе. А в некоторых странах – просто самым продаваемым новым автомобилем.

При этом аналитикам все еще кажется, что Tesla это несерьезно, а Илон Маск всего лишь отличный пиарщик. Аналитики просто не понимают, что Маск – человек с Марса, а на Марсе совсем другая гравитация и прыгать там можно гораздо выше, чем на планете Земля.

Матвей Циклистов, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях