День Победы с точки зрения маркетинга — не более чем повод для сезонного ассортимента. На котором грех не заработать, пока есть спрос.
Гипермаркеты выставили на продажу патриотические сувениры, которые ненавязчиво объясняют населению, как надо праздновать 9 Мая. Судя по тематическим прилавкам, в этот день уважающий себя россиянин должен обклеить авто снаружи и изнутри лозунгом «Я помню, я горжусь», надеть пилотку или гимнастерку, подарить друзьям открытку в форме фронтового письма, сварить кашу с тушенкой, запастись водкой с георгиевской ленточкой. Георгиевскую ленточку, кстати, продавать вроде как нельзя — но если делать это грамотно, то очень даже можно. «Фонтанка» прошлась по магазинам и приценилась к признакам памяти и проявлениям гордости.
В гипермаркете «Лэнд» к подаче победоносного товара подошли творчески: горлышки водочных бутылок повязали георгиевской ленточкой, рядом разложили пилотки. Для полноты картины не хватает лишь черного хлеба, но такого идеальный покупатель «Лэнда», наверное, не ест. Потому и штендер к «Бессмертному полку» ему предлагают почти за 300 рублей — это самый дорогой вариант рамки для фотографии на палочке из увиденных корреспондентом «Фонтанки» на петербургских прилавках.
Prisma выставила в торговом зале скромную четырехъярусную этажерку из картона. Там остались ценники на пилотку солдатскую и штендер ручной. Но ни того, ни другого на витрине уже нет. Зато есть наклейки на стекло «За мир! За Родину!», керамические кружки с крейсером «Киров» и «Катюшей» (родом из Китая) и «подвеска на зеркало автомобиля с георгиевской лентой». По сути — это георгиевская ленточка, продетая в кусочек картона. На этикетке говорится, что «каждая подвеска имеет свой индивидуальный дизайн», а часть денег «будет перечислена на реконструкцию памятников Великой Отечественной войны». Подвески тоже привезены из Китая.
Объединяет эти сувениры торговая марка B&H. В 2011 году она была зарегистрирована группой компаний «Таргет», чтобы торговать всякой новогодней всячиной. Постепенно ассортимент расширился до Дня народного единства и 9 Мая.
Ассортимент «Призмы» венчает стопка картонных коробок с красной звездой, надписью «Для настоящих мужчин» и с загадочной этикеткой «Подарочный набор любитель острых ощущений». Но вот незадача, коробки пусты. Как объяснили корреспонденту приветливые сотрудники магазина, ценник и коробки остались с 23 Февраля — тогда в них складывали комплекты чего-то съедобного и булькающего. Но теперь, к 9 Мая, предлагаются только коробки: вдруг покупатели захотят сами что-нибудь в них упаковать в День Победы. Коробки хорошие, финские, около двух сотен рублей. Почти даром.
Гипермаркет "Домовой" не стал заморачиваться с отдельными шоу-боксами, но в каком-то смысле выступил лучше всех. Там наклейку праздничную «Мы помним!» вывесили на одной полке с презервативами. Возможно, в сети считают, что помнить и о том и о другом одинаково важно, поэтому осуждать сотрудников супермаркета мы не беремся.
Гипермаркет «Ашан» отличился самым разнообразным ассортиментом. Во-первых, пилотки у них представлены трех видов: взрослая и подростковая подороже и «солдатская» подешевле. Все — уже со скидкой, видимо, чем ближе День Победы, тем пилотка дешевле. Производитель пилоток взрослых и подростковых — ООО «Карнавалия», соответственно головные уборы идут как «карнавальный аксессуар». «Солдатские» отшивает компания «Батик», известна всем мамам детей детсадовского возраста как производитель костюмов плюшевых заек и снежинок. Ее пилотка «солдатская» официально называется «головной убор эпизодического использования». Еще «Ашан» предлагает «ленту для вашего творчества» в цветах российского флага, тульский пряник полукилограммовый с оттиском «Спасибо деду за победу», небесный фонарик зеленого цвета (подразумевается, видимо, солдатский камуфляж — чтобы МЧС раньше времени не засекло летающую угрозу пожара), всевозможные наклейки с орденами, звездами и гордостью восемьдесят восьмого кегля. Редкий товар – «Письмо фронтовое треугольник с Днем Победы», на письме надпись с сомнительной международной политической коннотацией: «Героям слава!» и три звездочки. Хотя каждому взрослому человеку понятно, что лучше, когда звездочек пять. Но окончательно мозг корреспонденту «Фонтанки» сломал «значок «День России» в ассортименте». Это бантик из ленты в цветах российского флага, на который наклеена выпиленная из фанеры надпись «Я (сердечко) Путина». Желая выяснить, кто произвел на свет это чудо, корреспондент взял «значок» в руки и обнаружил под ним другой — со словосочетанием «Святая Русь». Под «Святой Русью» скрывался третий значок, который завершал триптих сообщением: «Спасибо, Путин». Дальше корреспондент копать не стал, ибо нет пределов у глубины патриотического экстаза, а у человеческой психики очень даже есть. Производитель ООО «Филькина грамота», видимо, знает, что творит, — в Интернете компания известна резиновыми масками с лицами политических лидеров (портретное сходство им не льстит) и слоганом «Стань кем захочешь!».
Для детей в «Ашане» подобрали наборы для творчества. «Фантазер» – «Букет на память» – в результате должно получиться пять бумажных гвоздичек, завернутых в газету «Красная звезда». «Нарежьте красную веревочку на части, раскрутите ее», говорится в инструкции. Кто не хочет раскручивать веревочку, может сделать магнит из гипса с бомбардировщиком или фреску с блестками и Кремлем. Тут же предлагается костюм матроса и костюм медсестры. Не подумайте ничего плохого — это детские костюмы, правильные. Детская гимнастерка, в точности повторяющая те, в которых гибли красноармейцы на Синявинских высотах, стоит лишь около полутысячи рублей. «Маскарадную принадлежность «Погоны солдата» корреспондент поднял с пола, цену выяснить не удалось. На этикетке «погон» изображены упитанные дети в костюмах мишки и лисички. Завершает экспозицию «ф/рама Бессмертный полк» на короткой палке и «фоторамка с ручкой» на длинной палке. К слову, в отделе фототоваров аналогичная рамка без «ручки» стоит раза в три дешевле.
Гипермаркет «Лента» выставил штендеры по цене около двух сотен рублей (уже со скидкой), наклейки и живые гвоздики. Среди наклеек затесался грим-карандаш «Триколор», флаг автомобильный «С Днем Победы» (уже известная нам марка B&H), в самом «подвале» тематической этажерки — пилотки по цене штендеров.
В «Леруа Мерлен» не стали отходить от строительно-столярной тематики и ограничились рамками «Бессмертный полк». Ручки, кстати, у них длинные.
В «О'Кее» постарались не хуже, чем в «Ашане». У входа покупателя встречают гелевые наклейки (со слоганом «Впусти в свой дом настроение»), изображающие пузатенького красноармейца со звездой во лбу. Соседи у него под стать: голый купидон, пасхальный петух и триколор с надписью «Я люблю Россию». Дальше — больше. Прилавок с «девятимайскими товарами» пропустить нет никакой возможности — он ярко-оранжевый и над ним свисает флаг с цифрой 9 и призывом «Готовьтесь ко Дню Победы!». На прилавке — штендер на палке (дешевле, чем у конкурентов, но если верить перечеркнутому ценнику, только что он стоил дороже), крупа греча, говядина тушеная, чехлы на боковые зеркала автомобиля «Георгиевский флаг» (торговая марка B&H, снова здравствуйте). Гирлянда «С Днем Победы!» в сложенном виде редуцировалась до оптимистического «ДЫ!», которое читается аж из отдела бытовой химии на другом конце торгового зала. По мелочи — подвески на зеркала, светодиодные значки (надеваешь — и он на тебе мигает, пока электричество не кончится), грим-карандаш для лица.
Пилотка солдатская B&H самая дорогая, почти четыре сотни рублей, потому что с подкладом — правда, радоваться ей до заморозков не получится, на этикетке сказано, что это «сувенирная продукция для кратковременной носки». Есть вариант в четыре раза дешевле — пилотка Action. В пилотке и с раскрашенным аквагримом лицом можно жахнуть салют: хлопушка пружинная и хлопушка пневматическая пиротехникой не считаются, и соседи ничего вам предъявить не смогут. Кроме уже знакомых нам китайских кружек с крейсером «Киров», «О'Кей» завез кружки производства Республики Беларусь с надписью «Наше дело правое!». Солдатскую гимнастерку для мальчика или для девочки можно купить примерно за 8 с половиной сотен рублей. В куче гимнастерок ненавязчиво намекает на майскую оттепель «мангал сборный на барашках» в камуфляжном чехле и «Набор дачника», в который кроме консервов и чая входит «веревка бытовая 10 метров», свисток и карты игральные.
Не отстают цветочные лавки. Кроме обязательных штучных гвоздик, можно купить «Композицию 9 Мая»: герберы, астры, красная звезда из фольги.
А в «Галерее» на Лиговском и вовсе выкатили пулемет и «бревенчатую» стенку для фотографирования. Там можно присесть среди ящиков для снарядов, надеть на голову настоящую металлическую каску, взять в руки аккордеон и попросить, чтобы плакатик «Родина-Мать зовет!» над головой обязательно попал в кадр. Рядом под брендом «Бессмертный полк России» «Галерея» совместно с неким копицентром предлагает футболки, пилотки, кружки и бантики из георгиевской ленты. Девушка-продавец говорит, что патриотическая организация, которая теперь ведает самым массовым шествием памяти погибших в Великой Отечественной войне, с этих продаж никакой коммерческой выгоды не имеет, а богатый каталог «сувенирной атрибутики участника шествия» нужен не для продаж, а для поднятия патриотических чувств.
Венера Галеева
«Фонтанка.ру»