Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Постучатся ко всем. Смольный потратит 160 млн, чтобы поговорить с каждым шестым петербуржцем

Постучатся ко всем. Смольный потратит 160 млн, чтобы поговорить с каждым шестым петербуржцем

2 967
pixabay.com
Источник:

Власти Петербурга объявили аукцион на проведение опроса общественного мнения. Каждого шестого жителя должны спросить о госуслугах и не только.

В конце апреля подведомственное учреждение комитета по информатизации и связи – Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр объявил аукцион на проведение поквартирного опроса 1 миллиона петербуржцев. Социологи удивлены размахом: такого рода исследований не проводилось во всей России никогда.

Объявление о проведении аукциона ценой 161,3 млн рублей появилось на портале электронных торгов 20 апреля. Заявки на участие принимают до 6 мая. Согласно техническому заданию, победитель должен будет провести социологическое исследование среди жителей Санкт-Петербурга о предоставлении государственных услуг в электронной форме через многофункциональные центры. Результатами должны стать ответы горожан о том, как часто они пользуются электронными документами, используют портал госуслуг, как относятся к использованию системы распознавания лиц камерами видеонаблюдения и насколько они информированы о том, что скоро в Петербурге, как и по всей России, телевещание станет цифровым, а не аналоговым.

Как следует из технического задания, в анкете, с которой сотрудники социологического центра должны прийти в квартиры к петербуржцам, должно быть три вопроса про их социально-демографический статус и 12–14 содержательных закрытых вопросов по указанным темам. Всего нужно опросить 1 миллион человек пяти возрастных категорий: 18–24, 25–34, 35–44, 45–54, 54 года и старше в каждом из 18 районов города. Число интервьюеров не оговаривается, однако сказано, что на одного специалиста должно приходиться не более 0,2 процента от всех опрашиваемых в районе. Например, для небольшого Адмиралтейского района это означает, что один интервьюер может опросить там не более 55 жителей, а для гиганта Невского – не более 100.

Все это действо должно завершиться за 18 дней, и еще 7 дней исполнителю дается, если вдруг в анкетах найдут ошибки.

Социологи уже назвали этот аукцион самым масштабным за последние годы в России. По словам исполнительного директора ЗАО «Решение» Владимира Сократилина, теоретически с подобным размахом могли бы работать разве что специалисты по изучению общественного мнения в Китае.

«У нас хороший интервьюер делает максимум 30 простых уличных интервью в день. То есть 540 интервью за 18 дней. Для того, чтобы сделать 1 млн интервью в такие сроки, надо нанять 1852 интервьюеров», – поясняет он.

По данным Петростата, в конце 2017 года в Петербурге горожане проживали в 2,1 млн квартир. При этом, отмечает Сократилин, по его опыту, лишь 20 процентов населения готовы участвовать в социологических опросах, когда к ним приходят лично домой. «То есть в принципе невозможно говорить о какой-то репрезентативности. Поэтому мы квартирные опросы давно не проводим».

Самарский социолог Владимир Звоновский в посте в Facebook добавляет: Петербург побил рекорды, до этого масштабным заказом могла похвастаться лишь Самарская область – там организовывали исследование, в ходе которого надо было опросить 46 тысяч человек.

«Чудо, а не проект», – в комментариях к его посту пишет социолог из Красноярска Ирина Муратова.

Петербургский социолог Мария Мацкевич говорит, что цена за опрос в 160 млн неадекватна: выходит, что за одну анкету заказчик заплатит 161 рубль, а рыночная цена – не менее 500 рублей. «При заданных условиях проведение такого опроса невозможно», – резюмирует она.

Эксперты сходятся во мнении, что качество результатов, которые получат чиновники по итогам заявленного исследования, заранее можно считать весьма спорным.

В обсуждении в Facebook можно встретить слова «распил» и «избирательная кампания», а один из экспертов подмечает: в техническом задании есть оговорка: «Допускается использовать результаты опросов жителей Санкт-Петербурга, которые проведены Исполнителем во втором квартале 2019 года».

Как выяснила «Фонтанка», в Петербурге действительно уже вовсю идут опросы общественного мнения по описанным в техническом задании параметрам. Так, заявивший о намерении баллотироваться в губернаторы Красимир Врански опубликовал запись разговора своей сторонницы Анны из Адмиралтейского района с представителями бюджетной организации Центра помощи семье и детям. Ей звонили дважды и оба раза интересовались, устраивают ли ее качество работы МФЦ, системы оформления льгот и знает ли она о том, что страна переходит на цифровое телевидение. Помимо этих вопросов у Анны уточнили, идет ли она на выборы губернатора, как она оценивает качество работы администрации города, знает ли о программах «Твой бюджет» и «Родной район». Письменно попросили заполнить аналогичную анкету жителя Калининского района – объяснили, что просьба поучаствовать в опросе пришла из районной администрации. В анкете нужно указать, в том числе, номер участковой избирательной комиссии, в шапке говорится, что опрос проводит «Центр изучения общественного мнения».

Судя по анонсам, опубликованным в ряде СМИ и на сайтах муниципалитетов и районов, этот опрос должен был состояться в апреле: «Опрос проводится по инициативе СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Проходить данное исследование будет в поквартирном режиме. Интервьюеры, проводящие опрос, будут носить специальные бейджи с указанием имени и фамилии специалиста. Опрос пройдет с 4 по 30 апреля во всех районах Северной столицы».

«Фонтанка» поинтересовалась у комитета по информатизации и связи, как опрос из будущего мог быть проведен в прошлом, но ответ получила расплывчатый. В комитете подтвердили, что проводят социологическое исследование об удовлетворенности горожанами электронным документооборотом: «По итогам опроса планируется формирование температурных карт осведомленности петербуржцев о предоставлении государственных услуг… Планируется выявление зависимости электоральной активности от степени удовлетворенности государственными услугами, зависимости места проживания горожанина от востребованности системы «Мобильный избиратель», что позволит объективно оценить необходимость формирования участков для голосования, например, в дачных поселках».

О планируемом масштабном опросе-миллионнике (во всех смыслах этого слова), закупку на который объявил Информационно-аналитический центр, чиновники не обмолвились.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях