Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «В итоге нас обвинят в срыве сроков». Авторы «афганского» панно для станции «Проспект Славы» продают его на Avito из-за задержки оплаты (фото)

«В итоге нас обвинят в срыве сроков». Авторы «афганского» панно для станции «Проспект Славы» продают его на Avito из-за задержки оплаты (фото)

6 309
Дизайн-проект вестибюля станции "Проспект Славы"/Ленметрогипротранс

Чиновники Смольного, похоже, довели художников-оформителей строящихся станций петербургского метро до отчаяния. Огромное панно «Афганистан», которое должно было украсить станцию метро «Проспект Славы», выставлено на Avito. «Фонтанка» выяснила, что происходит.

На сайте Avito 30 апреля появилось объявление о продаже панно в честь солдат, 30 лет назад сражавшихся с моджахедами. Мозаика должна была увековечить память воинов на станции метро «Проспект Славы», однако художники физически не могут её смонтировать из-за отсутствия финансирования. Смольный, в лице СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», отказывается работать с ними по первоначально оговоренной схеме и требует перехода на оплату через спецсчет. Художники резонно отвечают – с этой формой расчетов просто физически не успеть в срок.

«Продаётся панно «АФГАНИСТАН» 96м2, материал смальта, – говорится в объявлении на Avito, размещенном 30 апреля. – Это первое панно из смальты, посвященное Афганистану. В центре панно изображен выход войск через мост». Цена не названа. Ксения, чей телефон указан на сайте, сообщила, что обсуждать конкретные условия покупки готова только в ходе личной встречи, уже после майских.

скриншот объявления/avito.ru

Как рассказал «Фонтанке» автор проекта Егор Быстров, в апреле 2019 года одна из структур «Метростроя» – «Управление производственно-технологической комплектации» (УПТК) – заключила с его компанией «Тесер» договор поставки. За 257 млн рублей коллектив художников должен разместить на строящихся станционных комплексах Петербургского метрополитена «Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная» мозаичные панно, в том числе в честь героев войны в Афганистане, а также комплекс витражей.

Работа над произведением искусства велась задолго до заключения этого договора. Раньше им занималась другая компания Быстрова – «Смальта Мозаика», но только между «Метростроем» и художниками были посредники: сначала «Стоун Айленд», а за ней «Циклон-КЗС» (о ее противоречивом опыте работы с «Метростроем» при эксплуатации дамбы «Фонтанка» писала два года назад).

Еще в августе 2018 года «Смальта Мозаика» предупредила, что без оплаты уже выполненных работ попросту не успеет закончить вовремя. По словам Быстрова, до января 2019 года денег «Смальте Мозаике» за выполненные работы так и не поступило, равно как и авансирования по следующему циклу работ, и руководством компании было принято решение в одностороннем порядке расторгнуть договор с ООО «Циклон-КЗС».

Несмотря на все, что происходило с Фрунзенским радиусом – общий срыв сроков по объекту, забастовки метростроителей из-за невыплаченных зарплат, отказ со стороны Смольного от работы с «Метростроем» и потом возвращение к нему же, «различные силы» просили автора художественного проекта Егора Быстрова и его отца, народного художника РФ Александра Быстрова, не бросать работу над проектом. Они и не бросили, выполняя работу за счет собственных средств и средств партнеров.

Итогом этого решения стал договор новой компании Быстрова «Тесера» с УПТК. Выбор конкретного подрядчика объясняется просто: заключить соглашение со «Смальтой Мозаикой» в апреле 2019 года не представлялось возможности, потому что компания задолжала налоговикам 14,5 млн рублей. Как объясняет Быстров, фискалы хотят взыскать налоги за сданные, но не оплаченные работы. В частности, со «Смальтой Мозаикой» до сих пор не расплатились за «Новокрестовскую» и «Беговую», хотя по факту станции уже давным-давно сданы.

Тем не менее, откинув все неприятные воспоминания, компания решила не отказываться от проделанного ранее труда. Художники пошли навстречу Смольному, и цена нового договора снизилась на 10% от утверждённой ранее, уверяют авторы панно. При трехсторонних переговорах с «Метростроем» и Дирекцией транспортного строительства предполагалось, что действовать все будут по схеме: художники, за счет полученного аванса, выполняют весь объем работы, поставляют художественные панно и получают полный расчет за весь комплекс проделанных работ.

Первые средства по новому договору должны были поступить 20 апреля, однако этого не произошло. Как рассказывает Егор Быстров, все дело в позиции Дирекции транспортного строительства, которая не согласовывает «Метрострою» соответствующий платеж. Такой вывод он сделал после общения со строителем городской подземки, Газпромбанком и госучреждением. Заместитель руководителя учреждения Дмитрий Васильев предложил Быстрову перейти в формат прямого взаимодействия с его ведомством и работать по спецсчету. Однако, как объясняет художник, в этом случае невозможно будет закончить работы в срок.

«Генеральный подрядчик должен начать платить. Это даже не авансирование, это те деньги, которыми необходимо закрыть уже выполненные, но еще не сданные работы. Весь предыдущий год по просьбе городских властей и «Метростроя» мы работали за свой счет, в том числе с привлечением заемных средств. Делали мы это для того, чтобы когда работа над Фрунзенским радиусом будет возобновлена, можно было быстро стартовать, – рассказывает Егор Быстров. – На данный момент нам предлагают получить маленький аванс в размере 10 млн рублей, которые будут на спецсчете, что означает, что мы не сможем получить их до окончания проекта. Но мы так не справимся со своими обязательствами – у нас больше нет своих средств, привлечь кредиты тоже уже невозможно. У нас есть сданные и не оплаченные работы за прошлый период – и за «Беговую» с «Новокрестовской», и за Фрунзенский радиус. Вот, например, панно «Афганистан» у нас готово — собрано и лежит. Однако установить его мы не можем — средств нет».

Быстров утверждает, что принципиально не против работы через спецсчет, но в этом случае не удастся выдержать заявленные сроки. Каждую копейку компании придется согласовывать с дирекцией, что, по мнению художника, и погубит оперативность. Быстров объясняет, что работы его компании придется вести в режиме 24/7, а опыт подсказывает ему, что ДТС в таком же режиме работать не будет. Кроме того, в числе расходов у компании-оформителя есть вещи, согласование которых точно не пройдет в ДТС. К примеру, краски, кисти, химия для производства смальты и прочее: все это не купишь в крупных торговых домах. Оплата мозаичистам и художникам, которые выступают как индивидуальные предприниматели, не входит в разрешенный перечень.

«Вот, например, мне необходимо замешать краску. Я не могу пойти в строительный супермаркет и купить её. Она состоит из нескольких компонентов. Аналог — очень дорогая голландская краска, но это отнюдь не лучший вариант. Или, например, кисти – они очень быстро изнашиваются и портятся. Если ДТС будет согласовывать нам каждую трату, то мы просто не успеем закончить все до июля, как нас просят «Метрострой» и заказчик. В итоге нас обвинят в срыве сроков, и это будет категорически несправедливо. На мой взгляд, вся эта ситуация – или саботаж, или глупость отдельно взятого ведомства», – объясняет Быстров.

Со стороны ДТС взаимодействие с художниками ведет заместитель директора Дмитрий Васильев. По словам Быстрова, общение с этим чиновником у его компании не задалось. Так, например, госслужащий спросил о наличии лицензии на художественные работы у обладателя многочисленных медалей и наград, в том числе от экс-губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. В ответ замдиректора Андрей Чесноков предложил Васильеву и его подчиненным почитать 99-й Федеральный закон «Об отдельных видах работ, подлежащих лицензированию», а также не забывать мерить данные работы не строительным аршином, а принимать как искусство, принимая во внимание уникальность проекта и мнение его авторов.

«Очень печально, что с нами пытаются работать как с заядлыми «прогульщиками» и системными нарушителями, забывая при этом об огромном количестве сданных работ в петербургской подземке, в срок, а зачастую и раньше срока и без полной оплаты, как это и произошло на зеленой ветке Петербургского метрополитена. Я согласен с автором проекта, Егором Быстровым, что это явно саботаж, не иначе», – рассказывает замдиректора Андрей Чесноков.

Оценив несговорчивость чиновников и следующую из неё бесперспективность ситуации — предложенная схема не позволяет закончить работы в срок, а значит и оплаты за неё полноценной не будет – коллектив принял решение продать панно. По словам художников, мозаикой якобы уже интересовались и в Белоруссии, и в Казахстане, граждане которых также участвовали в Афганской кампании. Других вариантов погасить все долги художники просто не видят.

Напомним, что последний дедлайн, неоднократно продекларированный устами врио губернатора Петербурга Александра Беглова, для сдачи трех станций Фрунзенского радиуса – 1 сентября 2019 года. Вице-губернатор Эдуард Батанов, который курирует строительство метро, уже заявил, что «Метрострой» уже снова «сильно» отстал от графика. Ни в «Метрострое», ни в ДТС на момент публикации продажу панно «Афганистан» через Avito не прокомментировали, попросив время на то, чтобы разобраться в ситуации.

Михаил Грачев,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях