Инвестиционный вице-губернатор Эдуард Батанов рассказал журналистам, чего ждать от транспортной и инвестиционной отрасли Петербурга в ближайшее время. Ключевое слово «ждать». 25 апреля, вернувшись к смольнинской традиции чаепития с представителями прессы, Батанов за чаем и булочками пообещал составить список удачных и провальных объектов, анонсировал платные транспондеры для ЗСД и посчитал новые мосты через Неву. Но ощущение инвестиционной летаргии пока никуда не делось; Батанов ссылается на принцип «процесс не комментируем, комментируем результат». «Фонтанка» цитирует, пересказывает и позволяет себе реплики.
- «Метрострой»
- Широтная магистраль скоростного движения
- Кудрово, Бугры и Южный
- Трамвай Купчино — Шушары — Славянка
- Другие концессионные трамваи
- СКК
- ЗСД
- Переправы через Неву
- Стройка в устье Смоленки
- Музей Достоевского
- Речной вокзал
- Автовокзал «Южный»
- Канатная дорога
- Сорванные сроки
«Метрострой»
Батанов: «Ситуация отвратительная. Долги есть, кредиторы есть, управление безобразное».
«Фонтанка»: Для того чтобы наращивать долю города в капитале компании, нужен источник финансирования и принятое в соответствии с корпоративными правилами решение. Такого решения нет.
Широтная магистраль скоростного движения
Батанов: «Кто из вас видел экскурсии у моста в створе Фаянсовой — Зольной или съемки на его фоне?»
«Фонтанка»: Первый шаг — подключение к Западному скоростному диаметру — будет реализован в рамках допсоглашения с действующим концессионером, по дальнейшим этапам будут конкурсы. Рассматривается четыре варианта мостового перехода через Неву, один — тоннельного. Вилка по цене — более чем в 4 раза. При этом Батанов готов к тому, что любая стройка вызовет протесты по поводу изменения панорамы существующего моста.
Кудрово, Бугры и Южный
Батанов: «Мы можем надуть щеки и сказать [Ленобласти]: Кудрово — это ваши проблемы. Но это совместные наши проблемы».
«Фонтанка»: Если губернаторы одобрят, Петербург и Ленобласть собираются сформулировать запрос на федеральное софинансирование трансграничных транспортных вопросов. В списке метро до Кудрово и до Бугров, а также те или иные варианты обеспечения южного направления, включая город-спутник Южный. Но одним видом транспорта такие вопросы не решаются, а метро — это долго. Если создать в Кудрово платформу, то можно городской электричкой вывозить людей к «Ладожской».
Трамвай Купчино — Шушары — Славянка
Батанов: «Этот проект значительно лучше, чем аэроэкспресс. Там вообще не было ничего просчитано».
«Фонтанка»: По линии Купчино — Шушары — Славянка «думаем-обсуждаем», решение будет принято в мае. Очень много спорных вопросов, которые требуется урегулировать: считать ли тариф регулируемым или нерегулируемым, вопрос выделения земельных участков.
Другие концессионные трамваи
Батанов: «Что не работает, то отмирает».
«Фонтанка»: По направлению Красного Села обсуждается увеличение интенсивности железнодорожного движения. По линии Южный – Колпино КРТИ ведет проектирование, закончит к концу года; у строящейся станции метро «Южная» предусмотрено пятно для прихода трамвая. Далее решается вопрос о финансовой модели.
СКК
Батанов: «Это очень старое здание, ненамного младше меня. Ему скоро на пенсию».
«Фонтанка»: В конкурсной документации не будет прописано, что конкретно требуется от инвестора — снести спортивно-концертный комплекс или реконструировать его. Решение будет принято по итогам обследования. Батанов считает, что с точки зрения экономики правильнее заменить СКК новым объектом. Объявить конкурс надо в этом году, иначе частные партнеры не смогут гарантировать достройку объекта к чемпионату мира.
ЗСД
Батанов: «Не хочу спонсировать всю страну».
«Фонтанка»: Правительство не намерено раскрывать те пункты концессионного соглашения с «Магистралью Северной столицы», которые являются конфиденциальными. Проверить расходы может Контрольно-счетная палата, которая отчитается перед Законодательным собранием. Между тем обсуждается вопрос введения платы за приобретение транспондера, которой из всех регионов нет только в Петербурге. Цена будет чуть выше себестоимости. Идея такая: в стране заработала единая система, при которой для всех платных дорог России потребуется один транспондер, не важно, где купленный, так что ЗСД с бесплатным носителем остается в проигрыше.
Переправы через Неву
Батанов: «Пока судьба Орловского тоннеля — анонсирование».
«Фонтанка»: Не исключено, что проект Орловского тоннеля вернется, но надо еще выяснить, какие остались компетенции в тоннелестроении. Нужен мост в створе Большого Смоленского проспекта, а также еще 2-3 мостовых или тоннельных перехода — денег на них не предусмотрено.
Стройка в устье Смоленки
Батанов: «Пока ситуация такая, какая есть».
«Фонтанка»: По идее, если инвестор прямо сейчас выйдет на участок и начнет строить, у города не будет формальных оснований его остановить. Но он не выходит, «так совпало».
Музей Достоевского
Батанов: «Всегда есть риск, что инвестор устанет ждать нас и устанет бороться с противниками».
«Фонтанка»: Батанову проект нравится. Есть вопросы к обсуждению — например, вхождение города в состав учредителей компании-инвестора.
Речной вокзал
Батанов: «Я не уверен в идее».
«Фонтанка»: Проект не представят на экономическом форуме, так как он не проработан. Помимо местоположения, Батанова настораживает сама идея.
Автовокзал «Южный»
Батанов: «Сколько нам нужно торгово-развлекательных центров и почему именно там?»
«Фонтанка»: Поступает много предложений о создании транспортно-логистических центров, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что транспортная функция там не основная, в отличие от торгово-развлекательной. К тому же такие объекты надо увязывать с маршрутной сетью, которую надо обновлять.
Канатная дорога
Батанов: «Хочу посмотреть на посадку и высадку с чемоданами. Бастер Китон отдыхает».
«Фонтанка»: Возможности канатной дороги по перевозке пассажиров очень ограничены. Среди прочего, есть презентация такой дороги в Пулково, но это рекреационный погодозависимый вид транспорта. Да и где тот бизнес, который готов вложиться в это и увидит окупаемость?
Сорванные сроки
Батанов: «Я задаю КРТИ вопрос: «Сколько у нас проектов, реализованных без перепроектирования?». Мне ответ: «Ни одного».
«Фонтанка»: В городе постоянные срывы сроков. Но это не всегда вина заказчика или подрядчика. Начинаешь копать — под землей чудеса, много неизведанного, и не надо копать до мезозоя. По документам трубы нет — по факту есть.
Записывал и комментировал
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»