Сеть магазинов электротоваров «220 Вольт» рассказала о претензиях к морскому оператору Maersk за потерю двух своих контейнеров. Как выяснила «Фонтанка», судно шло из Китая в Усть-Лугу и попало в жестокий шторм. Все случилось еще 1 января, но в «220 Вольт» узнали об этом 25 апреля.
Как рассказал гендиректор сети «220 Вольт» Алексей Федоров, сейчас его компания оформляет страховые документы с организацией, которая занимается управлением рисками грузовых компаний. «Финансово мы никак не пострадали», – пояснил менеджер. Груз состоял из строительных измерительных приборов: рулеток, лазерных дальномеров, мультитулов и прочего – всего на $300 тыс. Согласно первоначальному заявлению «220 Вольт», которое было разослано в редакции СМИ 25 апреля, контейнеры утонули в марте. «Фонтанке» удалось установить точную дату потери и почти наверняка их нынешнее местоположение.
«220 Вольт» предоставила «Фонтанке» номера утерянных контейнеров, а трекинговая система Maersk позволяет отследить их передвижения. Как отмечают эксперты по морским перевозкам, обычно точная система в данном случае показывает что-то странное: 2 декабря контейнеры вышли из порта на западе Китая, 2 января прибыли в Бременхафн, потом их погрузили на другое судно и повезли в Усть-Лугу. Дальше как раз и начинаются странности — в Усть-Лугу контейнеры прибыли 6 июня (!), их там якобы разгрузили, но в тот же день будущего, 6 июня, они оказались в порту Гданьска.
«Фонтанка» попросила европейский пресс-офис Maersk объяснить эти данные, но пока ответа не получила.
Эксперты поясняют, что, судя по данным трекинговой системы перевозчика, контейнеры приехали в Бременхафн поврежденными, а не утонули. В реальности, скорее всего, речь идет о некорректной работе системы, которая показывает не то, что случилось с контейнерами, а то, что с ними должно было произойти, по мнению компьютера. Так что неудивительно, что после разгрузки в Усть-Луге система «отправила» их в Гданьск, ведь номер контейнера говорит лишь о нем самом, а не о грузе. Видимо, так было запланировано до злосчастного шторма.
Однако в «220 Вольт» настаивают: их контейнеры именно что утонули, и предъявили редакции написанные в Maersk официальные претензии. Первоначально компания сообщила в официальном пресс-релизе, что это случилось 20 марта. Но, как выяснила «Фонтанка», это лишь дата, когда петербургская фирма получила окончательную информацию о пропаже своего груза. А это случилось спустя два с половиной месяца после даты реальной потери.
Если считать данные трекинга перевозчика верными, контейнеры «220 Вольт» следовали в Бременхафн на судне MSC Zoe. Это один из крупнейших в мире контейнеровозов вместимостью около 20 тыс. TEU (стандартных 20-футовых контейнеров). Именно это судно 1 января 2019 года стало героем новостей по всей Европе. Тогда над Северной Европой властвовала стихия. Некоторые волны в Ботническом заливе достигали 14 метров, порывы ветра – 41,6 метра в секунду. Кое-где ветер дул со скоростью 32,5 м/с – это рекордный показатель за всю историю измерений финского Метеорологического института на море.
Во время того жестокого новогоднего шторма с MSC Zoe и смыло сразу 345 контейнеров. Как сообщили «Фонтанке» в «220 Вольт» после уточнения, именно это судно действительно перевозило их груз, и именно тогда он и был утерян.
Как шутит Алексей Федоров, «поскольку контейнеры затонули в Балтийском море, то вполне можно ожидать прилива из мультитулов в Санкт-Петербурге».
К сожалению, на это не стоит надеяться: контейнеры выбросило на берег в Голландии и Германии. По меньшей мере 21 контейнер и их содержимое — плазменные панели, игрушки и мебель — оказались на голландских островах Влиланд и Терсхеллинг. Экологи тогда били тревогу: в трех смытых за борт контейнерах транспортировались ядовитые и взрывоопасные органические пероксиды.
Часть контейнеров также прибило к берегам немецкого острова Боркум. Жителям достались даже новенькие мопеды. Мэр общины Терсхеллинга Берт Вассинк тогда заявил, что очистка побережья от мусора займет несколько дней.
«Нам никогда не приходилось иметь дело с чем-то подобным. Время от времени мы доставали контейнеры из воды, но никогда в таких масштабах», — сказал он. Если повезет, «220 Вольт» могли бы поискать свои товары там, организовав подводную поисковую операцию. Но куда надежнее — дождаться компенсации от перевозчика.
«Возмещение фактических убытков будет в денежном эквиваленте или в том виде, о котором договорятся стороны. Если говорить о сроках, то, если последует судебное разбирательство, вопрос будет решаться дольше. Тем не менее мы надеемся на досудебное урегулирование», – рассказала «Фонтанке» Виктория Жданова, старший партнер адвокатского бюро «Инмарин», которое представляет интересы «220 Вольт».
Денис Лебедев,
«Фонтанка.ру»