Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Власть «Японцы обеспокоены, но их особо никто не спрашивает».

«Японцы обеспокоены, но их особо никто не спрашивает».

Зачем приехал Ким Чен Ын и почему любой лидер России поступил бы как Путин

4 573
Юрий Смитюк/ТАСС
Источник:

Переговоры с Ким Чен Ыном нужны Владимиру Путину для демонстрации миру статуса супердержавы. Так бы делал любой другой лидер России. Никаких прорывных новостей из Владивостока ждать не стоит, рассказал «Фонтанке» кореист Андрей Ланьков.

Встреча Владимира Путина и Ким Чен Ына войдет в учебники истории, но нужнее она лидеру КНДР. Ему необходимо кормить народ. Хотя и Владимиру Путину, как президенту страны, где Дальний Восток строят северокорейские рабочие, есть о чём просить внука Ким Ир Сена. Глобальных итогов эта запланированная на 25 апреля встреча принести не может, поэтому пресса и пишет то про лимузин председателя Трудовой партии Кореи, то про его пыльный бронепоезд, который встречают «хлебом-солью», то про российских студентов, которым из-за переговоров придётся заниматься спортом на улице. Единственный геополитический плюс Кремля – демонстрация своего присутствия в регионе как переговорщика «на третьих ролях», рассказал «Фонтанке» профессор Университета Куньмин в Сеуле Андрей Ланьков.

- Андрей Николаевич, лидеры КНДР не так часто ездят в Россию. Прошлый раз 8 лет назад. Что случилось сегодня, что Путин в середине апреля 2019 года пригласил Ким Чен Ына в гости?

– Путин пригласил Кима в гости больше трёх лет назад. Правильнее будет сказать, а что заставило Ким Чен Ына вспомнить об этом приглашении и всё-таки поехать в Россию. А случился Ханой. Случились неудачные переговоры с США, в ходе которых КНДР не получила ничего из того, на что рассчитывала. Ничего от слова «совсем». Сейчас Северная Корея столкнулась с крайне неприятной ситуацией. В 2016-2017 годах были приняты санкции ООН, которые являются беспрецедентно жёсткими. Они запрещают любую нормальную торговую деятельность. Впервые санкции напрямую направлены против всей экономики станы. В Ханое Ким пытался договориться об обмене санкций на сдачу части своей ядерной программы, однако американская сторона сочла обмен неравноценным. Санкции остаются. Похоже, что экономическая ситуация в КНДР начинает ухудшаться. Это крайне беспокоит Кима. В поисках выходов из ситуации он и приехал в Россию.

- Россия разве может действовать в обход международных санкций?

– Россия может сделать вещи, которые не будут нарушать режима международных санкций. Например, санкции не запрещают поставку гуманитарной помощи, включая продовольствие, медикаменты и минеральные удобрения. Северокорейцы в последние месяцы активно обращаются с простой просьбой предоставления именно этой помощи. Вторая проблема – проблема северокорейских рабочих в России. В 2017 году их было немногим более 30 000 человек. Сегодня осталось не более 10 000 человек. В соответствии с санкциями, Россия взяла на себя обязательства этих рабочих к концу 2019 года отправить домой. Для КНДР это достаточно большая неприятность. Переводы, которые поступают от рабочих из-за рубежа, являются важным источником валютных поступлений в бюджет КНДР. Не исключено, что Путин и Ким обсудят варианты, которые позволят их перерегистрировать каким-нибудь странным образом. Например, оформить как студентов.

- Зачем Владимиру Путину делать хорошо КНДР? Ему можно уже не опасаться за имидж в остальном мире? Отступать уже некуда?

– На месте Путина любой Иванов, Петров и Сидоров вели себя точно так же. Ни о какой дружбе с КНДР речи не идёт. Во-первых, присутствие рабочих КНДР в РФ выгодно России. В администрации Приморского края волком воют от того, что у них исчезают рабочие из КНДР. Я это сам слышал ещё несколько месяцев назад. Корейцы там – это треть всей рабочей силы, занятой на строительстве. И речь идёт не о том, что просто уехала треть строителей. Речь о том, что уехали лучшие. Сделка необходима и самим рабочим. Их принято изображать рабами, которых чуть ли не насильно ловят на улицах северокорейских городов и отправляют на заработки в страшную Россию. Это неправда. Каждый рабочий дал взятку, чтобы выехать из КНДР. Хорошую взятку, которая соответствует примерно годовой зарплате хорошего рабочего в Корее. Никто в XVII веке в Африке не давал взятку, чтобы ему разрешили уехать работать на карибские сахарные плантации. И никто, вернувшись с плантаций, не откладывал тогда денег, чтобы поехать снова. В КНДР же деньги откладывают именно на это. Да, условия работы за границей очень тяжёлые. Большую половину заработка нужно отдавать государству. Но даже то, что остаётся, является, по меркам КНДР, огромной суммой.

- Путину эти переговоры нужны только ради экономики Дальнего Востока? Вопросы стратегических вооружений, денуклеаризации корейского полуострова не будут подниматься?

– Я пока не вижу вообще никакого заигрывания с товарищем Кимом ни по каким направлениям. Но очевидная главная задача этих переговоров для Путина – напоминание мировому сообществу о том, что Россия существует, является великой державой и имеет свои интересы в Северо-Восточной Азии. Дело в том, что за последние несколько лет Россия оказалась практически вытеснена из переговорного процесса в этом регионе. Сейчас решающую роль играют там США и сама КНДР. Все другие участники на вторых ролях. А Россия на третьих, если не на четвёртых. Влияние есть. Пусть и не большое. Это нужно показать. А когда я слышу про плохого диктатора Путина и плохого диктатора Ким Чен Ына, я хочу сказать только одно: если вдруг Россией будет руководить другой, демократически избранный президент, как бы его ни звали, он будет делать по КНДР всё ровно то же самое. Абсолютно один в один.

- Северная Корея в качестве аргумента с оппонентами всегда использует оружие. Демонстрирует военную силу. Ким приехал через полтора месяца после того, как возобновили работы на ракетном полигоне. Значит ли это, что Россия в этом смысле тоже союзник по силовому шантажу?

– Нет, конечно. Задача России в среднесрочной перспективе – стать союзником. Не потому, что Россия такая добрая и хорошая, а потому, что любая буча и неприятность вдоль восточных границ России представляет прямую угрозу, контролировать которую при нынешней экономической ситуации может оказаться непросто. Вторая задача России – сохранение статус-кво, России не нужны резкие изменения в регионе: ни война на Корейском полуострове, а конфликт к ней может привести, ни революционное падение семьи Кимов, которое может повлечь возникновение в северной части страны марионеточного прокитайского режима. Нам не нужно объединение Кореи не только из-за угрозы прокитайского режима, но и из-за угрозы объединения под эгидой Сеула, которое приведёт к созданию проамериканского режима. И то, и то - плохо.

На третьем месте среди задач находится, конечно, ядерное разоружение. Россия является одной из пяти признанных ядерных держав. Из всех них Россия обладает самым маленьким номинальным ВВП. У нас, скажем мягко, не лучшим образом обстоят дела с союзниками. В этой обстановке Россия больше других официально признанных ядерных держав заинтересована в сохранении своего привилегированного положения. Любое расползание ядерного оружия России не идет на пользу. Я уже не говорю о том, что Северная Корея – это не та страна, которую принято считать надежным союзником. Они свои собственные союзники, больше ничьи.

Более того, добавлю, что уже больше года КНДР соблюдает мораторий на ядерные испытания и ракетные запуски. Это вызвано прагматическими причинами. Они боятся президента Трампа, что он поведет себя по-ковбойски и применит силу. Это будет вести к дальнейшему повышению напряженности в целом. В ответ Северная Корея может нанести удар по Южной Корее. Потому что у Трампа есть репутация, что о безопасности союзников он не особо беспокоится. Поэтому все разговоры об испытаниях оружия – это все средства давления на США, попытки загнать их за стол переговоров и вынудить на какой-то компромисс.

- Поэтому слова пресс-секретаря Путина, Пескова, о том, что неверно считать, что Путин попытается вернуть Кима к многосторонним переговорам по денуклеаризации, подтверждаются?

– К переговорам о денуклеаризации, я полагаю, они еще вернутся неоднократно. Просто денуклеаризации не будет, а переговоры – никаких проблем.

- Северная Корея может перепродавать нашу гуманитарную помощь и получать таким образом прибыль?

– Объемы гуманитарной помощи России Северной Корее всегда были в десятки раз меньше, чем помощь со стороны, например, Китая. И я не ожидаю, что эта ситуация радикальным образом изменится. Кроме того, сейчас перед Северной Кореей стоит конкретная задача: в стране ухудшается продовольственное положение. Не катастрофически, но ощутимо. И правительство в принципе готово, если нужно, жертвовать жизнями, например, для сохранения своего ядерного потенциала, но если есть возможность, они не жертвуют населением, они не маньяки. Есть и практическое соображение. В первые годы правления Ким Чен Ына ситуация в стране улучшалась быстро, и новый кризис может спровоцировать волнения. Так что шкурные соображения способствуют тому, что правительство Северной Кореи сейчас постарается получить по максимуму гуманитарной помощи со всего мира и распределить ее среди собственного населения. Начиная с населения крупных городов, члены семей чиновничества, дети – тех, кого они считают наиболее ценными. Если что-то останется, то раздадут остальным. А продавать – нет. Наоборот, практически каждый год несколько сот тысяч тонн риса закупалось на коммерческой основе.

- Ждать, что Россия начнёт «незаметно» помогать КНДР оружием, тоже не стоит, конечно же?

– Зачем? Склонная к конфликтам страна, которая в первую очередь думает о своих интересах, не лучший покупатель оружия. СССР и в лучшие годы им не особо охотно поставлял военные товары. Даже 50 лет назад в КНДР не поставлялись относительно новые виды вооружений. Именно из-за опасений, что они могут быть использованы в провокационных целях или как раз быть проданы третьим странам.

- Переговоры на острове Русский не беспокоят Южную Корею?

– А почему они должны беспокоить Сеул?

- Хотя бы потому, что северокорейские спецслужбы гоняли журналистов Южной Кореи по аэропорту во Владивостоке!

– Гоняли, да. Потому что журналисты эти лезли. К вам когда-нибудь лезли журналисты из Южной Кореи? Ко мне лезли. И у меня возникало острое сожаление, что у меня нет охраны, которая могла бы их погонять. Но в любом случае южнокорейская позиция нашим людям очень плохо понятна. В России многим кажется, что Южная Корея денно и нощно пытается то ли завоевать КНДР, то ли подчинить, то ли боится Пхеньяна. Но сейчас у власти в Южной Корее администрация президента Мун Джэина (12-й президент Республики Кореи с мая 2017 года. – Прим. ред.). Это левые националисты, которые к Северной Корее относятся не то чтобы позитивно, но очень чётко настроены на мирное существование. Их очень беспокоит крайне жёсткая линия США. Они с огромным удовольствием будут воспринимать любые действия, направленные на саботаж жёсткой американской линии. Кто сейчас готов завалить КНДР гуманитаркой, так это именно Южная Корея. Но они не делают этого именно потому, что американцы в отношении юга занимают жёсткую позицию. А Сеул готов обеспечить финансовое цунами Пхеньяну за счёт своих налогоплательщиков.

- Неужели японцы тоже не беспокоятся, что их давний «друг» КНДР демонстративно «дружит с Россией»? С Россией, которая вроде как старательно дружит с Токио в последнее время.

– Японцы обеспокоены, да. Но их особо никто не спрашивает. Они сторонники жёсткого курса в отношении КНДР. И, конечно, для них десятки тысяч тонн зерна, которые могут быть поставлены в КНДР, означают, что северокорейское правительство будет сталкиваться с меньшим давлением внутри страны.

- В сухом остатке, никаких революций и прорывных новостей встреча на острове Русский не принесёт?

– Максимум – сдвиги по продовольствию. И не совсем законные комбинации по северокорейским рабочим.

- Печально осознавать, что российские власти сейчас магнитятся только с такими ребятами как Ким.

– Вы не правы. Всё, что происходит, это нормальная политика. Я могу напомнить, как в 1972 году, когда у власти в Китае находилось совершенно безумное правительство товарища Мао, США с огромным удовольствием заключили с ним военный союз против СССР. Международная политика не очень связана с идеологией. Повторюсь, если на следующих выборах товарищ Путин, обливаясь слезами, обнимаясь с товарищем Сечиным, уедет в Швейцарию, а на их месте окажутся какие-нибудь Алексеи Навальные, то новые будут вести себя точно так же абсолютно.

Николай Нелюбин,
специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях