Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Китайский императорский завод: легендарный петербургский фарфор ИФЗ приезжает из Поднебесной и Польши (видео)

Китайский императорский завод: легендарный петербургский фарфор ИФЗ приезжает из Поднебесной и Польши (видео)

32 102
Константин Селин/"Фонтнака.ру"/Архив

Императорский фарфоровый завод заказывает тонны китайского и польского фарфора. Причем в Петербург изделия приходят, в том числе, и уже с проставленным клеймом ИФЗ - Imperial Porcelane и в знаменитой кобальтовой сетке. Причем в закупке фарфор стоит в 3-5 раз ниже розничной цены в России. На предприятии утверждают что вся продукция сделана в Петербурге и называют подозрения «бредом».

Императорский фарфоровый завод — бренд с 275-летней историей. Его произведения представлены в Эрмитаже, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитен-музее, а продукция пользуется заслуженной популярностью во всем мире и является одним из символов Петербурга и России. Корреспондент «Фонтанки» бывал в корпусах на проспекте Обуховской Обороны — общался с работниками и художниками, снимал процесс ручной росписи изделий. Поэтому поначалу редакция не поверила в то, что предприятие может закупать и продавать китайские и польские поделки под видом собственных. Но полученные копии контрактов ИФЗ на миллионы долларов с зарубежными партнерами говорят сами за себя.

Номенклатура зарубежной продукции, о которой стало известно «Фонтанке» (бумаги мы не можем опубликовать из-за юридических ограничений), весьма обширна: от отдельных декоративных сервизов до целых коллекций. И что особенно обидно, в списке есть чашки, блюдца и чайники со знаменитой кобальтовой сеткой — эксклюзивным декором предприятия. Причем на часть изделий проставляется штамп ИФЗ – Imperial Porcelane.

Выручка Ломоносовского фарфорового завода за 2017 год составила 1,98 млрд рублей, а себестоимость продукции — 720 млн рублей. Если сложить лишь известные «Фонтанке» контракты, можно предположить, что треть всей продукции ИФЗ — более 250 млн рублей — приходила из-за рубежа. Сколько поставляется по не известным «Фонтанке» контрактам — загадка. Но поставщиков может быть больше. Даже больше десятка.

При этом в фирменном магазине ИФЗ на Невском проспекте корреспондента «Фонтанки» на аккуратный вопрос, где же производится вся их продукция, лишь снисходительно смерили взглядом и отчеканили: «Императорский фарфоровый завод находится у нас, в Санкт-Петербурге, метро "Ломоносовская"». А на слова о том, что якобы товар везут из Китая, спросили: «Вам это китайцы рассказывают?» Аналогичное заверение о петербургской сущности товара «Фонтанка» получила и по телефону официального интернет-магазина.

Председатель совета директоров Императорского фарфорового завода Галина Цветкова, семья которой владеет предприятием, заявила, что ей неизвестно о зарубежных контрактах на поставку готовых изделий.

— Мы сырье покупаем не в России. Что делать, если его здесь не производят? Но вся кобальтовая сетка делается у нас на заводе, мы даже расширили количество рабочих мест для росписи. Это бренд, и даже не сомневайтесь (в происхождении), — заявила она корреспонденту «Фонтанки».

Генеральный директор завода Татьяна Тылевич была еще более категорична.

— Мы не будем этот бред комментировать! Зачем? Мы готовы вам показать производство, 1200 сотрудников, все работает и действует, — заверила топ-менеджер.

Польские и китайские корни

Тем не менее, как видит «Фонтанка» по документам, из-за границы приходят уже изделия с декором. Например, чашки с блюдцами и чайники с кобальтовой сеткой поставляет польский завод Porcelain Kristoff из городка Валбжих у польско-чешской границы. Компания работает непрерывно с 1831 года, и её продукция экспортируется в Восточную Европу и Северную Америку с XIX века. Контракт за подписью гендиректора ИФЗ Татьяны Тылевич гласит, что польский завод должен производить изделия по спецификациям и рисункам, представленным петербургским предприятием. Относительно недавно он продлен до 31 декабря 2020 года.

В инвойсе от 9 ноября 2017 года подарочный чайный набор по форме соло с декором «кобальтовая сетка» проходил по цене 18,21 евро. По нынешнему курсу это чуть больше 1300 рублей. В магазине он продается по цене почти в 3,5 раза дороже — 4437 рублей. А наборы из чашки и блюдца с тем же узором варьируются от 5,29 (385 рублей) до 6,38 евро (465 рублей). В магазинах чашку и блюдце можно найти в 4–5 раз дороже.

При этом в интервью «Деловому Петербургу» в 2017 году сама Тылевич признавала, что предприятие работает с польским заводом. Но только в рамках не фарфорового ассортимента. Завод поставлял стекло с рисунком «кобальтовая сетка» для ИФЗ по эскизам петербургского предприятия.

Договор на 3 млн долларов с китайским поставщиком Yong Feng Yuan, также за подписью Тылевич, заключен в 2010 году и сейчас продлен до 31 декабря 2019 года. Это один из старейших производителей фарфора в Поднебесной — фирма была основана в 1795 году. Её штаб-квартира находится в Шэньчжэне, а производство — в индустриальных парках Ичунь в провинции Цзянси и во Внутренней Монголии. Годовой объем производства составляет 250 миллионов единиц.

Корреспонденту «Фонтанки» удалось дозвониться в компанию под видом потенциального покупателя. Его переадресовали в международный департамент компании, где сотрудница с европейским именем Мэнди легко подтвердила, что знает о работе с петербургским заводом. Ее фирма может произвести для нас такую же продукцию, как для ИФЗ, и надо прислать конкретный запрос по WeChat, главному китайскому мессенджеру.

На польском заводе были более аккуратны в словах. Вежливо выслушав легенду редакции о том, что нам нужны такие же чашки и блюдца, какие делаются для ЛФЗ, менеджер отдела продаж предложила прислать конкретный запрос на почту. Вопрос, могут ли на заводе сделать полные копии посуды ЛФЗ, поляки обошли стороной.

Также в распоряжении «Фонтанки» есть копии контрактов с китайскими Guangxi Beilui Ruianhang и с Zhang Jiagang Lucky Metal Arwares. На официальные запросы редакции, уже как СМИ, зарубежные заводы не ответили. А в пресс-службе ИФЗ после паузы, взятой на раздумье, отказались от комментариев.

Трудные времена для фарфора

Товарами из Китая никого не удивить — даже на смартфонах Apple не стыдятся писать, что они произведены в Поднебесной. И на ЛФЗ уже не первый год ходит идея, чтобы оставить в Петербурге только производство высокохудожественных изделий.

Игроки рынка считают, что умеренную закупку за рубежом можно считать разумной стратегией — не всё можно произвести в Северной столице, а новые форматы изделий необходимы для расширения ассортимента. Но об их происхождении надо честно предупреждать покупателей.

О причинах, которые могли толкнуть завод на такого рода обратное импортозамещение, «Фонтанка» подробно писала — они сугубо экономические и указаны в последнем доступном годовом отчете за 2017 год. В нем говорится, что с 2014 года наблюдается устойчивый рост популярности стеклянной посуды, главного конкурента фарфора, — она качественная, бывает всех возможных видов и, что главное, имеет доступную цену.

Следствием этого стало сокращение доли фарфоровой посуды на рынке. Ситуация осложняется сокращением покупательской способности населения. Наметились тенденции оттока покупателей из среднего ценового сегмента в низкий и отказа от приобретения дорогостоящих изделий для ежедневного использования. При этом в среднем ценовом сегменте, где в основном работает ИФЗ, идет увеличение стоимости конечной продукции из-за роста цен на сырье, материалы и ресурсы.

В отчете говорится, что в 2017 году выпуск товарной продукции у завода снизился по сравнению с 2016 годом на 7%, а еще в 2015 году темп прироста составлял 10%. Год назад генеральный директор Татьяна Тылевич объявила о курсе на диверсификацию продукта под массового потребителя. Предприятие стало ориентироваться на массовый сегмент, в котором уже активно работают конкуренты – Башкирский фарфоровый завод и Дулевский фарфоровый завод, белорусские и китайские производители.

Если у ИФЗ появится желание высказать свою точку зрения и рассказать о реальном положении дел, «Фонтанка» готова предоставить такую возможность.

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
43
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях